В этом году уральские планово-экономические органы отмечают юбилей — 100 лет. О том, как развивался институт, какими принципами руководствуются сегодняшние специалисты, а также о наиболее значимых для региона проектах в эксклюзивном интервью «ОГ» рассказал министр экономики и территориального развития Свердловской области Руслан Садыков.
— Руслан Рафильевич, планово-экономическим органам Урала 100 лет. За это время изменилось многое. И все-таки можно ли найти что-то общее в принципах современного министерства и ваших предшественников?
— Министерство экономики и территориального развития Свердловской области является преемником Уральской областной плановой комиссии, или Уралплана. Положение о его создании было утверждено 16 января 1924 года практически сразу после образования в ноябре 1923 года Уральской области. И, кстати сказать, это был первый в СССР региональный планирующий орган.
Уралплан выполнял государственное планирование народного хозяйства, осуществлял контроль за выполнением народнохозяйственных планов. Так, был написан «Генеральный план хозяйства Урала на период 1927 — 1941 годов», создавались 5-летние планы. Они учитывали особенности территории, предполагали внедрение передовых технологий производства, изменение его структуры.
Можно сказать, что Уралплан заложил основы планирования, которыми мы руководствуемся сейчас. Сегодня мы также составляем стратегические долгосрочные планы развития региона, опираясь на национальные цели и задачи, выстраиваем среднесрочное планирование и, конечно, контролируем выполнение данных планов.
Вместе с тем планирование в период работы Ураплана все же было более директивным, централизованным и заключалось в основном в распределении ресурсов, жестком контроле в первую очередь за производственными предприятиями. Сейчас по-прежнему существуют плановые показатели, но они определяются уже не для производств, а имеют общий социально-экономический характер, методы их достижения являются более гибкими.
Как и 100 лет назад, министерство осуществляет мониторинг социально-экономического развития Свердловской области по основным макроэкономическим показателям. По-прежнему высока его роль при подготовке докладов о развитии региона для федеральных органов исполнительной власти в рамках решения задач общегосударственного мониторинга и планирования.
— Плановые экономические показатели региона зависят в том числе от реализации крупных инвестиционных проектов. В нашей области — это, безусловно, «Сухой порт». Как идет процесс реализации мегапроекта, есть ли «узкие места»?
— Действительно, за Екатеринбургом закреплен статус «Сухого порта» в соответствии с Межправительственным соглашением, которое реализуется с 2016 года под эгидой Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана.
Инфраструктурный проект реализуется при поддержке губернатора Евгения Куйвашева. Сегодня к крупнейшим «причалам» «Сухого порта» относятся ТЛЦ «Уральский», ТЛЦ «Екатеринбург», контейнерный терминал «СиАйТи», грузовой двор «Гипсовая». Часть из них уже функционирует — это первая очередь ТЛЦ «Уральский» и «СиАйТи». Вторая очередь ТЛЦ «Уральский» планируется к вводу в 2026 году, а ТЛЦ «Екатеринбург» — к 2028 году.
В качестве ключевых эффектов для бизнеса можно отметить, что за счет роста транспортно-логистического потенциала территорий наблюдается увеличение объема грузооборота. Так, за прошедший год рынок железнодорожных контейнерных перевозок Свердловской области продемонстрировал рост на уровне более 12%. Кроме того, развитие логистической инфраструктуры дает возможность компаниям для расширения складских мощностей. При этом развитие логистики сегодня осложняется высокой загруженностью железнодорожной сети в восточном направлении и санкционными ограничениями в западном.
Важно отметить, что проект «Сухой порт» соответствует актуальной федеральной повестке. По итогам расширенного заседания президиума Госсовета по вопросу развития экспорта в сентябре этого года Президентом России Владимиром Путиным даны поручения Правительству Российской Федерации обеспечить создание условий для строительства сети ключевых транспортно-логистических центров с учетом формируемых направлений перевозок экспортных товаров по транспортно-логистическим коридорам, в том числе международным, с учетом прогнозных показателей внешней торговли товарами.
— На Днях Свердловской области в Совете Федерации наряду с «Сухим портом» был представлен проект по формированию меридионального транспортного коридора. В чем его значение для региона? Поддержаны ли эти проекты на федеральном уровне?
— Действительно, в ходе Дней Свердловской области в Совете Федерации, которые прошли в октябре текущего года, губернатор Евгений Владимирович Куйвашев и председатель Законодательного Собрания Людмила Валентиновна Бабушкина представили сенаторам приоритетные инициативы Свердловской области. И наши ключевые стратегические проекты были поддержаны профильными комитетами Верхней палаты парламента, что отражено в постановлении Совета Федерации. В нем, в частности, содержатся рекомендации о включении первоочередных проектов нашего региона в государственные программы, в том числе для обеспечения федерального финансирования.
Одобрение сенаторов получила и инициатива по формированию меридионального транспортного коридора «Екатеринбург — арктические порты Ямала».
В основе проекта — идея создания многофункционального грузового меридионального коридора вдоль восточного склона Уральских гор по территории трех субъектов Российской Федерации. Проект обеспечит возможность транспортировки через Северный морской путь грузов, производимых на территориях Уральского федерального округа и в соседних регионах. Новый транспортный маршрут с собственной грузовой базой расширит международный транспортный коридор «Север — Юг» как в географическом разрезе, так и по показателям грузооборота — на 30-40 млн тонн ежегодно. Инициатива позволит в полном объеме реализовать потенциал транспортно-логистического комплекса Свердловской области, даст импульс для дальнейшего развития бизнеса и привлечения внешних инвесторов.
Отмечу, что проект «Сухой порт» и проект по формированию меридионального транспортного коридора взаимосвязаны между собой, и их комплексная реализация, в том числе при поддержке на федеральном уровне, которой мы уже заручились, обеспечит устойчивое развитие региональной логистики.
— В Свердловской области действует целый комплекс налоговых преференций для бизнеса. Как вы оцениваете их эффективность, какие дают наибольший эффект?
— В Свердловской области действует развитый и сбалансированный механизм разносторонней налоговой поддержки хозяйствующих субъектов. По объему предоставляемых налоговых льгот мы ежегодно входим в десятку российских лидеров. Сегодня в регионе установлено 84 налоговых преференции. В 2023 году бизнесу оказана поддержка в размере 24,9 млрд рублей.
Важным инструментом развития ключевых отраслей экономики являются инвестиционные налоговые льготы. Основной блок здесь составляют льготы по налогам на прибыль и имущество организаций для участников приоритетных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов, резидентов особых экономических зон и территорий опережающего развития, участников национального проекта «Производительность труда». Благодаря этим мерам поддержки в экономику региона только за последние три года привлечено более 100 млрд рублей инвестиций, создано около 6 тысяч рабочих мест.
Широко в регионе представлены налоговые механизмы стимулирования частных инвестиций в развитие социальной инфраструктуры. Для малого и среднего бизнеса предусмотрены максимально комфортные условия применения упрощенной системы налогообложения, налоговые каникулы для начинающих предпринимателей.
Высвободившиеся средства в результате применения налоговых преференций остаются в распоряжении предприятий и направляются на развитие экономически значимых показателей.
— В заключение снова возвратимся к юбилею Министерства. Ваши пожелания коллегам.
— Уважаемые коллеги! Выражаю вам искреннюю признательность за профессионализм, готовность к решению сложных задач и заинтересованность в результате. Дорогие ветераны! Спасибо вам за многолетний добросовестный труд и верность выбранной профессии. Всем желаю благополучия, успехов и удовлетворения от проделанной работы.
Ранее «Областная газета» писала о том, что президент Уральской ТПП Андрей Беседин рассказал о вызовах в экономике региона сегодня и завтра.
Опубликовано в №256 (10067) от 14 ноября 2024 года.