Глава Свердловской области Денис Паслер неоднократно подчеркивал важность развития креативной индустрии в области. По его мнению, отрасль становится все популярнее и среди представителей свердловской молодежи есть запрос на работу именно в этой сфере. Свое видение развития отрасли в редакции «Областной газеты» представили эксперты.
В «ОГ» пришли директор АНО «Гоночная команда Сергея Карякина» Сергей Карякин, директор ООО «Квадрошоу» Андрей Мазур, соучредитель Фонда развития креативных и творческих индустрий «КиТ» Сергей Полыганов, директор Благотворительного фонда СКБ Контур Светлана Скользкова, арт-директор ООО «Фарфор Сысерти» Карина Шелепова и директор Института дополнительного образования в сфере креативных индустрий УрГАХУ Александр Яшин.
Соучредитель Фонда развития креативных и творческих индустрий «КиТ» Сергей Полыганов отметил, что отрасль имеет значительные перспективы развития: по прогнозам аналитиков, к 2030 году доля креативной экономики составит 10% мирового ВВП.
В Свердловской области сфера также набирает обороты, все больше уральцев стремятся строить карьеру именно в творческой сфере. Особенно это касается молодежи. Но для развития индустрии в регионе не хватает поддержки.
«На сегодняшний день единственная организация, которая финансирует креативные идеи, — это Президентский фонд культурных инициатив. В области подобного финансирования на сегодняшний день нет. На мой взгляд, государство должно создать условия, а бизнес, я думаю, поддержит этот продукт, который в дальнейшем принесет прибыль и государству в части налогов, и самому бизнесу в части прибыли. Как один из вариантов оказания поддержки, мне кажется, целесообразно создать совет по креативным индустриям или, например, какую-то комиссию, которую бы возглавил глава региона», — отметил Сергей Полыганов.
Директор Благотворительного фонда СКБ Контур Светлана Скользкова считает, что развитие креативности идет с детства. Живопись, искусство, музыка и литература помогают человеку совершенствовать творческое мышление. Поэтому, говоря о перспективах отрасли, важно организовать в регионе необходимою креативную среду.
«На мой взгляд, у нас в регионе в сфере высшего образования уже есть яркие примеры развития креативной сферы. Например, выпускники уральских вузов работают во многих ведущих мировых компаниях. В современном мире креативное творчество невозможно без информационных технологий. Поэтому, я думаю, в образовании необходима среда для переплетения разных направлений», — отметила Светлана Скользкова.
Идею создать региональную организацию по развитию творческого сектора поддержал директор Института дополнительного образования в сфере креативных индустрий УрГАХУ Александр Яшин. В своей мысли эксперт опирается на Федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в РФ». По его мнению, большая часть работы по развитию отрасли в положении как раз возложена на регионы.
«Регионы должны создать фонд развития, я так условно называю, когда аккумулируются средства, направляемые дальше на поддержку креативной сферы. То есть регион должен выстроить всю эту систему. И Светлана Федоровна совершенно справедливо сказала, что у нас уже есть точки роста в этой сфере. Любые институции, которые культивируют эту отрасль, у нас есть. Вопрос в том, чтобы привлечь к этой работе поддержку. На мой взгляд, все, кто занимается наукой, образованием, исследованиями, благотворительностью, производством, бизнесом должны объединиться», — подчеркнул Александр Яшин.
Директор АНО «Гоночная команда Сергея Карякина» Сергей Карякин акцентировал внимание на производстве. Говоря о творческих инициативах, по мнению эксперта, в большей степени нужно уделить внимание их реализации и «рабочей силе».
«Мы можем сколько угодно вкладывать в креативность, но если не сможем реализовать это в реальности, то зачем все это? Так и останемся на этапе идей, красивых задумок, которые ничего общего не имеют с реальностью. Поэтому, на мой взгляд, очень важен момент контроля, когда мы выделяем деньги на какую-то креативную инициативу. Можно произвести все что угодно, и, по вашему мнению, это будет очень крутой продукт. Но если это не нужно ни рынку, ни людям, то это абсолютно бессмысленная задумка», — отмечает Сергей Карякин.
При этом он согласился, что для того, чтобы в индустрию привносить как можно больше новых и оригинальных проектов, нужно активно привлекать молодежь.
Идею акцентировать креативные усилия на конкретное производство поддержала и арт-директор ООО «Фарфор Сысерти» Карина Шелепова. На примере производства Сысерсткого фарфора, эксперт выразила необходимость привлекать в творческие проекты как можно больше профессионалов в части реализации.
«Касательно образования, нам очень нужны люди именно с научно-исследовательским опытом, а не просто идеями. Потому что идей вокруг нас полно, а реализовывать их некому. Я считаю, что сейчас выпускники вузов без практической реализации, без интереса к производству», — добавила Карина Шелепова.

Компания «КвадроШоу» на своей технологической базе воплотила задуманное. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»
При этом, как согласились спикеры, «ремесленники» не могут без креатива, так как это отрасль изначально присутствует в среде, в которой люди развиваются.
О роли технологий в креативных индустриях высказался директор ООО «Квадрошоу» Андрей Мазур. Он отметил, что производственная цепочка, к примеру, технологический процесс, оснастка, наладка и производственный цикл, и есть креативности и у каждого бизнеса они свои. Говоря о поддержке креативных технологий, эксперт отметил, что любая инициатива должна быть апробирована перед финансированием.
«Креативные идеи всегда риск. Либо они принесут результат, либо «не выстрелят». Поэтому, прежде чем идеи финансировать, они должны быть оценены. Для этого это нужно создать, так называемую, технологическую базу, где мы можем реализовывать эти креативные идеи. Например, мы прогоняем творческие проекты через производственный цикл уже на существующем производстве или даем деньги, чтобы создатели сами нашли где-то производство, на котором они смогут идею воплотить», — пояснил Андрей Мазур.
Также эксперты затронули тему развития креативного института в Свердловской области, о которой ранее в интервью «ОГ» сказал глава региона Денис Паслер.
«В Екатеринбурге нам необходимо создавать Институт креативных индустрий. Образовательное учреждение, которое бы соответствовало духу и стилю, образу мышления людей в столице Урала. Все предпосылки для этого есть», — отметил руководитель Свердловской области.
Сергей Полыганов уверен, начать реализацию данного вопроса необходимо с учителей, как потенциальных мотиваторов обучающихся. Александр Яшин предложил создать некую структуру, которая будет направлять и поддерживать инициативы. Андрей Мазур продолжил идею создания отельной структуры и как один из вариантов развития вопроса рассмотреть возможность создания специальных образовательных программ в регионе.
Одним из главных выводов, с которым согласились все участники круглого стола: для развития отрасли необходимо обратить внимание на ряд факторов.
Важно создать среду для творчества, которая охватывала бы максимальное количество заинтересованных людей начиная с раннего детства. Необходимо привлекать инвестиции для проектов, развивать производства и, конечно же, по мнению экспертов, ключевым фактором должна стать поддержка индустрий на региональном уровне.
Справка
Мы решили креативно подойти к определению ключевого тезиса встречи — что такое креативность. Поэтому мы спросили у искусственного интеллекта, что, по его мнению, это значит. Вот что сказал ИИ:
«Креативная индустрия — это сектор экономики, связанный с созданием, производством и распространением товаров и услуг, основанных на интеллектуальной собственности, творчестве и культурной ценности».
или «Креативность — это способность создавать новые, оригинальные и ценные идеи, решения или продукты, выходящие за рамки шаблонного мышления. Его ключевые аспекты: новизна, полезность и гибкость мышления.»
Почему креативные индустрии, а не индустрия?
Разница между «креативные индустрии» (во множественном числе) и «креативная индустрия» (в единственном) не случайна — она отражает структуру и разнообразие этого сектора. Множественное число обозначает различные отрасли сектора, гибкость термина, а также международный контекст, так как термин используется в английском языке «creative industries» (а не «industry»).
Федеральный закон
Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе от 08.08.2024 г. № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». Статья 3. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
- Креативная (творческая) индустрия (далее — креативная индустрия) — экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или) реализацией креативного продукта, обладающего уникальностью и экономической ценностью;
- Креативный продукт — результат интеллектуальной деятельности или совокупность результатов интеллектуальной деятельности, а также продукция, работы, услуги, добавленная стоимость которых обусловлена использованием результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации;
- Субъект креативной индустрии — физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие коммерческую деятельность по созданию, продвижению на внутреннем и внешнем рынках, распространению и (или) реализации креативного продукта и соответствующие критериям отнесения к субъектам креативных индустрий, установленным нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Ранее сообщалось, что в «Областной газете» прошел круглый стол, посвященный креативной индустрии на Среднем Урале.