доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Противодействие коррупции является одним из основных направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
План работы Департамента информационной политики Свердловской области от 15 ноября 2024 года по противодействию коррупции, как и любого государственного органа, содержит мероприятия по противодействию коррупционных проявлений, правонарушений, по внедрению инициатив для совершенствования действующих нормативных правовых актов, выявлению и устранению коррупционных факторов, а также более широкому привлечению граждан к устранению причин и последствий коррупции.
Коррупционное проявление — это противоправная деятельность (действие или бездействие), заключающаяся в использовании должностным лицом предоставленных ему полномочий с целью незаконного достижения личных и (или) имущественных интересов. К некоторым из них относят:
• использование служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей служащего либо его родственников;
• предоставление не предусмотренных законом преимуществ при поступлении на работу или дальнейшем продвижении по службе;
• неправомерное предпочтение физическим, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также в оказании содействия в осуществлении предпринимательской деятельности в ущерб установленному порядку;
• использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
• требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законом;
• нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц;
• дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим должностным лицам, за исключением протокольных мероприятий.
Коррупционные факторы — это положения нормативных правовых актов или их проектов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Примеры коррупционных факторов:
• широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
• определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
• выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
• чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества — наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
• отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
• установление неопределенных, трудновыполнимых или обременительных требований к гражданам или организациям, в отношении которых могут применяться функции контроля и управленческих воздействий;
• отказ от конкурсных (аукционных) процедур — закрепление административного порядка предоставления права (блага) и др.
Одним из способов противодействия коррупции остается соблюдение обеспечения прав граждан на доступ к информации о деятельности государственного органа. Данная функция в обязательном порядке должна быть реализована в соответствии с Планом работы по противодействию коррупции Департамента информационной политики Свердловской области. Доступ к информации о деятельности государственного органа включает в себя: размещение в открытом доступе, особенно в сети Интернет, документов регламентирующих деятельность государственного органа, организацию контактов через телефонные линии с гражданами по вопросам противодействия коррупции, публикацию сообщений о коррупционных проявлениях, информирование о реализации мер по предотвращению коррупции и др.
Необходимым условием остается обеспечение организации взаимодействия с организациями общественного контроля, общественными советами. О результатах работы по противодействию коррупции органам государственной власти и местного самоуправления рекомендуется сообщать в средствах массовой информации, в процессе проведения пресс-конференций, брифингов, при интервью для средств массовой информации, через рассылку пресс-релизов и через другие законные средства распространения информации.
План работы Департамента информационной политики Свердловской области от 15 ноября 2024 года по противодействию коррупции, как и любого государственного органа, содержит мероприятия по противодействию коррупционных проявлений, правонарушений, по внедрению инициатив для совершенствования действующих нормативных правовых актов, выявлению и устранению коррупционных факторов, а также более широкому привлечению граждан к устранению причин и последствий коррупции.
Коррупционное проявление — это противоправная деятельность (действие или бездействие), заключающаяся в использовании должностным лицом предоставленных ему полномочий с целью незаконного достижения личных и (или) имущественных интересов. К некоторым из них относят:
• использование служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей служащего либо его родственников;
• предоставление не предусмотренных законом преимуществ при поступлении на работу или дальнейшем продвижении по службе;
• неправомерное предпочтение физическим, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также в оказании содействия в осуществлении предпринимательской деятельности в ущерб установленному порядку;
• использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
• требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законом;
• нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц;
• дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим должностным лицам, за исключением протокольных мероприятий.
Коррупционные факторы — это положения нормативных правовых актов или их проектов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Примеры коррупционных факторов:
• широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
• определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
• выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
• чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества — наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
• отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
• установление неопределенных, трудновыполнимых или обременительных требований к гражданам или организациям, в отношении которых могут применяться функции контроля и управленческих воздействий;
• отказ от конкурсных (аукционных) процедур — закрепление административного порядка предоставления права (блага) и др.
Одним из способов противодействия коррупции остается соблюдение обеспечения прав граждан на доступ к информации о деятельности государственного органа. Данная функция в обязательном порядке должна быть реализована в соответствии с Планом работы по противодействию коррупции Департамента информационной политики Свердловской области. Доступ к информации о деятельности государственного органа включает в себя: размещение в открытом доступе, особенно в сети Интернет, документов регламентирующих деятельность государственного органа, организацию контактов через телефонные линии с гражданами по вопросам противодействия коррупции, публикацию сообщений о коррупционных проявлениях, информирование о реализации мер по предотвращению коррупции и др.
Необходимым условием остается обеспечение организации взаимодействия с организациями общественного контроля, общественными советами. О результатах работы по противодействию коррупции органам государственной власти и местного самоуправления рекомендуется сообщать в средствах массовой информации, в процессе проведения пресс-конференций, брифингов, при интервью для средств массовой информации, через рассылку пресс-релизов и через другие законные средства распространения информации.