кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева, доцент кафедры теории гражданского права Уральского филиала ИЦЧП имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации
Федеральным законом «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 4 статьи 10 Федерального закона „О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства“» от 13 декабря 2024 № 463-ФЗ закрепляются изменения в части порядка проведения общих собраний собственником помещений многоквартирного дома (далее — МКД).
С 1 марта 2025 года из числа полномочий общего собрания собственников исключается возможность выбирать для проведения заочного голосования федеральную информационную систему, региональную систему или иную информационную систему. Вообще теперь для проведения общих собраний можно будет использовать только государственные информационные системы. В других системах можно будет провести только те собрания, уведомления о которых направлены до 1 марта 2025 года.
В качестве официального способа уведомления о проведении общего собрания указывается размещение на досках объявлений. В законе указано, что размещать можно или в каждом подъезде, или в общедоступных местах в пределах земельного участка. Представляется, что использование такого способа уведомления остается рискованным из-за проблем с доказыванием: когда было размещено объявление, достаточно ли оно привлекало внимание, достаточно ли долго оно было доступно собственникам и т. д. Тем более что устанавливается десятидневный срок. Собственники помещений могут быть в отпусках, командировках, объявление по факту может быть размещено и сразу же сорвано кем-то и т. д. Наверное, целесообразно продолжать рассматривать этот способ уведомления как вспомогательный. Оптимальным остается размещение уведомления в информационной системе, тем более что поправки предполагают направление информации об общем собрании на Единый портал госуслуг.
Важное значение имеют поправки, касающиеся значения информации, размещаемой в информационных системах,
в качестве юридически значимых сообщений. Указано, что информация, размещаемая в системах или направляемая на портал Госуслуг, считается полученной в момент входа соответствующего лица (например, собственника помещения) в личный кабинет на портале Госуслуг или в момент входа в личный кабинет в соответствующей системе.
То есть для доказывания надлежащего получения соответствующего сообщения нужно будет доказать:
1-й вариант:
1) направление сообщения на портал Госуслуг;
2) хотя бы один вход собственника в личный кабинет на портале Госуслуг после направления информации.
2-й вариант:
1) направление сообщения в ГИС ЖКХ или региональную систему;
2) хотя бы один вход собственника в личный кабинет в соответствующей системе после размещения информации.
Как видим, закон по-прежнему оставляет простор для оспаривания решений общих собраний по формальным основаниям. Нужны большие трудозатраты, чтобы на стадии организации собрания, особенно в больших многоквартирных домах, собрать доказательства надлежащих уведомлений всех собственников. Пока непонятно,
как будет в системе с новыми нормами Жилищного кодекса РФ о юридически значимых сообщениях работать статья 165.1 Гражданского кодекса РФ о том, что граждане несут риски негативных последствий неполучения юридически значимых сообщений: будут ли считать суды уведомленными граждан, которые просто игнорируют свои личные кабинеты, не заходят в них. Но очевидно создается почва для неопределенности и споров по этим вопросам.
С 1 марта 2025 года из числа полномочий общего собрания собственников исключается возможность выбирать для проведения заочного голосования федеральную информационную систему, региональную систему или иную информационную систему. Вообще теперь для проведения общих собраний можно будет использовать только государственные информационные системы. В других системах можно будет провести только те собрания, уведомления о которых направлены до 1 марта 2025 года.
В качестве официального способа уведомления о проведении общего собрания указывается размещение на досках объявлений. В законе указано, что размещать можно или в каждом подъезде, или в общедоступных местах в пределах земельного участка. Представляется, что использование такого способа уведомления остается рискованным из-за проблем с доказыванием: когда было размещено объявление, достаточно ли оно привлекало внимание, достаточно ли долго оно было доступно собственникам и т. д. Тем более что устанавливается десятидневный срок. Собственники помещений могут быть в отпусках, командировках, объявление по факту может быть размещено и сразу же сорвано кем-то и т. д. Наверное, целесообразно продолжать рассматривать этот способ уведомления как вспомогательный. Оптимальным остается размещение уведомления в информационной системе, тем более что поправки предполагают направление информации об общем собрании на Единый портал госуслуг.
Важное значение имеют поправки, касающиеся значения информации, размещаемой в информационных системах,
в качестве юридически значимых сообщений. Указано, что информация, размещаемая в системах или направляемая на портал Госуслуг, считается полученной в момент входа соответствующего лица (например, собственника помещения) в личный кабинет на портале Госуслуг или в момент входа в личный кабинет в соответствующей системе.
То есть для доказывания надлежащего получения соответствующего сообщения нужно будет доказать:
1-й вариант:
1) направление сообщения на портал Госуслуг;
2) хотя бы один вход собственника в личный кабинет на портале Госуслуг после направления информации.
2-й вариант:
1) направление сообщения в ГИС ЖКХ или региональную систему;
2) хотя бы один вход собственника в личный кабинет в соответствующей системе после размещения информации.
Как видим, закон по-прежнему оставляет простор для оспаривания решений общих собраний по формальным основаниям. Нужны большие трудозатраты, чтобы на стадии организации собрания, особенно в больших многоквартирных домах, собрать доказательства надлежащих уведомлений всех собственников. Пока непонятно,
как будет в системе с новыми нормами Жилищного кодекса РФ о юридически значимых сообщениях работать статья 165.1 Гражданского кодекса РФ о том, что граждане несут риски негативных последствий неполучения юридически значимых сообщений: будут ли считать суды уведомленными граждан, которые просто игнорируют свои личные кабинеты, не заходят в них. Но очевидно создается почва для неопределенности и споров по этим вопросам.