кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Одной из основных гарантий в сфере оплаты труда работников является гарантия такой оплаты без какой бы то
ни было дискриминации. При этом трудовым законодательством определено, что соблюдением данного правила будет такая оплата труда, размер которой определяется с учетом количества и качества работы, квалификации работника и условий труда, в которых он работает. При этом государством гарантируется оплата труда в размере
не ниже установленного минимального размера.
В этой связи на протяжении многих лет практикой ставится вопрос о том, какая именно величина подлежит сравнению с минимальным размером оплаты труда. Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс РФ) не может быть ниже минимального размера оплаты труда месячная заработная плата работника, которая включает в себя в том числе компенсационные и стимулирующие выплаты. Данное правило позволяет работодателям говорить о том, что с гарантированным работникам минимальным размером оплаты труда нужно сравнивать сумму всех причитающихся работнику в соответствующий месяц выплат независимо от оснований их установления. В частности, в размер заработной платы, сопоставляемой с минимальным размером оплаты труда, работодателями нередко включаются доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (в ночное время, во вредных и опасных условиях труда, в особых климатических условиях, сверхурочно и т. п.). Кроме того, доплаты за такого рода работу определяются исходя из окладов или тарифных ставок и не учитывают причитающихся работнику за работу компенсационных и стимулирующих выплат.
На неконституционность такого подхода обратил внимание Конституционный суд Российской Федерации (далее — Конституционный суд РФ). Начиная с 2017 года Конституционный суд РФ указывает, что оплата за работу в отклоняющихся условиях без учета компенсационных и стимулирующих выплат, а также выполнение требований
по минимальному размеру оплаты труда за счет доплат за выполнение работы в отклоняющихся от нормальных условиях лишает работника базовых гарантий в сфере оплаты труда, создает условия для дискриминации, при которой оплата труда не учитывает особых условий работы и лишает работника права на получение денежной компенсации за работу, создающую дополнительные неблагоприятные последствия.
В частности, в 2018 году Конституционный суд РФ признал не соответствующим Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) подход, сформировавшийся в правоприменительной практике, позволяющий при оплате работы в выходные и нерабочие праздничные дни не учитывать причитающиеся работнику компенсационные
и стимулирующие выплаты (постановление Конституционного суда РФ от 28.06.2018 № 26-П). Также Конституционным судом РФ указано на несоответствие Конституции РФ такого подхода в правоприменительной практике, согласно которому в сравнение с минимальным размером оплаты труда принимаются районный коэффициент и надбавка за работу в особых климатических условиях (постановление Конституционного суда РФ
от 07.12.2017 № 38-П), доплаты за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (постановление Конституционного суда РФ от 11.04.2019 № 17-П), доплата за совмещение профессий (должностей) (постановление Конституционного суда РФ от 16.12.2019 № 40-П).
В ключе данного подхода Конституционный суд РФ постановлением от 27.06.2023 № 35-П признал несоответствующей Конституции РФ статью 152 Трудового кодекса РФ в той части, в которой она предусматривает оплату сверхурочной работы исходя из одной лишь составляющей части заработной платы работника (из тарифной ставки или оклада (должностного оклада)) без начисления компенсационных и стимулирующих выплат. Законодателю было предписано внести в Трудовой кодекс РФ соответствующие изменения. Во исполнение указанного постановления Конституционного суда РФ Федеральным законом от 22.04.2024 № 91-ФЗ в статью 152 Трудового кодекса РФ внесены соответствующие изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2024 года. Однако и до вступления
в силу внесенных в статью 152 Трудового кодекса РФ изменений при оплате работнику сверхурочной работы должны применяться подходы, определенные Конституционным судом РФ.
Таким образом, оплата сверхурочной работы с момента провозглашения постановления Конституционного суда РФ
от 27.06.2023 № 35-П должна производиться следующим образом:
1) время, отработанное в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени, оплачивается из расчета тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением всех дополнительных выплат, предусмотренных системой оплаты труда;
2) время, отработанное сверхурочно, оплачивается из расчета полуторной (за первые два часа) и двойной
(за последующие часы) тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением всех компенсационных
и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, на одинарную тарифную ставку или одинарный оклад (должностной оклад).
При этом в любом случае оплата сверхурочной работы должна обеспечивать повышенную оплату труда работника
по сравнению с оплатой аналогичной работы в пределах установленной продолжительности рабочего времени.
Указанные правила оплаты могут быть изменены в сторону повышения размера оплаты труда для работника.
В настоящее время сделать это возможно путем установления специальных правил в коллективном договоре, локальном нормативном акте, принятом у работодателя, или в трудовом договоре. С 1 сентября 2024 года сделать
это можно будет также в социально-партнерском соглашении.
Применение к работнику худших по сравнению с описанными условий является незаконным и приводит к образованию задолженности работодателя перед работником по заработной плате.
ни было дискриминации. При этом трудовым законодательством определено, что соблюдением данного правила будет такая оплата труда, размер которой определяется с учетом количества и качества работы, квалификации работника и условий труда, в которых он работает. При этом государством гарантируется оплата труда в размере
не ниже установленного минимального размера.
В этой связи на протяжении многих лет практикой ставится вопрос о том, какая именно величина подлежит сравнению с минимальным размером оплаты труда. Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс РФ) не может быть ниже минимального размера оплаты труда месячная заработная плата работника, которая включает в себя в том числе компенсационные и стимулирующие выплаты. Данное правило позволяет работодателям говорить о том, что с гарантированным работникам минимальным размером оплаты труда нужно сравнивать сумму всех причитающихся работнику в соответствующий месяц выплат независимо от оснований их установления. В частности, в размер заработной платы, сопоставляемой с минимальным размером оплаты труда, работодателями нередко включаются доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (в ночное время, во вредных и опасных условиях труда, в особых климатических условиях, сверхурочно и т. п.). Кроме того, доплаты за такого рода работу определяются исходя из окладов или тарифных ставок и не учитывают причитающихся работнику за работу компенсационных и стимулирующих выплат.
На неконституционность такого подхода обратил внимание Конституционный суд Российской Федерации (далее — Конституционный суд РФ). Начиная с 2017 года Конституционный суд РФ указывает, что оплата за работу в отклоняющихся условиях без учета компенсационных и стимулирующих выплат, а также выполнение требований
по минимальному размеру оплаты труда за счет доплат за выполнение работы в отклоняющихся от нормальных условиях лишает работника базовых гарантий в сфере оплаты труда, создает условия для дискриминации, при которой оплата труда не учитывает особых условий работы и лишает работника права на получение денежной компенсации за работу, создающую дополнительные неблагоприятные последствия.
В частности, в 2018 году Конституционный суд РФ признал не соответствующим Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) подход, сформировавшийся в правоприменительной практике, позволяющий при оплате работы в выходные и нерабочие праздничные дни не учитывать причитающиеся работнику компенсационные
и стимулирующие выплаты (постановление Конституционного суда РФ от 28.06.2018 № 26-П). Также Конституционным судом РФ указано на несоответствие Конституции РФ такого подхода в правоприменительной практике, согласно которому в сравнение с минимальным размером оплаты труда принимаются районный коэффициент и надбавка за работу в особых климатических условиях (постановление Конституционного суда РФ
от 07.12.2017 № 38-П), доплаты за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (постановление Конституционного суда РФ от 11.04.2019 № 17-П), доплата за совмещение профессий (должностей) (постановление Конституционного суда РФ от 16.12.2019 № 40-П).
В ключе данного подхода Конституционный суд РФ постановлением от 27.06.2023 № 35-П признал несоответствующей Конституции РФ статью 152 Трудового кодекса РФ в той части, в которой она предусматривает оплату сверхурочной работы исходя из одной лишь составляющей части заработной платы работника (из тарифной ставки или оклада (должностного оклада)) без начисления компенсационных и стимулирующих выплат. Законодателю было предписано внести в Трудовой кодекс РФ соответствующие изменения. Во исполнение указанного постановления Конституционного суда РФ Федеральным законом от 22.04.2024 № 91-ФЗ в статью 152 Трудового кодекса РФ внесены соответствующие изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2024 года. Однако и до вступления
в силу внесенных в статью 152 Трудового кодекса РФ изменений при оплате работнику сверхурочной работы должны применяться подходы, определенные Конституционным судом РФ.
Таким образом, оплата сверхурочной работы с момента провозглашения постановления Конституционного суда РФ
от 27.06.2023 № 35-П должна производиться следующим образом:
1) время, отработанное в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени, оплачивается из расчета тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением всех дополнительных выплат, предусмотренных системой оплаты труда;
2) время, отработанное сверхурочно, оплачивается из расчета полуторной (за первые два часа) и двойной
(за последующие часы) тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением всех компенсационных
и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, на одинарную тарифную ставку или одинарный оклад (должностной оклад).
При этом в любом случае оплата сверхурочной работы должна обеспечивать повышенную оплату труда работника
по сравнению с оплатой аналогичной работы в пределах установленной продолжительности рабочего времени.
Указанные правила оплаты могут быть изменены в сторону повышения размера оплаты труда для работника.
В настоящее время сделать это возможно путем установления специальных правил в коллективном договоре, локальном нормативном акте, принятом у работодателя, или в трудовом договоре. С 1 сентября 2024 года сделать
это можно будет также в социально-партнерском соглашении.
Применение к работнику худших по сравнению с описанными условий является незаконным и приводит к образованию задолженности работодателя перед работником по заработной плате.