В Свердловской области пятый год реализуется экологическая реформа, составной частью которой является создание системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), сводящей к минимуму отрицательное воздействие на окружающую среду. Губернатор Евгений Куйвашев в числе безусловных приоритетов при реализации реформы обозначил создание экологичной, безопасной и самой современной инфраструктуры по сбору, вывозу и утилизации мусора. О том, что уже удалось сделать и что предстоит, рассказал «Областной газете» заместитель министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства региона Егор Свалов.
— Егор Анатольевич, какова была ситуация на старте реформы и какова она сейчас?
— Официально датой начала экологической реформы в Свердловской области считается 1 января 2019 года. Хотя уже годом ранее были выбраны на конкурсной основе региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами. Это позволило упорядочить движение отходов от места их образования до места окончательного размещения. Но это был лишь первый шаг по пути преобразований. Главная задача — уменьшение количества отходов, которые идут на захоронение, и, как следствие — уменьшение количества полигонов и занятых ими земельных площадей, уменьшение объемов захороняемых отходов в пользу переработки как самого экологичного решения, снижение выбросов в атмосферу свалочного газа и риска загрязнений подземных вод, вовлечение в хозяйственный оборот максимума вторичных ресурсов, которые можно выбрать из твердых коммунальных отходов.
— В 2020 году президент Владимир Путин подписал указ, где были заданы показатели утилизации ТКО, которых предстояло достичь за десять лет. К 2030 году сто процентов отходов должны будут проходить сортировку, а объемы их захоронения нужно снизить как минимум в два раза. Насколько мы приблизились к этим целям?
— Приведу несколько цифр и сразу подчеркну, что они точные, поскольку с 2019 года все полигоны на въезде были оборудованы весовыми пунктами. В первый год реформы было образовано 1 миллион 600 тысяч тонн ТКО, а в 2022 году – уже на 200 тысяч тонн меньше. На начальном этапе реформы у нас обрабатывалось около трех процентов ТКО. Сейчас мусоросортировочные комплексы работают в Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Алапаевске, Лесном, Верхней Пышме. И в прошлом году было отсортировано порядка 18 процентов отходов. Рывок приличный. В этом году планируем взять планку в 23-25 процентов.
Совсем скоро заработает Краснотурьинский мусоросортировочный комплекс. Сейчас идет его лицензирование и параллельно ведется обустройство участка тоннельного компостирования органических отходов. Органика будет разлагаться в герметичных железобетонных тоннелях, превращаясь в технический грунт. Его можно использовать для пересыпки слоев отходов, подлежащих захоронению. Такая технология позволяет минимизировать образование метана внутри полигона, риск тления и пожаров.
— Свой вклад в увеличение объемов сортировки ТКО могут внести и жители региона.
— И они это делают, причем с каждым годом все активнее. Ну а власти региона, муниципалитетов создают для этого условия. Во дворах появляются контейнеры для разных фракций. Действуют мобильные пункты приема вторсырья от населения. Пластик, бумагу, стекло можно сложить в боксы, установленные внутри или возле торговых центров и других локаций. Я сам несколько раз в месяц отвожу туда мешки рассортированных дома отходов и вижу, как много людей занимается этим. К тому же в области действует более двух десятков пунктов «Вещь добра», куда можно сдать одежду, обувь, которую еще можно носить. А в Екатеринбурге работает единственный в России «Немузей мусора», весьма популярный у горожан.
— Сортировка предваряет переработку. Как у нас с этим обстоит?
— В прошлом году было переработано 262 тысячи тонн ТКО. Конечно, пока это капля в море, но если учесть, что в начале реформы на переработку шли лишь десятки килограммов отходов, то прогресс заметен. И он стал возможен благодаря созданию предприятий по переработке наиболее ликвидных фракций вторичных ресурсов. В Арамиле, Сысерти, Екатеринбурге, Березовском из полимерных отходов выпускают широчайший ассортимент продукции. Это ограждения тротуаров, уличная мебель, урны, ламели для контейнерных площадок и остановочных комплексов, кашпо, лотки для стока воды, канализационные люки вместо чугунных — всего и не перечислишь. Идут в переработку металл, бумага и картон. А вот стекло у нас в области пока, к сожалению, не перерабатывается, мы его отправляем в другие регионы. Хотя уже идет проектирование предприятия по переработке стеклянных отходов. Из них можно изготавливать наполнитель для утепления зданий, другую полезную продукцию.
— Егор Анатольевич, не секрет, что планы по развитию такой инфраструктуры вызывают недоверие, скепсис у жителей близлежащих населенных пунктов. Видимо, не все понимают разницу между свалкой и МСК. Насколько безопасны для окружающей среды современные технологии утилизации отходов?
— На днях мы ездили с губернатором Евгением Куйвашевым в Нижний Тагил, где посетили строящийся мусоросортировочный комплекс, по сути, экокластер с полным циклом переработки ТКО. На данный момент это самый экологически безопасный МСК на Среднем Урале, отвечающий новым требованиям СанПИНов.
К примеру, на въезде мусоровозы будут проезжать через рамку, способную улавливать минимально допустимые дозы радиоактивного излучения. Такое случается редко, но, если случится, машину отгонят на спецплощадку, груз отправят на специальный полигон, транспорт обработают. Зона разгрузки укрыта от осадков и ветра.
ТКО проходят через сортировочную линию, оснащенную самым современным оборудованием, где вычленяются черные и цветные металлы, полимеры, бумага и картон, стекло, органика. Затем вторсырье уйдет на перерабатывающие предприятия, органика – на участок компостирования, который создан на МСК. Здесь органические отходы обезвредят в специальных камерах и превратят в универсальный техногрунт, о котором мы уже говорили.
Современные технологии позволяют довести переработку ТКО до 80 — 85 процентов, так что хвосты все равно остаются. Их будут захоранивать на так называемых картах Нижнетагильского полигона. Современные технологии позволяют свести риск нанесения вреда природе к нулю. Если раньше чаша карт выстилалась глиной, то теперь — геомембранами, которые исключают возможность просачивания загрязняющих веществ в окружающую среду. Оснащены карты дренажными трубами для сбора фильтрата и биогаза. Фильтрат и влага от осадков скапливаются внизу и выводятся в бассейны, где очищаются до степени, позволяющей разводить рыбу. Оттуда вода поступает в специальный резервуар и используется для производственных нужд. После заполнения карты засыпаются техногрунтом, землей, засеваются травой, на них высаживаются кусты и деревья. Причем проект рекультивации в обязательном порядке проходит государственную экологическую экспертизу. В западных странах полигоны после рекультивации используют под зоны отдыха или поля для гольфа.
— Есть еще одна причина, которая заставляет людей волноваться, когда они узнают о строительстве на их территории мусоросортировочного комплекса. Они боятся, что большое количество мусоровозом будет проезжать через их населенный пункт, разбивать дороги. Как решается эта проблема?
— Действительно, одно время подобные жалобы шли из поселка Садовый, через который шли мусоровозы на полигон «Северный». Для решения этой проблемы специально построили объездную дорогу. Теперь пути к новым МСК прокладываются в обход населенных пунктов. К тому же мусоровозы по пути на полигон заезжают на мусороперегрузочные станции, где ТКО сгружаются в мультилифты, Они заменяют до двадцати мусоровозов, оказывают меньшее влияние на дорожную сеть, от них меньше вредных выбросов в воздух.
— В Краснотурьинске МСК вот-вот начнет работать, в Нижнем Тагиле достраивается, Спроектированы МСК в Первоуральске и Красноуфимске. А что же полуторамиллионный Екатеринбург?
— Для Екатеринбургской агломерации в проекте заложен мусоросортировочный комплекс мощностью 700 тысяч тонн. На нем помимо сортировки ТКО предполагается участок компостирования на 200 тысяч тонн и производство 200 тысяч тонн альтернативного топлива для цементных заводов. То есть намного больший объем отходов пойдет на вторичное использование и намного меньший — в хвосты. В целом это совершенно точно будет самый современный по уровню экологичности и эффективности комплекс в масштабах всего Урала.
Очень много времени ушло на выбор места под МСК Екатеринбург-Юг. По концессионному соглашению комплекс должен размещаться не далее 80 километров от муниципального образования «город Екатеринбург». Внутри территории муниципального образования «город Екатеринбург» полигон разместить нельзя, так как границы города как населенного пункта много лет назад были отождествлены с границами муниципального образования, а на территории населенных пунктов отходы запрещено захоранивать. Во-вторых, законодательством установлены и другие ограничения. Нельзя, к примеру, размещать МСК и полигоны вблизи водных и аэродромных объектов. Конечно же, такие комплексы размещаются на определенном удалении от жилья. В-третьих, необходимо было соблюсти принцип транспортной доступности. Если везти ТКО за сто с лишним километров, придется многократно увеличивать тарифы. Один участок отпал из-за того, что для проезда к нему пришлось бы построить семь мостов, пусть и небольших, но это миллиардные вложения. В итоге из 30 намеченных участков осталось четыре-пять.
— И территории каких муниципалитетов входят в шорт-лист?
— Это Сысерть, Березовский, Белоярский, Дегтярск… Но теперь предстоит получить окончательное мнение экспертов и ответы из различных органов власти, в том числе и федеральных. Когда участок будет определен, начнутся проектно-изыскательские работы. Нужно будет убедиться, что там нет залежей полезных ископаемых, краснокнижных животных и редких растений, иных препятствий. Когда проект МСК будет утвержден всеми инстанциями, мы вынесем его на общественное обсуждение. В общем процесс предстоит длительный.
Хотел бы подчеркнуть, что проектирование и строительство Нижнетагильского МСК велось и ведется в рамках нацпроекта «Экология» с использованием самых бережных к природе технологий. Такой же подход будет и к МСК Екатеринбург-Юг. А с учетом того, что технологии сейчас совершенствуются стремительно и до проектирования еще далеко, то можно предположить, что в Екатеринбургском МСК будет задействован искусственный интеллект.