Приказом Минтранса России от 27.01.2022 № 20 утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути.
В соответствии с Правилами при пользовании железнодорожным подвижным составом гражданам запрещается проезжать в местах, не оборудованных для проезда, подниматься на крышу и (или) проезжать на крыше железнодорожного подвижного состава, автосцепных устройствах и на иных элементах железнодорожного подвижного состава.
Результаты прокурорского надзора свидетельствуют о том, что среди подростков практикуется экстремальное поведение в форме зацепинга или трейнсерфинга.
Зацепинг или трейнсерфинг — езда на крыше транспортных составов, между или под вагонами.
Зацепинг — это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи, а также увлечение со своими традициями, негласными правилами, языком общения.
Многочисленные группы трейнсерферов общаются в Интернете, создают сообщества. Такая информация по требованию прокуратуры признается запрещенной к распространению.
Данное увлечение влечет несчастные случаи, приводит к гибели на железных дорогах страны десятков людей.
Особую тревогу вызывает число травмирования несовершеннолетних и малолетних.
Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются:
— потеря равновесия и падение с поезда во время движения. Как правило, это происходит в результате проезда в нетрезвом состоянии или плохом самочувствии с последующим отпусканием рук, из-за перемещения по поезду, проезда в неудобном и неустойчивом положении, а также соскальзывания с поезда в результате обледенения поручней и корпуса вагона или от резкого рывка вагона;
— поражение электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке забраться на крышу поезда в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети;
— столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше;
— падение на рельсовый путь под колеса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами.
Не стоит забывать, что железнодорожные пути, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности, а нахождение в таких зонах требует соблюдения правил безопасности.