кандидат юридических наук, доцент кафедры информационного права Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева
В Российской Федерации в рамках эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах, продолжается работа по созданию цифрового профиля. На базе Единой системы идентификации и аутентификации создается инфраструктура, обеспечивающая доступ физических лиц к содержащимся в государственных и муниципальных информационных системах сведениям и документам, используемым для предоставления публичных услуг и исполнения публичных функций, а также доступ организаций к таким сведениям по инициативе или с согласия субъекта цифрового профилирования.
В современных условиях развития информационного общества цифровое профилирование, как элемент публичного управления, становится эффективным способом реализации универсальных прав в цифровой среде.
Наряду с общим цифровым профилем российских граждан в законодательстве прослеживается тенденция формирования отдельных видов цифровых профилей. Так, в плане мероприятий по реализации в 2024-2025 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 16.01.2024 № 30-р, обозначена необходимость создания цифрового профиля иностранного гражданина, в рамках которого планируется обеспечить подтверждение личности иностранных граждан и лиц без гражданства посредством их биометрических персональных данных, размещенных в Единой биометрической системе, возможность использования цифрового профиля для создания электронного механизма уведомления о планируемом прибытии на территорию Российской Федерации, а также формирование портрета мигранта с целью сопоставления сведений миграционного учета в государственных информационных системах.
Указом Президента РФ от 09.07.2025 № 467 перед Министерством внутренних дел Российской Федерации поставлена задача по созданию государственного информационного ресурса «Цифровой профиль иностранного гражданина» в целях формирования полной, достоверной и актуальной информации для оценки миграционной ситуации в России, а также выработки и реализации мер по регулированию миграционных процессов. Данным правовым актом уже утвержден перечень сведений, которые будут содержаться в цифровом профиле иностранного гражданина.
В Правилах организации эксперимента по апробации правил и условий въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.11.2024 № 1510, цифровой профиль определяется как совокупность сведений, представленных иностранным гражданином или лицом без гражданства, а также участвующими в проведении эксперимента уполномоченными органами и организациями в государственные информационные системы, в том числе в федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Единую систему идентификации и аутентификации, Единую биометрическую систему, и связанных идентификатором сведений об иностранном лице или лице без гражданства.
Согласно предложенной концепции информационный ресурс будет интегрирован в инфраструктуру электронного правительства, что обеспечит возможность иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставлять сведения о себе и осуществлять доступ к данным цифрового профиля посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг. Наполнение цифрового профиля будет осуществляться за счет информационных систем, взаимодействующих с инфраструктурой цифрового профиля с применением единого сервиса доступа к данным системы межведомственного электронного взаимодействия. Связывание предоставленных в цифровой профиль сведений — с использованием идентификатора сведений об иностранном лице или лице без гражданства в Единой системе идентификации и аутентификации.
В целом цифровой профиль иностранного гражданина должен стать механизмом совершенствования порядка оказания данным лицам государственных услуг в электронной форме и обеспечения эффективности принятия управленческих решений в сфере миграции.
Основные преимущества создания цифрового профиля иностранного гражданина заключаются в установлении унифицированного миграционного режима, повышении уровня безопасности и правопорядка в миграционной сфере, обеспечении информатизации процессов управления миграцией.
При этом применение эффективных методов обеспечения информационной безопасности при использовании данных цифрового профиля должно быть обеспечено не только необходимыми технологическими условиями, но и соответствующими правовыми средствами.
В современных условиях развития информационного общества цифровое профилирование, как элемент публичного управления, становится эффективным способом реализации универсальных прав в цифровой среде.
Наряду с общим цифровым профилем российских граждан в законодательстве прослеживается тенденция формирования отдельных видов цифровых профилей. Так, в плане мероприятий по реализации в 2024-2025 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 16.01.2024 № 30-р, обозначена необходимость создания цифрового профиля иностранного гражданина, в рамках которого планируется обеспечить подтверждение личности иностранных граждан и лиц без гражданства посредством их биометрических персональных данных, размещенных в Единой биометрической системе, возможность использования цифрового профиля для создания электронного механизма уведомления о планируемом прибытии на территорию Российской Федерации, а также формирование портрета мигранта с целью сопоставления сведений миграционного учета в государственных информационных системах.
Указом Президента РФ от 09.07.2025 № 467 перед Министерством внутренних дел Российской Федерации поставлена задача по созданию государственного информационного ресурса «Цифровой профиль иностранного гражданина» в целях формирования полной, достоверной и актуальной информации для оценки миграционной ситуации в России, а также выработки и реализации мер по регулированию миграционных процессов. Данным правовым актом уже утвержден перечень сведений, которые будут содержаться в цифровом профиле иностранного гражданина.
В Правилах организации эксперимента по апробации правил и условий въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.11.2024 № 1510, цифровой профиль определяется как совокупность сведений, представленных иностранным гражданином или лицом без гражданства, а также участвующими в проведении эксперимента уполномоченными органами и организациями в государственные информационные системы, в том числе в федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Единую систему идентификации и аутентификации, Единую биометрическую систему, и связанных идентификатором сведений об иностранном лице или лице без гражданства.
Согласно предложенной концепции информационный ресурс будет интегрирован в инфраструктуру электронного правительства, что обеспечит возможность иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставлять сведения о себе и осуществлять доступ к данным цифрового профиля посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг. Наполнение цифрового профиля будет осуществляться за счет информационных систем, взаимодействующих с инфраструктурой цифрового профиля с применением единого сервиса доступа к данным системы межведомственного электронного взаимодействия. Связывание предоставленных в цифровой профиль сведений — с использованием идентификатора сведений об иностранном лице или лице без гражданства в Единой системе идентификации и аутентификации.
В целом цифровой профиль иностранного гражданина должен стать механизмом совершенствования порядка оказания данным лицам государственных услуг в электронной форме и обеспечения эффективности принятия управленческих решений в сфере миграции.
Основные преимущества создания цифрового профиля иностранного гражданина заключаются в установлении унифицированного миграционного режима, повышении уровня безопасности и правопорядка в миграционной сфере, обеспечении информатизации процессов управления миграцией.
При этом применение эффективных методов обеспечения информационной безопасности при использовании данных цифрового профиля должно быть обеспечено не только необходимыми технологическими условиями, но и соответствующими правовыми средствами.