В последнее время на фоне того, что тарифная война, развязанная США, тормозит мировую экономику и усиливает тревогу и опасения в разных странах, некоторые недобросовестные американские политики и СМИ вновь начали раздувать и спекулировать на так называемых теориях об «избыточных производственных мощностях» Китая, «государственных субсидий отраслям промышленности» и «зависимости от экспорта», подогревая разговоры о «перебалансировке экономики». Их истинная цель очевидна — сдерживать развитие Китая, сместить фокус противоречий и защитить личные выгоды. За этими тщательно выстроенными словесными ловушками скрывается не что иное, как утрата уверенности и чрезмерная тревожность США перед лицом подорванной глобальной гегемонии. Давайте вместе разберемся, о чем избегают говорить США, создавая эти ловушки.
Теория «избыточных производственных мощностей» по своей сути означает предательство США принципа свободной торговли. Глобальный характер соотношения спроса и предложения является основой международной торговли. Сведение баланса спроса и предложения к рамкам одной страны и приравнивание экспорта качественной продукции к избыточным мощностям подрывает такие теории международной торговли, как теория сравнительных преимуществ и международное разделение труда. Иными словами, решающим фактором того, может ли продукция Китая выйти на рынок той или иной страны, могут быть только рыночный спрос и экономические законы. США экспортируют 80% произведенных микрочипов, а доля самолетов Airbus и Boeing на китайском рынке достигает соответственно 55% и 42%. Разве это не экспорт избыточных мощностей? Китайские редкоземельные металлы также в больших объемах поставляются за рубеж, так почему же США не называют это «избыточными мощностями»? Более того, о перепроизводстве можно говорить лишь тогда, когда коэффициент использования мощностей длительное время остается ниже 70% в сочетании с высоким уровнем запасов. В Китае же коэффициент использования производственных мощностей стабильно находится в разумных пределах. С 2017 по 2023 год он составлял в обрабатывающей промышленности Китая 76,5%, что сопоставимо с показателем США в 77,2%. В секторе производства автомобилей на новых источниках энергии этот показатель превышает 80%, а у китайской компании BYD — свыше 99,5% на протяжении четырех лет подряд. США пытаются вынудить Китай сократить производственные мощности, тем самым «обрубив крылья», и лишить его законного права на развитие. Их конечная цель по-прежнему заключается в сохранении гегемонистического положения.
Теория «государственных субсидий отраслям промышленности» по своей сути является попыткой США уйти от признания собственных недостатков в конкурентоспособности. Политика субсидирования промышленности Китая законна и соответствует международным правилам. Она сосредоточена на этапах научно-исследовательских разработок и стимулирования потребления, не относится к запрещенным субсидиям, указанным в правилах Всемирной торговой организации, и не связана с экспортом. Китайские товары высоко ценятся за отличное качество и доступные цены, потому что в условиях самого конкурентного рынка внутри страны сформировались наиболее конкурентоспособные в мире производственно-сбытовые цепочки. Огромный внутренний спрос и обширные кадровые ресурсы позволяют Китаю в кратчайшие сроки реализовывать масштабные инновации. Это повод для гордости, а не «первородный грех». В США же, напротив, усиливается промышленное опустошение, износ инфраструктуры и снижение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности. Американское правительство не в силах изменить эту ситуацию и вынуждено прибегать к чрезмерному использованию мер торговой поддержки и к политике протекционизма, чтобы парализовать свою деятельность. Фактически именно США являются «собранием всех приемов» промышленного субсидирования. Законы «О снижении инфляции» и закон «О чипах и науке» предусматривают выделение огромных объемов промышленных субсидий, а также реализацию большого количества дискриминационных мер в отношении третьих стран. По состоянию на июль 2025 года в рамках Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам ВТО было зарегистрировано 143 дела, из которых США проходили ответчиком 45 раз, Европейский союз — 24 раза, занимая первые два места. Очевидно, кто незаконно предоставляет промышленные субсидии.
Теория «зависимости от экспорта» по своей сути означает, что США подменяют объективные факты субъективными представлениями. Экспортная зависимость определяется долей экспорта в экономике страны, и статистические данные по нему совершенно прозрачны, и их невозможно исказить, просто говоря о них. В 2023 году экспорт Китая составил 19% ВВП страны, что поставило страну на 130-е место из 155 государств мира, что значительно ниже уровня ряда западных стран. В период 2021-2024 годов средний вклад внутреннего спроса в рост китайской экономики достиг 86,4%, что наглядно показывает, что внутренний спрос является основной движущей силой экономического роста Китая. Более того, мощный внутренний спрос обеспечивает серьезную поддержку компаниям, занимающимся внешней торговлей. В 2024 году среди сотен тысяч компаний, имевших экспортные поставки, почти 85% одновременно осуществляли продажи на внутреннем рынке, причем их доля составляла 75% от общего объема продаж. В долгосрочной перспективе тенденция к росту внутреннего потребления в Китае очевидна. Даже если китайские товары не будут поступать на рынок США, внутренний рынок обладает достаточной емкостью, чтобы их поглотить. Китай имеет сверхкрупный рынок с населением более 1,4 млрд человек и более чем 400 млн представителей среднего класса, переживает золотой период модернизации потребления. Становление Китая крупнейшим рынком в мире — лишь вопрос времени. В последние годы Китай всесторонне реализует стратегию расширения внутреннего спроса, последовательно продвигает урбанизацию, возрождение сельских районов и обновление городов, а также принимает специальные меры по стимулированию потребления. Всё это позволит высвободить колоссальный спрос и еще больше раскроет потенциал внутреннего рынка.
Теория «перебалансировки экономики» по своей сути является лишь предлогом США для оправдания торгового запугивания. На фоне глубокой интеграции глобальных производственных и сбытовых цепочек США постоянно односторонне подчеркивают наличие у них дефицита в торговле товарами с другими странами, но при этом намеренно умалчивают о своем огромном профиците в сфере торговли услугами. Китай является крупнейшим источником профицита США в торговле услугами, причем этот профицит постоянно растет. Совокупный объем продаж американских компаний в Китае превышает аналогичный показатель китайских компаний в США более чем на 400 млрд долларов. Если следовать логике США, разве это не означает, что именно Америка использует Китай в своих интересах? На протяжении долгого времени Китай сознательно расширяет импорт, последовательно продвигает высокоуровневую политику открытости внешнему миру, открывая для мира возможности совместного развития. Доля торгового профицита в ВВП Китая снижается из года в год, с 7,5% в 2007 году до 2% в 2024 году. Страна уже семь лет подряд проводит Китайскую международную выставку импортных товаров, устанавливает нулевые таможенные пошлины для 100% наименований налогооблагаемых товаров из всех африканских государств, а также наименее развитых стран, имеющих дипломатические отношения с Китаем. Точно так же Китай готов импортировать качественные американские товары, отвечающие потребностям китайского народа. Торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и США могло бы быть взаимовыгодным, однако США при малейшем удобном случае прикрываются лозунгом «национальной безопасности», ограничивают экспорт в Китай полупроводников и другой высокотехнологичной продукции, искусственно усугубляя дефицит торгового баланса в свою сторону. В результате американские компании теряют китайский рынок, и США оказываются в положении, когда сами попали в свою же ловушку. США вполне могут продолжать упрямо топтаться на месте и идти против исторического течения, но уже ясно видно, что справедливость выше гегемонии. Сколько бы еще дискурсивных ловушек ни придумывали американские политики, факты и истина в конечном счете восторжествуют над ложью.