кандидат юридических наук, доцент кафедры информационного права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Одним из основных начал правового регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является закрепленный в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон об информации) принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления.
В условиях реализации новых тенденций цифрового развития этот принцип является базовой ценностью в контексте заявленных стратегических национальных приоритетов Российской Федерации по развитию информационного общества. Достоверность информации можно считать и ключевой характеристикой нового состояния информационного общества, определяемого как общество знаний, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеет достоверная информация.
Основанный на сущностных свойствах информации принцип достоверности означает, что информация должна быть полным и точным отражением событий и фактов объективной реальности.
В Законе об информации этот принцип конкретизируется в нормах ст. 14 применительно к информации, обрабатываемой в государственных информационных системах. Так, в соответствии с п. 9 ст. 14 Закона об информации на государственные органы возложена обязанность обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в государственной информационной системе, доступ к указанной информации, а также ее защиту от разного рода неправомерных действий (уничтожение, копирование, распространение и др.). Следовательно, достоверность является обязательным требованием при обеспечении доступа к официальным сведениям, используемым в деятельности органов публичной власти, в особенности, когда речь идет об электронных массивах информации.
В региональном законодательстве достоверность информации также закрепляется при разработке правовых режимов государственных информационных систем.
Например, в Положении об автоматизированной информационной системе управления проектной деятельностью в Свердловской области, утвержденном Указом Губернатора Свердловской области от 28.02.2018 № 117-УГ, принцип достоверности обозначен в качестве основополагающего при построении системы. При этом устанавливается, что достоверность данных основывается на ответственности участников информационного взаимодействия за своевременное и достоверное представление информации, в связи с чем на пользователей информационной системы возложена обязанность обеспечивать полноту, достоверность и своевременное размещение информации в системе.
В Положении о региональной информационно-аналитической системе управления развитием территории Свердловской области, утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 19.09.2017 № 708-ПП, также отмечается, что данная региональная информационная система строится исходя из принципа обеспечения полноты, достоверности, актуальности и целостности информации, размещаемой в системе.
Как самостоятельное требование к формированию государственных информационных систем Свердловской области достоверность обозначена в Положении о государственной информационной системе в сфере здравоохранения Свердловской области, утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2023 № 980-ПП, в Положении о государственной информационной системе Свердловской области «Единое цифровое пространство», утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2022 № 925-ПП, и в других нормативных правовых актах.
В условиях цифровизации все важнейшие информационные ресурсы государства сосредоточены в информационных системах. С развитием новых форм взаимодействия между государством и гражданским обществом на основе использования цифровых технологий органы публичной власти, граждане и организации вынуждены постоянно обращаться к официальной информации, содержащейся в государственных информационных системах. Такая информация необходима для предоставления публичных услуг и исполнения публичных функций, в нередких случаях она служит основой реализации прав и законных интересов граждан и совершения юридически значимых действий.
С ее достоверностью напрямую связано правовое качество жизни общества.
Поэтому государственные информационные системы должны обеспечивать достоверность содержащейся в них информации. То есть, во-первых, возможность получения доступа к сведениям, а во-вторых, возможность руководствоваться этими сведениями и полагаться на них в своей деятельности.
В условиях реализации новых тенденций цифрового развития этот принцип является базовой ценностью в контексте заявленных стратегических национальных приоритетов Российской Федерации по развитию информационного общества. Достоверность информации можно считать и ключевой характеристикой нового состояния информационного общества, определяемого как общество знаний, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеет достоверная информация.
Основанный на сущностных свойствах информации принцип достоверности означает, что информация должна быть полным и точным отражением событий и фактов объективной реальности.
В Законе об информации этот принцип конкретизируется в нормах ст. 14 применительно к информации, обрабатываемой в государственных информационных системах. Так, в соответствии с п. 9 ст. 14 Закона об информации на государственные органы возложена обязанность обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в государственной информационной системе, доступ к указанной информации, а также ее защиту от разного рода неправомерных действий (уничтожение, копирование, распространение и др.). Следовательно, достоверность является обязательным требованием при обеспечении доступа к официальным сведениям, используемым в деятельности органов публичной власти, в особенности, когда речь идет об электронных массивах информации.
В региональном законодательстве достоверность информации также закрепляется при разработке правовых режимов государственных информационных систем.
Например, в Положении об автоматизированной информационной системе управления проектной деятельностью в Свердловской области, утвержденном Указом Губернатора Свердловской области от 28.02.2018 № 117-УГ, принцип достоверности обозначен в качестве основополагающего при построении системы. При этом устанавливается, что достоверность данных основывается на ответственности участников информационного взаимодействия за своевременное и достоверное представление информации, в связи с чем на пользователей информационной системы возложена обязанность обеспечивать полноту, достоверность и своевременное размещение информации в системе.
В Положении о региональной информационно-аналитической системе управления развитием территории Свердловской области, утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 19.09.2017 № 708-ПП, также отмечается, что данная региональная информационная система строится исходя из принципа обеспечения полноты, достоверности, актуальности и целостности информации, размещаемой в системе.
Как самостоятельное требование к формированию государственных информационных систем Свердловской области достоверность обозначена в Положении о государственной информационной системе в сфере здравоохранения Свердловской области, утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2023 № 980-ПП, в Положении о государственной информационной системе Свердловской области «Единое цифровое пространство», утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2022 № 925-ПП, и в других нормативных правовых актах.
В условиях цифровизации все важнейшие информационные ресурсы государства сосредоточены в информационных системах. С развитием новых форм взаимодействия между государством и гражданским обществом на основе использования цифровых технологий органы публичной власти, граждане и организации вынуждены постоянно обращаться к официальной информации, содержащейся в государственных информационных системах. Такая информация необходима для предоставления публичных услуг и исполнения публичных функций, в нередких случаях она служит основой реализации прав и законных интересов граждан и совершения юридически значимых действий.
С ее достоверностью напрямую связано правовое качество жизни общества.
Поэтому государственные информационные системы должны обеспечивать достоверность содержащейся в них информации. То есть, во-первых, возможность получения доступа к сведениям, а во-вторых, возможность руководствоваться этими сведениями и полагаться на них в своей деятельности.