кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева
Одним из важнейших принципов лесного законодательства является сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения (п. 5 ст. 1 Лесного кодекса РФ (далее — ЛК РФ)). В целях реализации данного принципа в Уголовном кодексе РФ (далее — УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) и за уничтожение или повреждение лесных насаждений.
Объектами данных преступлений являются общественные отношения по обеспечению экологической безопасности населения, общественные отношения в области охраны и рационального использования лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан. Отношения по поводу использования и охраны лесных и иных насаждений регулируются Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ЛК РФ.
Предметом преступления являются лесные насаждения, т. е. деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах (ст. 16 ЛК РФ), а также не отнесенные к таковым деревья, кустарники и лианы.
Леса располагаются на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности (ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»), и землях иных категорий.
Согласно п. 15 Постановления Пленума № 211, предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.
Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.
Границы земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с лесным, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. В соответствии со ст. 5 ЛК РФ лес рассматривается как экологическая система и как природный ресурс.
Завладение деревьями, срубленными и приготовленными к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, квалифицируется как хищение имущества (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ № 21). Хищением является рубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в лесопитомниках, фруктовых питомниках и тому подобных местах, поскольку в этих случаях деревья и кустарники являются продукцией товарного производства, заготавливаются для продажи и выполняют экономическую, а не экологическую функцию.
С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 260 УК РФ, состоит в совершении двух альтернативных незаконных действий: незаконной рубке или повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений.
Рубками лесных насаждений ЛК РФ признает «процессы их спиливания, срубания» (ст. 16). Согласно п. 16 Постановления Пленума № 21, под рубкой применительно к ст. 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной и пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч. 2 ст. 16 ЛК). Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ч. 3 ст. 25 ЛК).
Виды лесов, в которых допускается предпринимательская деятельность, и допустимые к порубке общие объемы древесины устанавливаются ст. 29 ЛК РФ. Перечень видов деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается Правительством РФ. Юридические лица и граждане могут заготовить древесину на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовок без предоставления лесных участков — на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок предоставления лесных участков в пользование гражданам и юридическим лицам определяется ст. 71–80 ЛК РФ. Заготовка древесины гражданами для отопления, строительства и иных собственных нужд осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ст. 30 ЛК РФ). Порядок и нормативы таких заготовок устанавливаются законами субъектов РФ. Рубка насаждений не в соответствии с изложенными требованиями является незаконной.
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства:
— без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов),
— в объеме, превышающем разрешенный,
— с нарушением породного или возрастного состава,
— за пределами лесосеки.
Преступным повреждением лесных насаждений и не отнесенных к таковым деревьев, кустарников и лиан считается повреждение до степени прекращения их роста, т. е. приводящее к гибели. Согласно п. 17 Постановления Пленума № 21, к повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры).
Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста, если эти деяния совершены в значительном размере (5 тыс. руб.), в крупном размере (50 тыс. руб.), в особо крупном размере (150 тыс. руб.). Из примечания к комментируемой статье следует, что размер порубки отождествляется с ущербом, причиненным лесным насаждениям и не отнесенным к ним деревьям, кустарникам и лианам.
При определении размера рубки или повреждения следует иметь в виду Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 (ред. от 18.12.2020) «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства». Обязательным является установление причинной связи между незаконной рубкой или повреждением предмета преступления и значительным (крупным, особо крупным) размером ущерба.
Так, ФИО2 23.01.2019 г. в период с 10 час. 00 мин. до 12 час. 25 мин. 23.01.2019 г. в нарушение существующего законодательства: части 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ (порядок осуществления рубок деревьев), не получив разрешительных документов на рубку деревьев, не отнесенных к лесным насаждениям на территории Хорольского муниципального района Приморского края, имея умысел, направленный на осуществление незаконной рубки и повреждения до степени прекращения роста не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, осознавая незаконный характер и общественную опасность своих действий, желая осуществить незаконную рубку не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, находясь на участке местности <данные изъяты>, в нарушение ст. 71–80 ЛК РФ, а также п. 1 ст. 6 Закона Приморского края от 23.10.2007 № 141-КЗ «Об использовании лесов в Приморском крае» путем спиливания, то есть отделения ствола дерева от корня, произвел незаконную рубку не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, а именно: одного сырорастущего дерева породы «Дуб монгольский» диаметром 40 см, стоимостью 38 432 руб. 53 коп., одного сырорастущего дерева породы «Дуб монгольский» диаметром 36 см, стоимостью 22 332 руб. 00 коп., одного сырорастущего дерева породы «Маакия Амурская» диаметром 22 см, стоимостью 2 907 руб. 04 коп., одного сырорастущего дерева породы «Береза желтая» диаметром 20 см, стоимостью 615 руб. 99 коп., одного сырорастущего дерева породы «Береза желтая» диаметром 24 см, стоимостью 1 271 руб. 00 коп., а также произвел спил более чем на 1/3 диаметра ствола, что повлекло к полному прекращению роста одного сырорастущего дерева породы «Береза желтая» диаметром 40 см, стоимостью 4 950 руб. 00 коп.
Таким образом, ФИО2 в результате незаконной рубки и повреждения до степени прекращения роста вышеуказанных деревьев, не отнесенных к лесным насаждениям, причинил Хорольскому муниципальному району ущерб на сумму 70 508 руб. 00 коп., который в соответствии с примечанием к ст. 260 УК РФ является крупным размером, исчисленный на основании решения Думы Хорольского муниципального района № 376 от 27.12.2016 «О возмещении вреда, причиненного городским лесам, находящимся на территории сельских поселений Хорольского муниципального района, а также возмещении вреда, причиненного лесам, находящихся на лесных участках на территории сельских поселений Хорольского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена», а также на основании «Расчета ущерба от незаконного сноса или повреждения зеленых насаждений на территории Хорольского муниципального района», выполненного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», Постановлением Правительства РФ от 11.11.2017 № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».2
Если незаконной рубкой или повреждением лесных насаждений не причинен ущерб в значительном (крупном, особо крупном) размере, то такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ.
Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Лицо, производящее рубку, сознает общественную опасность своих действий, предвидит, что ими будет причинен ущерб в значительном размере, и желает наступления этих последствий. Мотивы преступления для квалификации значения не имеют.
С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 261 УК РФ, выражается в уничтожении или повреждении лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.
Уничтожение означает полное сгорание леса или указанных насаждений либо полное превращение их в сухостой из-за воздействия загрязняющих и отравляющих веществ, отходов, выбросов и сбросов. Повреждение — это частичное сгорание древесно-кустарниковой растительности, являющейся предметом рассматриваемого преступления, деградация ее на определенных участках леса до степени прекращения роста, заражения болезнями, вызывающими опадание листвы и повреждение древесины, существенная утрата ее качества в связи с размножением вредителей в загрязненном лесу и т. д.
Источники повышенной опасности разнообразны: линии электропередачи, транспортные средства, легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества и др. Так, Правилами пожарной безопасности запрещается использовать машины и тракторы без искрогасителя на выхлопной трубе, предписывается применять необходимые меры при корчевании пней с помощью взрывчатых веществ.
Согласно п. 23 Постановления Пленума № 21, неосторожным обращением с огнем или иными источниками повышенной опасности следует считать несоблюдение требований правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение пожара (разведение и оставление непотушенных костров, выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы, оставление горюче-смазочных материалов, бросание горящих спичек, окурков и т. п.).
Между действием (бездействием) лица и уничтожением или повреждением древесно-кустарниковой растительности необходимо установить причинную связь. Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента причинения значительного ущерба, исчисляемого по утвержденным Правительством РФ таксам и методике, превышающего 10 тыс. руб.
Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, при использовании служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 260 УК РФ) субъект преступления специальный: должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции.
С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 261 УК РФ, совершается только по неосторожности. Лицо не предвидит, что своими действиями (бездействием) уничтожит либо повредит лесные или иные насаждения, хотя должно и могло это предвидеть (небрежность), либо предвидит возможность наступления указанных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).
В ч. 3 ст. 261 УК РФ определен самостоятельный состав преступления — уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия.
Согласно п. 23 Постановления Пленума № 21, поджог лесных и иных насаждений состоит в умышленных действиях, направленных на уничтожение или повреждение насаждений с помощью открытого огня (зажигание травы, разведение костров, разбрасывание факелов, использование горючих материалов и т. д.). К иным общеопасным способам относятся любые другие способы (кроме поджога), которые могут повлечь уничтожение либо повреждение лесных и иных насаждений (например, использование взрывчатых веществ, ядов, бактериологических и других биологических средств, массовое распространение болезней и вредителей растений, выбросы, сбросы вредных веществ).
Иное негативное воздействие на лесные и иные насаждения может произойти в результате применения вредных веществ, отходов, выбросов отбросов. Вредными признаются любые химические, бактериологические, микробиологические вещества, биологические агенты и токсины и пр., способные уничтожить или повредить лесные и иные насаждения. Отходы — остатки производственной деятельности человека, пригодные для дальнейшего использования в каких-либо целях; выбросы — выпуск (сброс) в атмосферу загрязняющих веществ и отходов производства; отбросы — негодные к дальнейшему использованию остатки производства.
Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что ими будет причинен ущерб в значительном размере, и желает наступления этих последствий. Мотивы преступления для квалификации значения не имеют.
В ч. 4 ст. 261 УК РФ квалифицирующее значение имеет общественно опасное последствие в виде причинения крупного ущерба, исчисляемого по утвержденным Правительством РФ таксам и методике, превышающего 50 тыс. руб.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрены два близких по содержанию правонарушения, в связи с чем возникает необходимость их отграничения от рассматриваемого состава преступления. Так, в ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ говорится о загрязнении лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо промышленными или бытовыми отходами или выбросами, а в ст. 8.32 — о нарушении правил пожарной безопасности в лесах. Основное отличие указанных деяний от преступления, предусмотренного ст. 261, заключается в отсутствии уничтожения или повреждения леса как последствия неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (п. 25 Постановления Пленума № 21).
Если неосторожное обращение с огнем или иным источником повышенной опасности в лесах не повлекло возникновение лесного пожара, уничтожение или повреждение насаждений, такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, не повлекшее уничтожение или повреждение лесных насаждений, подлежит квалификации по ч. 2 ст. 8.32 КоАП РФ.
Если неосторожное обращение с огнем или иными источниками повышенной опасности повлекло возникновение лесного пожара, но при этом последствия в виде уничтожения или повреждения лесных насаждений не наступили, то содеянное не образует состав преступления, предусмотренный ст. 261 УК РФ, и при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как административное правонарушение (например, по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ).
1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 21 от 18 октября 2012 г. «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // СПС «КонсультантПлюс».
2 Приговор от 28 января 2020 г. по делу № 1-49/2020.
Объектами данных преступлений являются общественные отношения по обеспечению экологической безопасности населения, общественные отношения в области охраны и рационального использования лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан. Отношения по поводу использования и охраны лесных и иных насаждений регулируются Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ЛК РФ.
Предметом преступления являются лесные насаждения, т. е. деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах (ст. 16 ЛК РФ), а также не отнесенные к таковым деревья, кустарники и лианы.
Леса располагаются на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности (ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»), и землях иных категорий.
Согласно п. 15 Постановления Пленума № 211, предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.
Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.
Границы земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с лесным, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. В соответствии со ст. 5 ЛК РФ лес рассматривается как экологическая система и как природный ресурс.
Завладение деревьями, срубленными и приготовленными к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, квалифицируется как хищение имущества (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ № 21). Хищением является рубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в лесопитомниках, фруктовых питомниках и тому подобных местах, поскольку в этих случаях деревья и кустарники являются продукцией товарного производства, заготавливаются для продажи и выполняют экономическую, а не экологическую функцию.
С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 260 УК РФ, состоит в совершении двух альтернативных незаконных действий: незаконной рубке или повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений.
Рубками лесных насаждений ЛК РФ признает «процессы их спиливания, срубания» (ст. 16). Согласно п. 16 Постановления Пленума № 21, под рубкой применительно к ст. 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной и пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч. 2 ст. 16 ЛК). Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ч. 3 ст. 25 ЛК).
Виды лесов, в которых допускается предпринимательская деятельность, и допустимые к порубке общие объемы древесины устанавливаются ст. 29 ЛК РФ. Перечень видов деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается Правительством РФ. Юридические лица и граждане могут заготовить древесину на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовок без предоставления лесных участков — на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок предоставления лесных участков в пользование гражданам и юридическим лицам определяется ст. 71–80 ЛК РФ. Заготовка древесины гражданами для отопления, строительства и иных собственных нужд осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ст. 30 ЛК РФ). Порядок и нормативы таких заготовок устанавливаются законами субъектов РФ. Рубка насаждений не в соответствии с изложенными требованиями является незаконной.
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства:
— без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов),
— в объеме, превышающем разрешенный,
— с нарушением породного или возрастного состава,
— за пределами лесосеки.
Преступным повреждением лесных насаждений и не отнесенных к таковым деревьев, кустарников и лиан считается повреждение до степени прекращения их роста, т. е. приводящее к гибели. Согласно п. 17 Постановления Пленума № 21, к повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры).
Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста, если эти деяния совершены в значительном размере (5 тыс. руб.), в крупном размере (50 тыс. руб.), в особо крупном размере (150 тыс. руб.). Из примечания к комментируемой статье следует, что размер порубки отождествляется с ущербом, причиненным лесным насаждениям и не отнесенным к ним деревьям, кустарникам и лианам.
При определении размера рубки или повреждения следует иметь в виду Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 (ред. от 18.12.2020) «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства». Обязательным является установление причинной связи между незаконной рубкой или повреждением предмета преступления и значительным (крупным, особо крупным) размером ущерба.
Так, ФИО2 23.01.2019 г. в период с 10 час. 00 мин. до 12 час. 25 мин. 23.01.2019 г. в нарушение существующего законодательства: части 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ (порядок осуществления рубок деревьев), не получив разрешительных документов на рубку деревьев, не отнесенных к лесным насаждениям на территории Хорольского муниципального района Приморского края, имея умысел, направленный на осуществление незаконной рубки и повреждения до степени прекращения роста не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, осознавая незаконный характер и общественную опасность своих действий, желая осуществить незаконную рубку не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, находясь на участке местности <данные изъяты>, в нарушение ст. 71–80 ЛК РФ, а также п. 1 ст. 6 Закона Приморского края от 23.10.2007 № 141-КЗ «Об использовании лесов в Приморском крае» путем спиливания, то есть отделения ствола дерева от корня, произвел незаконную рубку не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, а именно: одного сырорастущего дерева породы «Дуб монгольский» диаметром 40 см, стоимостью 38 432 руб. 53 коп., одного сырорастущего дерева породы «Дуб монгольский» диаметром 36 см, стоимостью 22 332 руб. 00 коп., одного сырорастущего дерева породы «Маакия Амурская» диаметром 22 см, стоимостью 2 907 руб. 04 коп., одного сырорастущего дерева породы «Береза желтая» диаметром 20 см, стоимостью 615 руб. 99 коп., одного сырорастущего дерева породы «Береза желтая» диаметром 24 см, стоимостью 1 271 руб. 00 коп., а также произвел спил более чем на 1/3 диаметра ствола, что повлекло к полному прекращению роста одного сырорастущего дерева породы «Береза желтая» диаметром 40 см, стоимостью 4 950 руб. 00 коп.
Таким образом, ФИО2 в результате незаконной рубки и повреждения до степени прекращения роста вышеуказанных деревьев, не отнесенных к лесным насаждениям, причинил Хорольскому муниципальному району ущерб на сумму 70 508 руб. 00 коп., который в соответствии с примечанием к ст. 260 УК РФ является крупным размером, исчисленный на основании решения Думы Хорольского муниципального района № 376 от 27.12.2016 «О возмещении вреда, причиненного городским лесам, находящимся на территории сельских поселений Хорольского муниципального района, а также возмещении вреда, причиненного лесам, находящихся на лесных участках на территории сельских поселений Хорольского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена», а также на основании «Расчета ущерба от незаконного сноса или повреждения зеленых насаждений на территории Хорольского муниципального района», выполненного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», Постановлением Правительства РФ от 11.11.2017 № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».2
Если незаконной рубкой или повреждением лесных насаждений не причинен ущерб в значительном (крупном, особо крупном) размере, то такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ.
Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Лицо, производящее рубку, сознает общественную опасность своих действий, предвидит, что ими будет причинен ущерб в значительном размере, и желает наступления этих последствий. Мотивы преступления для квалификации значения не имеют.
С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 261 УК РФ, выражается в уничтожении или повреждении лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.
Уничтожение означает полное сгорание леса или указанных насаждений либо полное превращение их в сухостой из-за воздействия загрязняющих и отравляющих веществ, отходов, выбросов и сбросов. Повреждение — это частичное сгорание древесно-кустарниковой растительности, являющейся предметом рассматриваемого преступления, деградация ее на определенных участках леса до степени прекращения роста, заражения болезнями, вызывающими опадание листвы и повреждение древесины, существенная утрата ее качества в связи с размножением вредителей в загрязненном лесу и т. д.
Источники повышенной опасности разнообразны: линии электропередачи, транспортные средства, легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества и др. Так, Правилами пожарной безопасности запрещается использовать машины и тракторы без искрогасителя на выхлопной трубе, предписывается применять необходимые меры при корчевании пней с помощью взрывчатых веществ.
Согласно п. 23 Постановления Пленума № 21, неосторожным обращением с огнем или иными источниками повышенной опасности следует считать несоблюдение требований правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение пожара (разведение и оставление непотушенных костров, выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы, оставление горюче-смазочных материалов, бросание горящих спичек, окурков и т. п.).
Между действием (бездействием) лица и уничтожением или повреждением древесно-кустарниковой растительности необходимо установить причинную связь. Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента причинения значительного ущерба, исчисляемого по утвержденным Правительством РФ таксам и методике, превышающего 10 тыс. руб.
Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, при использовании служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 260 УК РФ) субъект преступления специальный: должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции.
С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 261 УК РФ, совершается только по неосторожности. Лицо не предвидит, что своими действиями (бездействием) уничтожит либо повредит лесные или иные насаждения, хотя должно и могло это предвидеть (небрежность), либо предвидит возможность наступления указанных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).
В ч. 3 ст. 261 УК РФ определен самостоятельный состав преступления — уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия.
Согласно п. 23 Постановления Пленума № 21, поджог лесных и иных насаждений состоит в умышленных действиях, направленных на уничтожение или повреждение насаждений с помощью открытого огня (зажигание травы, разведение костров, разбрасывание факелов, использование горючих материалов и т. д.). К иным общеопасным способам относятся любые другие способы (кроме поджога), которые могут повлечь уничтожение либо повреждение лесных и иных насаждений (например, использование взрывчатых веществ, ядов, бактериологических и других биологических средств, массовое распространение болезней и вредителей растений, выбросы, сбросы вредных веществ).
Иное негативное воздействие на лесные и иные насаждения может произойти в результате применения вредных веществ, отходов, выбросов отбросов. Вредными признаются любые химические, бактериологические, микробиологические вещества, биологические агенты и токсины и пр., способные уничтожить или повредить лесные и иные насаждения. Отходы — остатки производственной деятельности человека, пригодные для дальнейшего использования в каких-либо целях; выбросы — выпуск (сброс) в атмосферу загрязняющих веществ и отходов производства; отбросы — негодные к дальнейшему использованию остатки производства.
Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что ими будет причинен ущерб в значительном размере, и желает наступления этих последствий. Мотивы преступления для квалификации значения не имеют.
В ч. 4 ст. 261 УК РФ квалифицирующее значение имеет общественно опасное последствие в виде причинения крупного ущерба, исчисляемого по утвержденным Правительством РФ таксам и методике, превышающего 50 тыс. руб.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрены два близких по содержанию правонарушения, в связи с чем возникает необходимость их отграничения от рассматриваемого состава преступления. Так, в ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ говорится о загрязнении лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо промышленными или бытовыми отходами или выбросами, а в ст. 8.32 — о нарушении правил пожарной безопасности в лесах. Основное отличие указанных деяний от преступления, предусмотренного ст. 261, заключается в отсутствии уничтожения или повреждения леса как последствия неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (п. 25 Постановления Пленума № 21).
Если неосторожное обращение с огнем или иным источником повышенной опасности в лесах не повлекло возникновение лесного пожара, уничтожение или повреждение насаждений, такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, не повлекшее уничтожение или повреждение лесных насаждений, подлежит квалификации по ч. 2 ст. 8.32 КоАП РФ.
Если неосторожное обращение с огнем или иными источниками повышенной опасности повлекло возникновение лесного пожара, но при этом последствия в виде уничтожения или повреждения лесных насаждений не наступили, то содеянное не образует состав преступления, предусмотренный ст. 261 УК РФ, и при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как административное правонарушение (например, по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ).
1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 21 от 18 октября 2012 г. «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // СПС «КонсультантПлюс».
2 Приговор от 28 января 2020 г. по делу № 1-49/2020.