Об уголовной ответственности за незаконное предпринимательство

Совместный проект Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева и «Областной газеты»

Ершова Ксения Андреевна
старший преподаватель кафедры уголовного права Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева
Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство предусматривается ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ). Общественная опасность незаконного предпринимательства связывается
с тем, что при совершении указанного преступления нарушается установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Объектом преступления выступает установленный законом порядок, обеспечивающий нормальное осуществление предпринимательской деятельности.

Понятие предпринимательской деятельности установлено в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), в соответствии с которой «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

Верховный суд Российской Федерации в п. 1 постановления Пленума от 18.11.2004 № 23 «О судебной практике
по делам о незаконном предпринимательстве» (далее — постановление Пленума № 23) подчеркивает, что при установлении признаков преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, следует учитывать признаки предпринимательской деятельности, данные в ст. 2 ГК РФ.

Обязательным признаком законной предпринимательской деятельности является наличие регистрации в установленном законом порядке, за исключением случаев, указанных в ГК РФ. Этим исключением признается специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», введенный Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Статья 2 этого закона допускает в порядке эксперимента по установлению специального налогового режима на отдельных территориях (Московская, Ленинградская, Свердловская, Челябинская области и др. субъекты федерации и территории) до 31 декабря 2028 года вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

Еще одним исключением из правила об обязательной регистрации Верховный суд в постановлении Пленума № 23 считает случаи, когда собственник жилого или нежилого помещения в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдает его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получает доход (в том числе в крупном или особо крупном размере).

По общему правилу для признания предпринимательской деятельности законной требуется создание юридического лица либо государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, что закреплено в ст. 23 ГК РФ.

Помимо регистрации в случаях, установленных Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от субъекта предпринимательской деятельности требуется получение лицензии. Лицензирование отдельных видов деятельности регулируется иными федеральными законами, например, Закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Обязанность получения лицензии обусловлена гарантией качества производимых товаров и оказания услуг, защитой интересов потребителя, необходимостью контроля за соблюдением экологических и санитарных норм.

В отдельных случаях для признания деятельности законной требуется аккредитация. Федеральным законом
от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» требуется аккредитация в сфере технического осмотра, которая осуществляется в соответствии с правилами аккредитации операторов технического осмотра, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти — Федеральной службой по аккредитации, которая действует на основании Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 № 845. Наличие аккредитации подтверждается выпиской из реестра аккредитованных лиц.

Объективная сторона незаконного предпринимательства заключается в осуществлении предпринимательской деятельности: без регистрации; без лицензии; без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств в случаях, когда такие лицензия, аккредитация
в национальной системе аккредитации или аккредитация в сфере технического осмотра транспортных средств обязательны.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, лицензирования или аккредитации означает, что лицо занимается предпринимательской деятельностью или создает коммерческую организацию без обращения
за регистрацией в налоговые органы; в органы, осуществляющие лицензирование отдельных видов деятельности,
за получением лицензии; в Федеральную службу по аккредитации для получения аккредитации. Лицо подало документы в указные органы, после чего начало осуществлять предпринимательскую деятельность, не дожидаясь положительного решения уполномоченных органов исполнительной власти. Лицо получило отказ уполномоченного органа, но продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность и т. п. То есть деятельность признается незаконной, когда в соответствующих реестрах отсутствует запись о создании юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязательными признаками объективной стороны незаконного предпринимательства, помимо общественно опасного деяния, являются общественно опасные последствия, заключающиеся в причинении крупного ущерба гражданам, организациям или государству, за исключением случаев, предусмотренных ст. 171.3 УК РФ, и причинно-следственная связь между деянием и последствиями. Понятие крупного ущерба дано в примечании к ст. 170.2 УК РФ, в соответствии с которым крупным ущербом признается ущерб в сумме, превышающей три миллиона пятьсот тысяч рублей.

Ссылка на ст. 171.3 УК РФ «Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства» дает основание для отграничения общей нормы о незаконном предпринимательстве как любой противоправной деятельности без регистрации, получения лицензии или аккредитации от специальной нормы — незаконного оборота подакцизной продукции.

До недавнего времени состав незаконного предпринимательства был сконструирован как альтернативный: помимо наступления в результате совершения преступного деяния общественно опасных последствий в виде ущерба, наказывалось и деяние, не повлекшее наступление опасных последствий, но сопряженное с извлечением дохода
в крупном размере. В рамках гуманизации уголовного законодательства альтернативный признак утратил силу
на основании изменения, внесенного в УК РФ Федеральным законом от 06.04.2024 № 79-ФЗ.

Субъектом данного преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, которое осуществляет незаконную предпринимательскую деятельность. В научной литературе указывается, что субъект данного преступления может быть как общим, так и специальным, то есть обладающим дополнительными признаками, например, индивидуальный предприниматель или руководитель юридического лица, осуществляющие деятельность без лицензии.

С субъективной стороны указанное преступление совершается с умышленной формой вины, которая может выражаться как в виде прямого, так и в виде косвенного умысла. В случае совершения преступления с прямым умыслом лицо, осознавая общественную опасность и противоправность деятельности без регистрации, лицензии или аккредитации, понимая необходимость их получения и реальную возможность наступления общественно опасных последствий в виде ущерба третьим лицам, осуществляет такую деятельность и желает наступления общественно опасных последствий в виде ущерба третьим лицам. При косвенном умысле виновный не желает наступления общественно опасных последствий, но сознательно их допускает или безразлично относится к возможности их наступления. Мотивы, цели и эмоции не влияют на юридическую оценку совершенного деяния, но могут учитываться при индивидуализации наказания.

В ч. 2 ст. 171 УК РФ содержится квалифицирующий признак — совершение того же деяния организованной группой. Под организованной группой в соответствии с ч. 3 ст. 35 УК РФ признается совершение преступления устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Если незаконная предпринимательская деятельность не причинила ущерб потерпевшим либо причиненный ущерб меньше трех миллионов пятисот тысяч рублей, деяние следует квалифицировать по ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Более тысячи свердловчан поучаствовали в памятных акциях в честь подвига ленинградцев, переживших блокаду

Свердловский областной медицинский колледж совместно с Волонтерским центром 80-летия Победы и Домом добровольцев провели 27 января в Екатеринбурге...

Маркировка и установка стендов на Большой уральской тропе завершается на территории Свердловской области

Завершается маркировка Большой уральской тропы в Свердловской области. Установлено 25 информационных стендов, а также промаркирован трек на Северном...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также