«Мы неоднократно отмечали, что Россия и Китай, как и большинство государств мира, разделяют стремление к равноправному, взаимовыгодному сотрудничеству в целях достижения всеобщего устойчивого и долгосрочного экономического прогресса и социального благополучия при уважении цивилизационного многообразия и права каждого государства на собственную модель развития», — сказал, в частности, президент.
Полная стенограмма выступления Владимира Путина опубликована на сайте Кремля.
Отметим, концепцию «Один пояс, один путь» десять лет назад предложил председатель КНР Си Цзиньпин. По его мнению, она поможет укрепить и расширить международные торгово-инвестиционные проекты, привлечь новых участников из разных стран. К инициативе уже присоединились более 15 государств и 30 международных организаций.
В рамках проекта развивается сотрудничество между Евразийским экономическим союзом и КНР в обновлении транспортной инфраструктуры и других сферах. По мнению экс-полномочного министра посольства КНР в России Су Фанцю, Средний Урал в этом должен сыграть свою значимую роль.
В рамках проекта «Один пояс, один путь» будут созданы несколько торговых маршрутов. Самый северный из них пройдет через Центральную Азию, Россию и Европу, в том числе через Свердловскую область. Для этого в регионе есть все необходимые условия.
Ежегодно свердловские терминалы принимают десятки тысяч тонн продукции из Китая. В 2022 году товарооборот между регионом и КНР составил почти 3,2 миллиарда долларов. На Среднем Урале реализуются проекты, которые могут быть интегрированы в «Один пояс, один путь». В первую очередь это проект «Сухой порт», инициированный губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым, который позволит региону стать главной транспортной артерией Евразии.
Одно из перспективных направлений сотрудничества уральских и китайских компаний — мультимодальные перевозки. Они позволят совмещать возможности железнодорожного и автомобильного транспорта для сокращения сроков и стоимости доставки грузов. В рамках проекта «Один пояс, один путь» предприятия Среднего Урала и КНР будут совместно создавать инфраструктуру для этого вида перевозок.
Министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Вячеслав Ярин ранее заявлял, что проект «Один пояс, один путь» интересен региону с точки зрения интеграции логистических мощностей в те транспортные коридоры, которые для себя видит Китай. Проект «Сухой порт» позволит нарастить транзит китайских товаров и увеличить грузопоток в направлении КНР.
Запуск «Сухого порта» к 2030 году обеспечит ежегодный транзит грузов до 30 млн тонн с потенциалом роста. Первый объект, который будет создан в рамках проекта, — транспортно-логистический центр «Екатеринбург» на железнодорожной станции Седельниково. Ежегодная пропускная способность центра оценивается в 6,1 миллиона тонн грузов к 2030 году и до 10 миллионов тонн — к 2035 году.
Ранее «Областная газета» писала, что Китай стал основной страной экспорта уральской сельхозпродукции в 2023 году.