Быстро, просто, безопасно: глава минцифры Свердловской области Михаил Пономарьков — о развитии государственных электронных сервисов в Свердловской области

Какие из них уже доступны и как технологии упрощают взаимодействие с органами власти

Помочь врачу назначить лечение, выявить случаи незаконной рубки леса, в считаные секунды предоставить справку о наличии участков недр местного значения — все это с недавнего времени могут сделать государственные цифровые сервисы Свердловской области. Как они меняют работу органов власти и жизнь обычных граждан — в интервью «ОГ» рассказал министр цифрового развития и связи региона Михаил Пономарьков.

— Сколько государственных цифровых сервисов сейчас доступно свердловчанам?

— Губернатор поставил перед нами задачу активизировать цифровую трансформацию всех сфер экономики Свердловской области. Государственные сервисы как часть цифровой трансформации бывают разного уровня. Есть сервисы, которые создаются на федеральном уровне, а есть региональные сервисы. Их огромное количество, новые сервисы появляются постоянно. Остановлюсь отдельно на платформе обратной связи. Этот сервис служит для того, чтобы оперативно можно было получить сообщение от наших граждан по любой тематике. Это сообщение приходит напрямую сразу в региональные органы власти или местного самоуправления. Можно отправить обращение с помощью единого портала «Госуслуги» или при помощи виджета, который встраивается в сайт органа власти, а также через мобильное приложение «Госуслуги. Решаем вместе».

На протяжении последних 2-3 лет мы развивали нашу большую информационную систему, она называется «Система экономического развития Свердловской области». На базе этой платформы создаются различные отраслевые сегменты, например, в сфере экологии, инвестиционного комплекса, АПК. И, конечно, в этой информационной системе накапливается огромное количество юридически значимых, актуальных сведений, поэтому мы приняли решение о создании различных сервисов для населения. На основе этой платформы разработано более 40 сервисов, которые доступны гражданам, например, подтверждение заинтересованным лицом статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки или прием отчетов о защите лесов. Три сервиса работают полностью в автоматическом режиме, без участия госслужащего. Есть обращение, оно тут же поступает в информационную систему, она в считаные секунды получает необходимую информацию, и документ, подписанный электронной цифровой подписью, передается в личный кабинет заявителя. Все достаточно быстро, просто и понятно. И, конечно же, с наименьшими затратами для государственных служащих. На мой взгляд, очень хорошая практика. Мы как министерство цифрового развития и связи Свердловской области в ближайшей перспективе должны сосредоточить максимум своих усилий на реализации таких сервисов, когда мы минимизируем участие госслужащего. Это одна из основных целей.

В целом в сфере природопользования доступно порядка 20 услуг для населения.

— Как цифровые сервисы упрощают взаимодействие с органами власти?

— Мы все помним времена, когда нужно было приходить, например, в учреждения, стоять в длинной очереди, терять время. Бывает, что уже пришел, и тут понимаешь, что что-то забыл. Приходится возвращаться обратно… Это очень долгий и непростой процесс. Что мы видим сейчас? Человек находится в любой точке земного шара и может получить услугу в электронном виде, не приходя в органы власти. Причем это происходит быстро, просто и безопасно. Есть много аналитики, которая доказывает, что сайт «Госуслуги» — это самая защищенная и функционально развитая среда для населения. То есть мы находимся на лидирующих позициях в мире по услугам в цифровом виде.

— Бывает такое, что через платформу обратной связи обращение приходит «не по адресу», не в то ведомство?

— Когда человек подает обращение, он выбирает рубрику: например, дорожное хозяйство, здравоохранение. Если человек не ошибся в рубрике, то его обращение поступит именно в тот орган власти, который может ему помочь. Здесь ошибок не очень много. Но если даже такое случается, то орган власти перенаправляет обращение в другое ведомство. Ни одно заявление не может быть потеряно.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

— Одна из сфер, где активнее всего применяются цифровые технологии, — это медицина. Какие сервисы сейчас доступны свердловским врачам и пациентам?

— Это одна из наших приоритетных отраслей. Мы совместно с министерством здравоохранения Свердловской области занимаемся проектом цифровизации медицины. Здесь сервисы делятся на две части: первая — это информационные ресурсы для врачей, вторая — сервисы для граждан. Проведена огромная работа по созданию единой медицинской информационной системы. В чем суть? Сделать так, чтобы данные были прозрачны, чтобы все назначения пациента, его история болезни были доступны, в какое бы медицинское учреждение он ни пришел — чтобы была преемственность информации.

Также нужно было обеспечить единство подходов, инструментов, интерфейса для врачей, чтобы не было «лоскутного одеяла». Третья задача — сформировать единую электронную медицинскую карту пациента. Важный момент — исключение дублирования информации, когда в разные информационные системы заносится одна и та же информация.

Одна из целей — возможность направления как можно большего количества медицинских документов в федеральный реестр, чтобы документы по каждому случаю оказания медицинской помощи были доступны гражданам на портале «Госуслуги». Это цифровая карточка, в которую заносится информация по назначениям, приемам, консультациям, анализам. То есть все действия с пациентом преобразуются в этот структурированный цифровой документ. Все эти документы должны отправляться в федеральный реестр. В 2021 году от Свердловской области было отправлено всего лишь 80 тысяч электронных медицинских документов. В 2022 году нам удалось настроить этот процесс, и в федеральный реестр уже было отправлено 1 300 000 таких документов. В 2023 году — примерно 17 миллионов.

В 2024 году мы вышли на лидирующие позиции в стране, отправив порядка 60 миллионов документов. Мы вошли в пятерку лучших субъектов по этому показателю. Здесь я не могу не отметить большую заслугу министерства здравоохранения Свердловской области и наших медицинских учреждений.

Мы успешно внедрили сервис телемедицинских консультаций. Когда нет возможности прямого общения с врачом — например, в удаленных территориях — пациент может общаться с врачом по видеосвязи и получать назначения, консультации. Также есть возможность общения по видеосвязи между врачами.

С позапрошлого года мы активно занимаемся внедрением и развитием искусственного интеллекта в области здравоохранения. Восемь решений уже запущено и используется в медицинских учреждениях Свердловской области для маммографических исследований, компьютерной томографии, рентгенограммы органов грудной клетки. Интересный кейс — это анализ электронных медицинских карт. Искусственный интеллект анализирует сотни тысяч таких медицинских карт и выявляет факторы риска. Эта информация позволяет уделить пациентам особое внимание и как можно раньше пригласить их на дополнительное обследование или провести диспансеризацию. Но искусственный интеллект здесь выступает только в качестве подсказчика. Все-таки врач может посмотреть и принять более выверенное решение. Но чтобы в этом огромном потоке пациентов он не пропустил какую-то важную информацию, искусственный интеллект ему помогает. Мы на этом не останавливаем работу: продолжаем тиражировать этот сервис на как можно большее количество медицинских учреждений и принимаем участие в разработке новых решений в области искусственного интеллекта.

Есть и сервисы непосредственно для граждан. Через сайт «Госуслуги» можно записаться к врачу, вызвать доктора на дом, прикрепиться к поликлинике. В личном кабинете можно увидеть все процедуры, которые вы проходили в последнее время.

В прошлом году запущен сервис «Электронный рецепт». Теперь, когда пациент получает рецепт, он у него отображается в специальном приложении. Придя в аптеку и показав штрихкод, можно получить лекарство. С 2023 года идет выдача электронных свидетельств о рождении. Это очень популярный сервис. Молодые мамы, находясь в родильном доме, могут получить электронное свидетельство о рождении. Порядка 85% мам соглашаются и получают этот документ в электронном виде. Это говорит об уровне доверия к электронным цифровым сервисам у наших граждан.

— Единая цифровая система охватывает частные клиники?

— Мы как министерство цифрового развития должны были в первую очередь охватить государственные медицинские учреждения, мы эту задачу выполнили. Сейчас мы отработали процесс подключения и коммерческих клиник, планомерно продолжаем их подключать.

— Как выстраивался диалог между гражданами нашего региона и цифровыми сервисами? Произошли ли какие-то изменения?

— Когда появлялись первые сервисы, было много скепсиса. Граждане в те времена старались попасть на очный прием, потому что это была уже протоптанная тропинка: вот у меня на руках документы, я сам пришел и их отдал. Но сейчас отношение к цифровым сервисам очень сильно поменялось. Сейчас уже, наоборот, возникают вопросы «Почему так долго?». Хотя, казалось бы, куда уж быстрее. Большинство граждан сегодня позитивно воспринимает цифровые сервисы. Они стали им больше доверять.

Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

— А как вы оцениваете потенциал искусственного интеллекта в образовании?

— Я вообще высоко оцениваю потенциал искусственного интеллекта, не только в образовании. Настолько велико количество сфер его применения… То, что сейчас запускается, — это лишь малая доля того, что можно сделать. В здравоохранении у нас восемь сервисов на основе ИИ, но в масштабе всего здравоохранения это очень мало. Перспективы огромные. В этих отраслях — что в здравоохранении, что в образовании — выстроены очень сложные технологические процессы, и мы ищем те процессы, в которые можно внедрить искусственный интеллект, чтобы он существенно сократил трудозатраты.

Еще один пример — у нас есть министерство природных ресурсов и экологии, которое занимается контрольно-надзорной деятельностью. Допустим, ищет незаконные свалки. Есть специальные средства, фиксирующие движение транспортных средств. До появления ИИ как выглядел этот процесс? Сотрудник министерства отсматривает тысячи снимков, выискивает, где грузовая машина вывалила мусор. А искусственный интеллект в считаные секунды обрабатывает десятки тысяч снимков и показывает результат. По внедрению этого решения ведется работа.

Другой хороший пример: мы реализуем проект «Цифровое волонтерство» — привлекаем студентов для внедрения цифровых сервисов. У нас был хороший трек, когда мы привлекали волонтеров для поиска незаконных вырубок леса. Они брали снимки и сравнивали с участками, для которых есть разрешение на вырубку. Это очень монотонная работа — в ручном режиме сравнивать снимки. В конце прошлого года мы запустили экосистему на основе искусственного интеллекта, которая позволяет работать с пространственными данными. И теперь она будет автоматически выявлять незаконные рубки. Вся деятельность государственных органов зачастую состоит как раз из такой рутинной, монотонной работы, которая заключается в переработке огромных массивов данных. Это занимает огромное количество времени и трудовых ресурсов. Наша задача — выявить такие сферы и внедрить туда искусственный интеллект, чтобы он это делал без нашего участия.

— Какие проекты реализуются в регионе для повышения цифровой грамотности?

— Общая цифровая образованность за последние годы очень сильно выросла. Много граждан преклонного возраста проходят курсы, учатся пользоваться компьютером. Некоторые пенсионеры участвуют в цифровых соревнованиях. Информированность общества повышается, цифровые навыки улучшаются, отсюда и больше доверия к цифровым сервисам.

Мы на регулярной основе проводим «Уроки цифры». Это федеральный проект, и мы активно в нем участвуем. Как выглядят эти уроки? Разрабатываются методические материалы на определенную тему: кибербезопасность, услуги в электронном виде, разработка сайтов. Мы эти методические материалы берем, привлекаем отраслевых партнеров из числа IT-компаний, которые имеют большой опыт по обозначенной тематике. Вместе со специалистами из этих компаний мы выезжаем в школы, проводим открытые уроки, рассказываем детям, как пользоваться цифровыми сервисами, как обезопасить себя в Интернете, как получить цифровую профессию, пытаемся увлечь детей IT-профессиями. После выездных мероприятий отправляем всем школам Свердловской области ссылки на онлайн-тренажеры. Там идут обучение и проверка знаний на практике. Мы входим в четверку лучших субъектов России по активности населения в рамках этого проекта.

Второй проект мы реализуем по собственной инициативе вместе с МФЦ. Мы проводим такие же уроки для школьников, но рассказываем уже про то, как пользоваться услугами МФЦ, потому что сегодняшние школьники завтра будут взрослыми людьми и будут получать услуги. Мы, со своей стороны, в рамках уроков стараемся больше внимания уделить кибербезопасности. Сейчас очень много мошенничества в сети, и проблема даже не в защищенности сервисов, а в том, что люди у нас очень доверчивые. Мошенники пользуются этим доверием и недоинформированностью. Мы прилагаем максимум усилий, чтобы обезопасить наших граждан.

Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге стартовал форум «Кибербезопасность в финансах».

Опубликовано в №35 (10142) от 21 февраля 2025 года.

В Свердловской области отметили Международный день родного языка

На Среднем Урале 21 февраля отметили Международный день родного языка. Главной площадкой празднования стала Свердловская областная...

Вопрос жизни: свердловская станция переливания крови снабжала госпитали в тылу и на фронте

Моисей Израилевич Сахаров первым на Урале исследовал и внедрял многие новые медицинские технологии. Именно он в Свердловске создал...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также