В последнее время некоторые американские политики постоянно раздувают тему якобы имеющих место «избыточных производственных мощностях» в Китае, обвиняя Пекин в предоставлении отечественным предприятиям новых отраслей промышленности «огромного объема субсидий», которые привели к значительному превышению производственных мощностей китайских производителей над внутренним спросом, грозя наплывом дешевых товаров на мировой рынок и «серьезным ударом» по интересам предприятий и рабочих других стран, создавая «риски» для восстановления мировой экономики. Такое заявление кажется справедливым с точки зрения защиты честной торговли, но на самом деле противоречит базовым принципам экономики и объективным законам, отражая «избыточное» беспокойство официального Вашингтона.
«Избыточные производственные мощности» в Китае: это правда?
Под термином «избыточная производственная мощность» понимается положение, когда уровень производственной мощности (ПМ) превышает фактический рыночный спрос. Для определения такого положения нужно учитывать не только ПМ и совокупное предложение, но и весь объем спроса. В условиях глобализации торговли крайне маловероятно определять объем выпуска продукции исключительно на основе внутреннего спроса, так что в этом случае следует ориентироваться на спрос на мировом рынке.
По расчетам Международного энергетического агентства, для достижения углеродной нейтральности необходимо к 2030 году увеличить продажу автомобилей на новых источниках энергии во всем мире в 4,5 раза по сравнению с 2022 годом, до 45 млн единиц, а общую мощность новых фотоэлектрических проектов — в 4 раза до 820 ГВт. В этом смысле, когда речь идет об удовлетворении мировых потребностей в продукции с использованием новых источников энергии, производственные мощности Китая далеко не избыточные, а недостаточные.
Масштабный экспорт и относительно низкая цена китайской продукции новых источников энергии объясняется не «избыточными производственными мощностями» или «государственными субсидиями», как заявляют некоторые политики, а тем, что китайские предприятия начали бизнес в этих сферах раньше, постепенно создали целые производственные цепочки благодаря огромным вложениям в НИОКР и многолетним усилиям и, таким образом, достигли эффекта масштаба. Совместные инновации всех звеньев производственных цепочек позволили производителям непрерывно обновлять технологии и снижать издержки, тем самым получить сравнительные преимущества в конкуренции на мировом рынке.
Введение промышленной политики для укрепления потенциала новых или малоконкурентоспособных направлений отечественной промышленности — это распространенная практика среди правительств стран мира, которая сыграла позитивную роль в подобных процессах, будь то подъем автопромышленности Японии и Южной Кореи в 1970-х гг. или зеленая трансформация в ЕС в последние десятилетия. Новые отрасли Китая, в том числе производство автомобилей на новых источниках энергии и фотоэлектрических систем, тоже получили государственную поддержку на начальном этапе развития, но соответствующие меры закончились после того, как предприятия встали на ноги. Американские политики, критикуя целесообразные меры поддержки промышленности других стран, раз за разом закрывали глаза на дискриминационные меры Вашингтона в области налоговых льгот и его попытки искажения структуры глобальных производственно-сбытовых цепочек. Это не что иное как проявление двойных стандартов и типичной гангстерской логики, что называется, «сам пьет, а людей за пьянство бьет».
«Избыточны» не производственные мощности, а беспокойство
В последние годы все чаще встречаются попытки США сдерживать и дискредитировать Китай в торгово-экономической сфере: от отказа признавать Китай рыночной экономикой и принятия стратегии «маленький двор, высокий забор (small yard, high fence)» до раздувания таких тем, как «разъединение (decoupling)», «дерискинг (de-risking)», «Китай достиг пика (Peak China)» и «китайский шок 2.0». За этими антикитайскими мифами стоят необоснованные выпады против принципов международной торговли и законных прав Китая на развитие.
Американские коллеги постоянно демонстрируют избирательный подход к соблюдению принципов рыночной экономики и правил ВТО, развязывая «торговый буллинг» от собственного беспокойства и разделяя мировой рынок по идеологическим признакам с целью лишить страны с формирующимся рынком права на развитие. Миф об «избыточных производственных мощностях» в Китае, по сути, очередное когнитивное оружие США, предназначенное для оправдания протекционистских мер, сдерживания развития Китая и сохранения своей гегемонии. Следовательно, избыточны не производственные мощности в Китае, а беспокойство Соединенных Штатов о потере мирового господства.
Стремительное развитие индустрии новых источников энергии в Китае представляет собой закономерный результат следования тенденциям времени и углубления участия в глобальной кооперации. В условиях экономической глобализации глубочайшим образом переплетены интересы всех стран мира. По словам Председателя КНР Си Цзиньпина, страны мира не разбросаны по 190 с лишним лодкам, а находятся на одном большом корабле с общей судьбой. Яростные волны выдержит только большой корабль, а не маленькая лодка. На фоне сложной экономической ситуации шантаж и клевета равносильны выстрелу себе в ногу. Правильный путь развития заключается в укреплении сравнительных преимуществ и активном участии в справедливой конкуренции.
Китай шагает уверенно и спокойно, неважно, как сильно хлещет ветер или бьет волна. Шумиха не поколеблет его решимость на высоком уровне расширить открытость и осуществить высококачественное развитие. Китайская сторона как твердый сторонник и усердный участник многосторонней торговой системы вносит важный вклад в ее развитие и готова продвигать формирование открытой мировой экономики со всеми странами, включая США. При этом мы будем решительно отстаивать свои законные права и интересы в сфере развития. Как отметил Председатель Си Цзиньпин, Китай рад видеть уверенные в себе, открытые, процветающие и развивающиеся США и надеется, что Соединенные Штаты также смогут рассматривать развитие Китая в позитивном ключе.
Опубликовано в №101 (9912) от 15 мая 2024 года.