кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева
Одной из важнейших гарантий соблюдения трудовых прав граждан является надлежащее оформление трудовых отношений. В отличие от многих иных отношений, в сфере труда о факте трудовых отношений и всех кадровых изменениях работодатели отчитываются в установленном порядке перед государством, соблюдение трудовых прав является предметом контрольно-надзорной деятельности многих государственных органов, защите именно трудовых прав отдан приоритет и законодателем, и судебной системой. Кроме того, именно надлежащим образом оформленные трудовые отношения дают работникам возможность получать льготы и гарантии, предусмотренные как централизованно в Российской Федерации, так и на локальном уровне.
Нарушение порядка оформления трудовых отношений само по себе лишает работника возможности учета данных отношений для получения льгот и подтверждения квалификации, препятствует возможности воспользоваться трудовыми правами.
Согласно ст. 66 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», под нелегальной занятостью понимается осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений. Нарушения связаны либо в принципе с отказом каким-либо образом оформить отношения с работником, либо с оформлением с работником фактически трудовых отношений гражданско-правовым договором.
Трудовым законодательством традиционно реализуется механизм защиты и восстановления трудовых прав работника.
В случае отказа работодателя от оформления трудовых отношений при том, что работник фактически приступил к работе, Трудовой кодекс РФ дает возможность признать такие отношения возникшими со дня фактического начала работы и обязать работодателя оформить надлежащим образом трудовые отношения. Главное в этом случае — установить, что работник приступил к работе, обусловленной фактически трудовыми отношениями, и сделал это не самовольно, а с согласия или ведома работодателя или его уполномоченного на прием на работу лица.
Для случаев нарушения запрета на оформление трудовых отношений гражданско-правовыми договорами Трудовой кодекс РФ предоставляет механизм признания возникших отношений трудовыми вопреки природе оформленного договора, причем со дня начала выполнения работником работ по такому договору, а не дня принятия соответствующего решения.
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность работодателя за оба вида описанных нарушений (ст. 5.27. Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» определена политика противодействия нелегальной занятости в Российской Федерации. Одним из направлений данной политики является придание публичности информации о работодателях, допускающих подобного рода нарушения. С 1 января 2025 года во исполнение ч. 6 ст. 67 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» Федеральная служба по труду и занятости (далее — Роструд) начала ведение общедоступного реестра работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости. Ведение данного реестра осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2024 № 1927.
Предполагается, что создание данного реестра позволит сделать доступной для потенциальных работников информацию о недобросовестности их потенциальных работодателей, и выбор ими работодателя будет более осознанным. Это сократит число нарушений трудовых прав в части оформления трудовых отношений за счет отказа работников от трудоустройства к недобросовестным работодателям. Кроме того, репутационные риски могут предостеречь отдельных работодателей от потенциального нарушения порядка оформления трудовых отношений.
Данный реестр размещается в открытом доступе на официальном сайте Роструда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://rostrud.gov.ru).
Запись о работодателе включается в данный реестр на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, вынесенном в связи с установленным фактом нарушения работодателем порядка оформления трудового договора — отказом от оформления трудового договора или оформлением трудовых отношений гражданско-правовым договором (ч. 4 ст. 5.27. Кодекса РФ об административных правонарушениях). Соответствующая запись в реестр вносится не позднее третьего рабочего дня с даты вступления в законную силу постановления.
Реестр является федеральным ресурсом, поэтому записи в него вносятся по всем работодателям, вне зависимости от региона.
Основанием для исключения записи из реестра является истечение одного года с даты вступления в законную силу постановления либо досрочная отмена вступившего в законную силу постановления. В случае поступления судебного акта об отмене вступившего в законную силу постановления, на основании которого запись была внесена, из реестра не позднее первого рабочего дня со дня поступления такого акта исключается соответствующую запись.
Если внесенное в реестр юридическое лицо ликвидировано или индивидуальный предприниматель прекратил деятельность, запись о них исключается из реестра. Получить соответствующую информацию Роструд может от самих работодателей или органов службы занятости населения, а также в рамках межведомственного взаимодействия с иными органами. Данная информация подлежит проверке Рострудом посредством обращения в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. После подтверждения полученной информации о ликвидации юридического лица либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем запись из реестра работодателей исключается не позднее третьего рабочего дня со дня получения соответствующей информации.
Реестр работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости, введен в действие с 1 января 2025 года. Фактически записи в реестре начали размещаться с февраля 2025 года. В настоящее время в него уже включено более 200 работодателей. В большинстве своем в данном реестре содержатся записи о работодателях — индивидуальных предпринимателях.
Реестр только начал функционировать, поэтому пока судить о масштабе выявляемых нарушений порядка оформления трудовых отношений рано. Однако уже сейчас можно говорить о том, что данного рода нарушения не единичны и проблема противодействия им актуальна.
Нарушение порядка оформления трудовых отношений само по себе лишает работника возможности учета данных отношений для получения льгот и подтверждения квалификации, препятствует возможности воспользоваться трудовыми правами.
Согласно ст. 66 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», под нелегальной занятостью понимается осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений. Нарушения связаны либо в принципе с отказом каким-либо образом оформить отношения с работником, либо с оформлением с работником фактически трудовых отношений гражданско-правовым договором.
Трудовым законодательством традиционно реализуется механизм защиты и восстановления трудовых прав работника.
В случае отказа работодателя от оформления трудовых отношений при том, что работник фактически приступил к работе, Трудовой кодекс РФ дает возможность признать такие отношения возникшими со дня фактического начала работы и обязать работодателя оформить надлежащим образом трудовые отношения. Главное в этом случае — установить, что работник приступил к работе, обусловленной фактически трудовыми отношениями, и сделал это не самовольно, а с согласия или ведома работодателя или его уполномоченного на прием на работу лица.
Для случаев нарушения запрета на оформление трудовых отношений гражданско-правовыми договорами Трудовой кодекс РФ предоставляет механизм признания возникших отношений трудовыми вопреки природе оформленного договора, причем со дня начала выполнения работником работ по такому договору, а не дня принятия соответствующего решения.
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность работодателя за оба вида описанных нарушений (ст. 5.27. Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» определена политика противодействия нелегальной занятости в Российской Федерации. Одним из направлений данной политики является придание публичности информации о работодателях, допускающих подобного рода нарушения. С 1 января 2025 года во исполнение ч. 6 ст. 67 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» Федеральная служба по труду и занятости (далее — Роструд) начала ведение общедоступного реестра работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости. Ведение данного реестра осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2024 № 1927.
Предполагается, что создание данного реестра позволит сделать доступной для потенциальных работников информацию о недобросовестности их потенциальных работодателей, и выбор ими работодателя будет более осознанным. Это сократит число нарушений трудовых прав в части оформления трудовых отношений за счет отказа работников от трудоустройства к недобросовестным работодателям. Кроме того, репутационные риски могут предостеречь отдельных работодателей от потенциального нарушения порядка оформления трудовых отношений.
Данный реестр размещается в открытом доступе на официальном сайте Роструда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://rostrud.gov.ru).
Запись о работодателе включается в данный реестр на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, вынесенном в связи с установленным фактом нарушения работодателем порядка оформления трудового договора — отказом от оформления трудового договора или оформлением трудовых отношений гражданско-правовым договором (ч. 4 ст. 5.27. Кодекса РФ об административных правонарушениях). Соответствующая запись в реестр вносится не позднее третьего рабочего дня с даты вступления в законную силу постановления.
Реестр является федеральным ресурсом, поэтому записи в него вносятся по всем работодателям, вне зависимости от региона.
Основанием для исключения записи из реестра является истечение одного года с даты вступления в законную силу постановления либо досрочная отмена вступившего в законную силу постановления. В случае поступления судебного акта об отмене вступившего в законную силу постановления, на основании которого запись была внесена, из реестра не позднее первого рабочего дня со дня поступления такого акта исключается соответствующую запись.
Если внесенное в реестр юридическое лицо ликвидировано или индивидуальный предприниматель прекратил деятельность, запись о них исключается из реестра. Получить соответствующую информацию Роструд может от самих работодателей или органов службы занятости населения, а также в рамках межведомственного взаимодействия с иными органами. Данная информация подлежит проверке Рострудом посредством обращения в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. После подтверждения полученной информации о ликвидации юридического лица либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем запись из реестра работодателей исключается не позднее третьего рабочего дня со дня получения соответствующей информации.
Реестр работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости, введен в действие с 1 января 2025 года. Фактически записи в реестре начали размещаться с февраля 2025 года. В настоящее время в него уже включено более 200 работодателей. В большинстве своем в данном реестре содержатся записи о работодателях — индивидуальных предпринимателях.
Реестр только начал функционировать, поэтому пока судить о масштабе выявляемых нарушений порядка оформления трудовых отношений рано. Однако уже сейчас можно говорить о том, что данного рода нарушения не единичны и проблема противодействия им актуальна.