кандидат юридических наук, доцент кафедры информационного права Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева
В современных условиях развития информационного общества социальные сети стали частью нашей повседневной жизни. Они активно используются в качестве средства распространения информации, обеспечивая доступ к развлекательному, новостному, рекламному и иному контенту.
Правовое регулирование использования социальных сетей осуществляется Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который устанавливает, что к социальным сетям относятся сайт, или информационная система, или программа для электронных вычислительных машин, предназначенные и используемые для предоставления и распространения информации посредством созданных пользователями персональных страниц. Кроме того, в числе признаков социальной сети закон устанавливает возможность ее использования для распространения рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, а также количественный критерий — доступ к социальной сети в течение суток более 500 тыс. пользователей сети Интернет, находящихся на территории Российской Федерации.
При соответствии обнаруженного в сети Интернет информационного ресурса данным требованиям Роскомнадзор признаёт такой информационный ресурс социальной сетью и включает его в реестр социальных сетей.
С юридическим фактом включения сведений в реестр социальных сетей закон связывает возникновение ряда обязанностей у ее владельца.
Обеспечивая ведение принадлежащего ему ресурса, владелец социальной сети должен информировать пользователей о правилах ее использования. Правила использования социальной сети должны быть размещены на русском языке и содержать требования к распространению в социальной сети информации; права и обязанности пользователей и владельца социальной сети; порядок рассмотрения обращений пользователей социальной сети и порядок осуществления мониторинга социальной сети. Наряду с правилами владелец социальной сети должен разместить адрес электронной почты для направления ему юридически значимых сообщений, а также свои фамилию и инициалы или наименование (для юридического лица) и электронную форму для направления обращений о распространяемой с нарушением закона информации.
Правовое регулирование распространения информации в сети Интернет является одной из наиболее актуальных проблем в современных условиях развития информационной сферы. Поэтому основной комплекс обязанностей владельца социальной сети заключается в принятии мер, исключающих возможность использования социальной сети в целях разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну; распространения экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость, материалов, содержащих нецензурную брань. Владелец социальной сети должен соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию; не допускать распространение информации с целью опорочить человека или отдельные категории граждан.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10.6 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» владелец социальной сети должен осуществлять мониторинг сайта в целях выявления и принятия мер по удалению информации, запрещенной к распространению (к примеру, информации о способах и методах разработки, изготовления и использования наркотических средств; информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции; информации, направленной на вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и здоровья либо для жизни и здоровья иных лиц, и др.).
В случае выявления такой информации на странице пользователя владелец социальной сети обязан незамедлительно принять меры по ограничению доступа к ней. Если владелец социальной сети не может оценить степень соответствия информации, выявленной в процессе осуществления мониторинга, перечню информации, указанной в пункте 5 части 1 статьи 10.6 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», он обязан направить ее в Роскомнадзор и до вынесения решения уполномоченным государственным органом принять меры по ограничению доступа к ней.
Пользователь социальной сети, в отношении информации которого приняты меры по ограничению доступа, может обратиться к владельцу социальной сети с жалобой на принятое решение. Владелец социальной сети рассматривает такую жалобу и в течение трех дней направляет ответ пользователю социальной сети. В случае несогласия с ответом владельца социальной сети пользователь вправе обратиться с заявлением в Роскомнадзор об отмене мер по ограничению доступа к размещенной на его странице информации.
Правовое регулирование использования социальных сетей осуществляется Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который устанавливает, что к социальным сетям относятся сайт, или информационная система, или программа для электронных вычислительных машин, предназначенные и используемые для предоставления и распространения информации посредством созданных пользователями персональных страниц. Кроме того, в числе признаков социальной сети закон устанавливает возможность ее использования для распространения рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, а также количественный критерий — доступ к социальной сети в течение суток более 500 тыс. пользователей сети Интернет, находящихся на территории Российской Федерации.
При соответствии обнаруженного в сети Интернет информационного ресурса данным требованиям Роскомнадзор признаёт такой информационный ресурс социальной сетью и включает его в реестр социальных сетей.
С юридическим фактом включения сведений в реестр социальных сетей закон связывает возникновение ряда обязанностей у ее владельца.
Обеспечивая ведение принадлежащего ему ресурса, владелец социальной сети должен информировать пользователей о правилах ее использования. Правила использования социальной сети должны быть размещены на русском языке и содержать требования к распространению в социальной сети информации; права и обязанности пользователей и владельца социальной сети; порядок рассмотрения обращений пользователей социальной сети и порядок осуществления мониторинга социальной сети. Наряду с правилами владелец социальной сети должен разместить адрес электронной почты для направления ему юридически значимых сообщений, а также свои фамилию и инициалы или наименование (для юридического лица) и электронную форму для направления обращений о распространяемой с нарушением закона информации.
Правовое регулирование распространения информации в сети Интернет является одной из наиболее актуальных проблем в современных условиях развития информационной сферы. Поэтому основной комплекс обязанностей владельца социальной сети заключается в принятии мер, исключающих возможность использования социальной сети в целях разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну; распространения экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость, материалов, содержащих нецензурную брань. Владелец социальной сети должен соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию; не допускать распространение информации с целью опорочить человека или отдельные категории граждан.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10.6 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» владелец социальной сети должен осуществлять мониторинг сайта в целях выявления и принятия мер по удалению информации, запрещенной к распространению (к примеру, информации о способах и методах разработки, изготовления и использования наркотических средств; информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции; информации, направленной на вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и здоровья либо для жизни и здоровья иных лиц, и др.).
В случае выявления такой информации на странице пользователя владелец социальной сети обязан незамедлительно принять меры по ограничению доступа к ней. Если владелец социальной сети не может оценить степень соответствия информации, выявленной в процессе осуществления мониторинга, перечню информации, указанной в пункте 5 части 1 статьи 10.6 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», он обязан направить ее в Роскомнадзор и до вынесения решения уполномоченным государственным органом принять меры по ограничению доступа к ней.
Пользователь социальной сети, в отношении информации которого приняты меры по ограничению доступа, может обратиться к владельцу социальной сети с жалобой на принятое решение. Владелец социальной сети рассматривает такую жалобу и в течение трех дней направляет ответ пользователю социальной сети. В случае несогласия с ответом владельца социальной сети пользователь вправе обратиться с заявлением в Роскомнадзор об отмене мер по ограничению доступа к размещенной на его странице информации.