Как объяснила Татьяна Мерзлякова, в ее адрес приходит немало обращений от родственников участников специальной военной операции с жалобами на то, что письма и посылки идут слишком долго, а порой и не доходят до адресата — это случается, если военнослужащий был переведен с одного направления на другое. Сотрудники аппарата омбудсмена вместе со студентами-волонтерами Уральского федерального университета проверили работу почтовых отделений в Екатеринбурге, Реже, Верхней Пышме, Сысерти и Березовском, а также провели контрольные отправки в зону СВО. Результаты исследования легли в основу спецдоклада.
Главная причина задержек писем и посылок в пути, по словам Татьяны Мерзляковой, кроется в том, что в зону СВО и из Свердловской области, и из Владивостока они попадают через единственное почтовое отделение «Москва-400».
— Из-за этого регулярно возникают огромные паузы между моментом отправки и получением письма или посылки солдатом «за ленточкой», — отмечает омбудсмен.
Непосредственно в воинские части письма и посылки доставляет Фельдъегерско-почтовая связь Вооруженных сил Российской Федерации. На этом этапе, по словам Татьяны Мерзляковой, тоже случаются сбои. Если боец был переведен с одного направления театра военных действий на другое, письмо или посылка могут не найти адресата.
Осложняет ситуацию, по мнению омбудсмена, и то, что сотрудники справочной службы Почты России не располагают информацией о судьбе отправлений после передачи их в военное ведомство, и розыском таких посылок Почта России не занимается.
Татьяна Мерзлякова сообщила, что планирует разобрать специальный доклад на Совете по правам человека при Президенте РФ, поскольку решение проблемы доставки почтовых отправлений в зону СВО не в компетенции региона. Там она намерена озвучить предложение: чтобы разгрузить «Москву-400» и ускорить доставку корреспонденции в зону СВО, необходимо создать подобные почтовые отделения в каждом военном округе — на базе Объединенных стратегических командований Вооруженных сил РФ.