кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева, генеральный директор акционерного общества «Центр компетенций «ФИНАНС»
Концессионное соглашение представляет собой форму государственно-частного партнерства (далее — ГЧП), при которой частное лицо (концессионер) получает права владения и пользования на объект от публично-правового образования (концедент) для создания и (или) реконструкции и эксплуатации на определенный срок для извлечения дохода. Концессионные соглашения являются самой распространенной формой ГЧП не только в России, но и в мире.
Общую схему отношений, вытекающих из концессионного соглашения, можно представить следующим образом: «Построй — эксплуатируй — передай» (от англ. Build — Оperate — Transfer (BOT)). Такая конструкция позволяет частному лицу возмещать свои инвестиции в основные средства и получать доход за счет эксплуатации объекта концессии в течение определенного концессионным соглашением периода.
Концессионное соглашение представляет такую форму ГЧП, при которой соблюдается баланс интересов частной и публичной стороны. Частная сторона получает гарантии возврата инвестиций в проекте за счет длительности использования и надежности публичного партнера, а публично-правовое образование за счет привлечения внебюджетного финансирования снижает свои расходы на обслуживание объектов и повышает их экономическую эффективность.
В России отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, урегулированы Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях).
По общему правилу сторонами концессионного соглашения являются частное лицо (концессионер), публично-правовое образование (концедент) и иные лица. Концедентом являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, от имени которых действуют уполномоченные ими органы (ст. 5 Закона о концессионных соглашениях). В качестве концессионера может выступать индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо. В зависимости от объекта концессионного соглашения законом устанавливаются довольно простые требования к концессионеру, к которым относятся отсутствие процедуры ликвидации, банкротства, приостановления деятельности, а также ряд других.
В силу ст. 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения в соответствии с законом может быть недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности. К таковым относятся объекты коммунальных систем, здравоохранения, объекты образования, культуры, спорта, отдыха, туризма и многие другие.
Существенными условиями концессионного соглашения являются: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции, по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок действия концессионного соглашения; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения; порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления концессионной деятельности; цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению и его размеры; размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения — в случае, если концессионным соглашением предусматривается концессионная плата; в случае, если концессионным соглашением предусматривается финансовое участие концедента размер и (или) порядок определения размера и условия финансового участия концедента, а также другие.
Законом о концессионных соглашениях предусмотрены основные права и обязанности сторон концессионного соглашения. При исполнении концессионного соглашения концессионер вправе передавать с согласия концедента объект концессионного соглашения в пользование третьим лицам, исполнять концессионное соглашение своими силами и (или) с привлечением других лиц, пользоваться на безвозмездной основе исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и т. д. Концессионер обязан создать и (или) реконструировать объект концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения по назначению; осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением; осуществлять за свой счет техническое обслуживание объекта, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением и т. д.
Концедент обязан осуществлять контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, передать в установленный концессионным соглашением срок концессионеру объект концессионного соглашения. Концедент имеет право на получение информации о деятельности концессионера, связанной с объектом соглашения. В концессионное соглашение могут включатся иные права и обязанности.
В соответствии с главой 3 Закона о концессионных соглашениях концессионные соглашения могут заключаться по итогам конкурса (ст. ст. 21–36 Закона о концессионных соглашениях), а также без проведения конкурса (ст. 37 Закона о концессионных соглашениях). Информация о проведении конкурсов о проведении концессионных соглашений публикуется на сайтах органов публичной власти. В случае возникновения инициативы по реализации инвестиционного проекта в форме концессионного соглашения требуется обратиться в публичный орган с заявлением в порядке ст. 37 Закона о концессионных соглашениях.
В Свердловской области предусмотрено множество мер поддержки данной формы ГЧП, в число которых входят нефинансовые и финансовые меры (займы и кредиты), гранты, субсидии, налоговые льготы и преференции и т. д. Информацию о данных мерах поддержки можно легко найти на сайтах официальных органов власти.
Наиболее полную информацию о концессионных соглашениях можно получить в порядке информационно-консультационной поддержки в профильных публичных органах и различных организациях. В Свердловской области к их числу относятся Министерство инвестиций и развития Свердловской области, Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области, Департамент промышленной и инвестиционной политики Администрации г. Екатеринбурга, а также ряд других.
Следует отметить, что реализация инвестиционного проекта концессии является довольно непростой и потребует наличия совокупности юридических, финансовых, технических и многих других компетентностей. В России и Свердловской области существует множество организаций, обладающих данными компетенциями, которые могут оказать помощь в проработке и реализации концессионных соглашений.
Таким образом, являясь основной и надежной формой ГЧП концессионные соглашения позволяют решать множество задач как для и бизнеса, так и для органов публичной власти в социально значимых целях.
Общую схему отношений, вытекающих из концессионного соглашения, можно представить следующим образом: «Построй — эксплуатируй — передай» (от англ. Build — Оperate — Transfer (BOT)). Такая конструкция позволяет частному лицу возмещать свои инвестиции в основные средства и получать доход за счет эксплуатации объекта концессии в течение определенного концессионным соглашением периода.
Концессионное соглашение представляет такую форму ГЧП, при которой соблюдается баланс интересов частной и публичной стороны. Частная сторона получает гарантии возврата инвестиций в проекте за счет длительности использования и надежности публичного партнера, а публично-правовое образование за счет привлечения внебюджетного финансирования снижает свои расходы на обслуживание объектов и повышает их экономическую эффективность.
В России отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, урегулированы Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях).
По общему правилу сторонами концессионного соглашения являются частное лицо (концессионер), публично-правовое образование (концедент) и иные лица. Концедентом являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, от имени которых действуют уполномоченные ими органы (ст. 5 Закона о концессионных соглашениях). В качестве концессионера может выступать индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо. В зависимости от объекта концессионного соглашения законом устанавливаются довольно простые требования к концессионеру, к которым относятся отсутствие процедуры ликвидации, банкротства, приостановления деятельности, а также ряд других.
В силу ст. 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения в соответствии с законом может быть недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности. К таковым относятся объекты коммунальных систем, здравоохранения, объекты образования, культуры, спорта, отдыха, туризма и многие другие.
Существенными условиями концессионного соглашения являются: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции, по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок действия концессионного соглашения; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения; порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления концессионной деятельности; цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению и его размеры; размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения — в случае, если концессионным соглашением предусматривается концессионная плата; в случае, если концессионным соглашением предусматривается финансовое участие концедента размер и (или) порядок определения размера и условия финансового участия концедента, а также другие.
Законом о концессионных соглашениях предусмотрены основные права и обязанности сторон концессионного соглашения. При исполнении концессионного соглашения концессионер вправе передавать с согласия концедента объект концессионного соглашения в пользование третьим лицам, исполнять концессионное соглашение своими силами и (или) с привлечением других лиц, пользоваться на безвозмездной основе исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и т. д. Концессионер обязан создать и (или) реконструировать объект концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения по назначению; осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением; осуществлять за свой счет техническое обслуживание объекта, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением и т. д.
Концедент обязан осуществлять контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, передать в установленный концессионным соглашением срок концессионеру объект концессионного соглашения. Концедент имеет право на получение информации о деятельности концессионера, связанной с объектом соглашения. В концессионное соглашение могут включатся иные права и обязанности.
В соответствии с главой 3 Закона о концессионных соглашениях концессионные соглашения могут заключаться по итогам конкурса (ст. ст. 21–36 Закона о концессионных соглашениях), а также без проведения конкурса (ст. 37 Закона о концессионных соглашениях). Информация о проведении конкурсов о проведении концессионных соглашений публикуется на сайтах органов публичной власти. В случае возникновения инициативы по реализации инвестиционного проекта в форме концессионного соглашения требуется обратиться в публичный орган с заявлением в порядке ст. 37 Закона о концессионных соглашениях.
В Свердловской области предусмотрено множество мер поддержки данной формы ГЧП, в число которых входят нефинансовые и финансовые меры (займы и кредиты), гранты, субсидии, налоговые льготы и преференции и т. д. Информацию о данных мерах поддержки можно легко найти на сайтах официальных органов власти.
Наиболее полную информацию о концессионных соглашениях можно получить в порядке информационно-консультационной поддержки в профильных публичных органах и различных организациях. В Свердловской области к их числу относятся Министерство инвестиций и развития Свердловской области, Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области, Департамент промышленной и инвестиционной политики Администрации г. Екатеринбурга, а также ряд других.
Следует отметить, что реализация инвестиционного проекта концессии является довольно непростой и потребует наличия совокупности юридических, финансовых, технических и многих других компетентностей. В России и Свердловской области существует множество организаций, обладающих данными компетенциями, которые могут оказать помощь в проработке и реализации концессионных соглашений.
Таким образом, являясь основной и надежной формой ГЧП концессионные соглашения позволяют решать множество задач как для и бизнеса, так и для органов публичной власти в социально значимых целях.