Юные уральцы на агрофоруме показали мастер-класс педагогам семи регионов России

Знаете ли вы, что такое огуртык? Представляете ли достоинства цифрового птицеводства? Сможете ли, озаботившись здоровым питанием, организовать в условиях города, даже в квартире, свою маленькую сити-ферму? А вырастить у себя под боком растения из Красной книги? Предполагаю: не всякий ответит. А вот на недавнем Всероссийском форуме «Агрошкола. Новый формат социальной экосистемы» ученики двух уральских школ преподнесли настоящий мастер-класс педагогам семи регионов России, специально приехавшим в Екатеринбург — поучиться.

Огуртык заплодоносил первым

Когда речь заходит об ученических агроусилиях, большинство вспоминает… разрушенные школьные теплицы. В советское время детвора еще худо-бедно в летние каникулы выращивала лук-морковку. В перестройку все пошло прахом, в том числе и теплицы. У школы № 137 (пос. Шабровский) в 2000-е был такой же «стартовый капитал».

Светлана Палкина, директор школы №137 пос. Шабровский. Фото: Борис Ярков

— При капитальном ремонте школы на участке в 0,75 га все было заброшено, разморожено, — вспоминает директор школы Светлана Палкина. — С 2019 года начали восстанавливать — силами детей, родителей, учителей. И сейчас уже можем гордиться своим мини-агрокомплексом: 12 интересных и разных зон, все используются в образовательном процессе. Есть овощная делянка, где дети выращивают картофель разных сортов и урожайности. На участках «Тепличные неженки», «Ягодное наслаждение» ребята растят клубнику и наблюдают: что пригодно для Урала, какие сорта длительно, до октября, плодоносят? Огромная плантация выделена под эфиромасличные лекарственные растения. Школа участвовала в Якутии в конкурсе, выиграла грант, купили дегидратор — сейчас сушим большое количество трав, комплектуем чайные смеси. Есть проект по биоразнообразию растений из Красной книги. Городская администрация передала нам 19 видов растений из разряда исчезающих — выращиваем, размножаем, чтобы потом высаживать в природу. Есть у нас и общественная грядка: выращиваем там овощи, цветы, ягоды для жителей поселка, которые в этом нуждаются, — не у каждого есть земельный участок, хоть и живем в сельской местности. Приносим им огурцы, кабачки, помидоры, тыквы…

В теплицах школы №137 пос. Шабровский еще полно помидоров. Фото: Борис Ярков

Вместе с участниками форума «Областная газета» прошла по всем 12 зонам. Полюбовались участком ландшафтного дизайна, где созданы альпийская горка и чешская скалка — разные виды альпинариев. Нынче благодаря помощи земляка-бизнесмена, который передал школе красивый и редкий серпентенит, ребята сделали даже уникальный артобъект — сухой ручей. У роскошных грядок с лекарственными травами узнали «что от чего и как вырастить», а заодно прониклись дополнительным уважением: с чайными смесями школа выходит и на ярмарки — дети могут получить оплату за свой труд. Скромно, но — заслуженно, и потому никогда не будет забыто. Заглянули и в теплицы, где еще полно помидоров, дынь. С гордостью показали нам и огуртык. Эксперимент! Под руководством специалистов Аграрного университета его осуществил один из учеников — прививал тыкву на огурец. К огуречному вкусу добавился тыквенный. Но главное-то не привкус. Гипотеза была в чем? Мощная корневая система тыквы позволит впитывать больше веществ, а стало быть — урожай возможен больше. Так и вышло: огуртык первым заплодоносил и плодоносит до сих пор.

Примерно такой же агрофеномен представила педагогам разных регионов России школа № 142 (пос. Горный щит). На участке все показывали-рассказывали сами ребята. Но о предыстории мы попросили комментарий у директора.

Наталья Обожина, директор школы №142 пос. Горный Щит. Фото: Борис Ярков

— В 2017-м были открыты первые агроклассы, — рассказывает Наталья Обожина, директор школы, — Начали с одной теплицы, которую подарили родители. Сразу увидели интерес детей — выращивать, проводить сортоиспытания разных культур. Начали развивать сетевое партнерство: это когда специалисты-аграрии дают ребятам советы. И не только советы. Например, агрофирма «Седек» бесплатно поставляет все семена для посева. Позднее две теплицы нам подарили депутаты. Сегодня, таким образом, ведем работу в трех теплицах и на участке — в открытом и закрытом грунте. Выращиваем и микрозелень, и даже арбузы! А картофеля — аж восемь сортов. В 2021-м впервые вырастили безвирусный картофель «Суперэлита»: он выращивается из пробирок и устойчив к бактериям. А ноу-хау 2023 года — инновационное птицеводство: на пятой трудовой смене 12 ребят (8-9 классы) прошли весь курс выращивания цыпленка до взрослой птицы. Кормили, проводили взвешивание — клетка была поделена на две части: в одной цыплята просто пили воду, в другой — воду с пищевыми добавками. И вот изучали — что и как влияет…

За участие в этом проекте юные уральцы получили удостоверения Российского университета дружбы народов. Фото: Борис Ярков

…До «Умной теплицы» при школе

Хочется сказать: фантастика! Это же школа, дети. «Всего лишь». А тут не просто лучок посеяли — тут исследования, эксперименты. С чего же наука-то в школах началась? В шабровской, по словам директора, провели сначала несколько стратегических сессий с участием родителей, педагогов. Посмотрели, какие условия есть у школы. Просчитали все риски. Прикинули, кто может стать социальным партнером школы. Сегодня еженедельно дети выезжают в Фонд развития талантливой молодежи «Золотое сечение» — уральский региональный центр, занимаются биотехнологиями на уникальном дорогостоящем оборудовании, которое в Екатеринбурге есть только тут. Здесь можно выделить геном растения на клеточном уровне — чего в школе, конечно же, не получится. Хотя в самой школе есть «Точка роста» — лаборатории по химии, биологии, информатике.

А сетевыми партнерами школ, то есть профессионалами-помощниками, стали Аграрный университет, Дворец молодежи (с его мощной системой дополнительного образования), Рефтинская птицефабрика и даже Российский университет дружбы народов. Ведь, например, в случае с цифровым птицеводством речь шла не только о том, чтобы вырастить цыплят. Все планировалось и шло всерьез, по-научному. Ребята получали теоретические знания — по ветеринарии, животноводству (РУДН даже выдал ребятам удостоверения), и тут же применяли их — анализируя, например, какие пищевые добавки и как влияют на рост птицы. А в целом тут проекты разные и разнообразные — от использования капельного полива в теплице до… чудо-дерева: это когда на одно растение было сделано пять прививок от других.

Умные теплицы, сделанные руками ребят, безотказно работают с телефона. Пока в макете, но только «пока»… Фото: Борис Ярков

Кто-нибудь вздохнет и посетует: зачем все это? Не все же, мол, должны быть агрономами. Не все. Проект «Агрошкола» и не заточен на это. Он воспитывает навык работы с землей (а кому это повредило?), трудолюбие и терпение (один ученик в Шабровском занимался картофелем три года, чтобы исследование было объективным — за сезон весь цикл изучения не проведешь). Но даже и те, у кого совсем иной, технический, талант, находят свою нишу в «Агрошколе»: проектируют и создают «Умную метеостанцию», «Умный дом», «Умную теплицу» — это когда теплица программируется с телефона. Можно дистанционно проветривать, поливать, делать добавки удобрений. Участники форума шутили: уехать на месяц в отпуск, оттуда следить за своим огородом, потом приехать собрать урожай зелени — и снова свободен. Можно так? Можно. На форуме была представлена работающая модель «Умной теплицы», следующая ступень — создание ее на пришкольном участке.

Разумное, вечное от… Жан-Жака Руссо

И все же сверхзадача «Агрошколы», подчеркивалось организаторами форума, — не только прикладные навыки. Девиз проекта — «Я хочу жить и работать в Свердловской области». Научить ребенка жить на своей родине (а не метаться по планете), чтобы он полюбил родную землю, а она с его умениями полюбила его и нуждалась в нем — вот сверхзадача. И хотя на форуме свой опыт представлял Урал, а другие больше внимали — полагаю: думали о том же. Представителя солидной московской агрофирмы я даже спросила: вам-то, мол, зачем работа со школьниками?

— Мы высылаем в 50 школ России образцы семян овощных культур большого спектра: томаты, перцы, баклажаны, морковь, свекла, корнеплодная, бахчевая и зеленная группы, — рассказывает Анатолий Осихов, главный агроном семеноводческой компании «Седек» (Москва). — Огромный набор из 100 наименований. Бесплатно! «Доброжелатели», правда, вынудили нас посчитать — оказалось, мы выслали семян в разные регионы на 2 млн 380 тысяч рублей. Нисколько не жалко! И семена — в обороте. И эксперименты идут: передаем семена не только в школы, но, например, в Ясную Поляну, на Толстовские огороды… Я с третьего класса ходил на станцию юных натуралистов. Уже 40 лет занят селекционной работой. Но знаете: когда я в 1970-е поступал в Мичуринский плодоовощной институт, конкурс был четыре человека на место. А сегодня в сельхозвузах мы идем на разные бонусы: например, дети фермеров будут приняты без экзаменов. Лишь бы набрать. Когда узнал — такая захлестнула обида. Значит, детям не привит интерес к земле. Да и в родителях его нет. Нынче своему чаду чаще говорят: «Закончи институт и уезжай отсюда…».

Где вы еще такое увидите? Школьники Урала учат педагогов семи регионов России. Фото: Борис Ярков

В теоретической части форума (она проходила в екатеринбургской школе № 215 «Созвездие»), в панельной дискуссии и интервью, участники поднимали и проблемы. Например, юридическую: школа способна вырастить урожай, но поставить его на стол — нужна масса разрешительных документов. Или вот такой деликатный вопрос — монетизация детского труда. Учителя понимают: ребенку не помешает дополнительная мотивация, и на лето трудоустраивают их через ИП — обращаются к землякам-бизнесменам, своим выпускникам. Выпускники, кстати, охотно помогают. И не только с трудоустройством. То землю привезут, то удобрения, то вот горные породы для ландшафтного дизайна. Но пока это точечные усилия.

— Очень мало очных встреч. Надо встречаться! — подытоживал общение на форуме один из его инициаторов исполнительный директор проекта «Сельские школы РФ» Николай Махнев. — Сколько коллеги друг от друга узнали! Это первый форум. Надеюсь, сделаем его постоянным Уральским агрофорумом. Понятно, что не хватает многих ресурсов. Посмотрите, чем дети копают. Такие лопаты, с деревянной ручкой — позор. Сегодня в магазин заходишь — каких только нет. Но в школы они не доходят. А мы говорим о привлечении детей к труду. Дайте в руки ребенка современный инструмент. Школы должны получить хорошие лопаты, мотоблоки, теплицы — большие, чтобы класс мог зайти туда, отапливаемые. Иначе все будет профанацией, что и сгубило идею в Советском Союзе…

На Всероссийском форуме «Агрошкола» вспомнили Жан-Жака Руссо, его фразу на века: «Хочешь независимости — обеспечь себя продовольствием. А будешь кормиться с чужой руки — забудь про независимость». Актуально! Обычно в агроработу на Урале включаются учащиеся с пятых-шестых классов. Но вот нынче в Шабровской школе мама привела на участок первоклассника. «Возьмите. Хочу, чтобы он знал — что и как выращивать, как полоть». Взяли. И мальчик два месяца ходил — ему все было интересно.

Вкусное и полезное. Всё – с участка школы №137 пос. Шабровский. Фото: Борис Ярков

Ранее «Областная газета» писала о том, что свердловские фермеры получат 25 миллионов рублей на развитие агротуризма.

Алексей Шмыков представил Артему Жоге инновационные разработки свердловских компаний

Первый заместитель губернатора Свердловской области Алексей Шмыков 18 ноября представил полномочному представителю Президента России в Уральском...

В Екатеринбурге 19 ноября пройдет Форум добровольческих организаций Свердловской области #МыВместе

В Екатеринбурге пройдет Форум добровольческих организаций Свердловской области #МыВместе. Волонтеры со всего Среднего Урала соберутся 19 ноября,...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также