Будущее — за электронным урегулированием ДТП: президент Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев — о цифровизации отрасли, о новшествах и тенденциях на рынке автострахования

Впервые за три года увеличилось число договоров ОСАГО

Использование цифровых технологий в автостраховании несет не только выгоды, но и риски. Об этом шла речь на круглом столе «Страхование киберрисков» на Уральском форуме «Кибербезопасность в финансах», который прошел в Екатеринбурге. В его работе активное участие принял президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. Он рассказал «ОГ» о вызовах, которые стоят перед отраслью, и перспективах ее развития.

Минувший год, по словам Евгения Уфимцева, для отрасли стал успешным. Впервые за три года увеличилось число договоров ОСАГО. В системе КАСКО повышенным спросом пользовались так называемые «коробочные договоры» в дополнение к ОСАГО по цене от 5 до 10 тыс. рублей. Увеличилось и число водителей, имеющих скидку по ОСАГО за безаварийную езду. В четвертом квартале 2023 года их общая доля по стране составила 93 процента. Это свидетельствует о том, что индивидуализация тарифов сработала, водители стремятся улучшить свой коэффициент бонус-малус (КБМ). Более трети автовладельцев Свердловской области – 30,2 процента – имеют минимальное значение КБМ, дающее максимальную скидку на ОСАГО в размере 54 процентов.

Увеличилось в стране и количество фотофиксаций по Европротоколу, оформленных при помощи приложений. В Свердловской области по итогам 2023 года оно составило 3 874 – втрое больше, чем в 2022 году. В четыре раза выросло в регионе и количество оформленных электронных извещений. Тем не менее свердловчанам, по мнению главы РСА, есть к чему стремиться. Если в стране доля оформлений по Европротоколу составляет почти 56 процентов, то на Среднем Урале – 39,8 процента.

Еще одним шагом на пути цифровизации ОСАГО стала, по словам Евгения Уфимцева, запущенная в июле 2023 года возможность электронного урегулирования ДТП по Европротоколу с убытками до 400 тысяч рублей через сайт «Госуслуги» и приложение «Госуслуги Авто». Кстати, с начала 2025 года все страховые компании будут обязаны урегулировать убытки по ОСАГО на своем сайте или в приложении. Сейчас они занимаются этим в добровольном порядке.

— Электронное оформление — серьезная веха для отрасли, за ним будущее, — подчеркивает Евгений Уфимцев. — Коллеги уже переходят на мгновенное урегулирование: искусственный интеллект оценивает ситуацию, и человек через час получает деньги на карточку. Большинство аварий – мелкие случаи, всем хочется, чтобы страхователь быстрее получил выплату, остался доволен и поехал дальше.

Фото: предоставлено пресс-службой РСА

Немало перемен, по словам главы РСА, ожидается на рынке автострахования и в этом году. Со 2 марта вводятся «короткие» договоры ОСАГО, с 1 апреля ОСАГО будет включено в Национальную страховую информационную систему (НСИС), с 1 сентября начнет действовать закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП), с октября ожидается введение единого российско-белорусского полиса ОСАГО. Чего ожидать от этих новшеств?

Договоры ОСАГО сроком от одного дня до трех месяцев будут выгодны семьям, имеющим два автомобиля, одним из которых пользуются редко, а также водителям, которые лишь подрабатывают на такси. По мнению Евгения Уфимцева, «короткий полис» имеет преимущества перед полисом, оформленным на водителя, а не на авто.

— Есть две проблемы: часть таксистов ездит вообще без полисов ОСАГО, а часть приобретает полисы не указывая, что автомобиль используется в качестве такси. С учетом этой специфики и было предложено ввести короткие полисы ОСАГО, — заявил глава РСА.

Фото: предоставлено пресс-службой РСА

Стимулировать таксистов приобретать полисы ОСАГО поможет и закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков, который начнет действовать с 1 сентября этого года. Он направлен на то, чтобы повысить защищенность пассажиров такси и других видов транспорта, если они пострадают в результате ДТП (лимит выплат поднимается до двух млн рублей).

— Агрегаторы и сейчас обязаны проверять полисы ОСАГО у водителей, а с запуском закона будут делать это более жестко, — считает Евгений Уфимцев.

Одним из важнейших событий 2023 года, которое повлияет на дальнейшую цифровизацию отрасли страхования, Евгений Уфимцев считает передачу дочерней структуре Банка России информационной системы по ОСАГО, которую развивал РСА. В Национальную страховую информационную систему (НСИС) сначала внесут данные по полисам ОСАГО, КАСКО, ДСАГО и страхованию жилья, затем добавят и другие виды страховок. Система будет плотно взаимодействовать с чиновниками и силовиками, а любой пользователь НСИС сможет управлять своим страховым портфелем с помощью приложения на смартфоне.

Евгений Уфимцев выразил надежду, что НСИС поможет повсеместно запустить в этом году программу проверки полисов ОСАГО через камеры фотофиксации. По его словам, в ходе одного из замеров в Москве из шести млн автомашин, попавших под камеры, 240 тысяч не имели полиса ОСАГО.

— Проблема, когда маргиналы или люди с большим количеством аварий ездят без полиса, требует решения, — подчеркивает глава РСА. — Системы НСИС и ФИС ГИБДД без труда отследят отсутствие полиса ОСАГО у всех участников движения, но для начала наказывать будут только нарушителей ПДД.

Новым генеральным директором «Россети Урал» стал Дмитрий Воденников

Назначен новый генеральный директор «Россети Урал» — им стал Дмитрий Воденников. Решение принято 21 ноября на заседании совета...

Свердловские студенты отправились в экспедицию, посвященную 80-летию освобождения Беларуси от нацистских захватчиков

12 студентов из разных городов Свердловской области отправились в Беларусь в экспедицию «Поклон вам русский до земли, герои-города». Поездку...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также