Это уникальное медицинское учреждение, расположенное на окраине Екатеринбурга, журналисты «Областной газеты» посещают не в первый раз. Но каждый визит сюда получается эксклюзивным, потому что и помощь, которую ТЦМК оказывает жителям Свердловской области, тоже можно назвать эксклюзивной. Она всегда экстренная, и к пациентам бригада врачей спешит либо на вертолетах, либо на автомобилях высшего класса, представляющих собой мобильное реанимационное отделение.
Вот и в этот наш визит были приняты два экстренных вызова: одна бригада отправилась на реанимобиле в Ревду, эвакуировать 12-летнего ребенка в больницу Екатеринбурга, и решался вопрос о вылете в Туринскую Слободу, откуда надо было забрать пациента, которому требуется срочная и сложная операция. Наш разговор с заведующим отделением анестезиологии и реанимации Петром Еговцевым то и дело прерывался телефонными звонками.
«Сначала хотели лететь на большом вертолете Ми-8, но выяснилось, что к месту его посадки машина скорой помощи подъехать не сможет, поэтому полетим на малогабаритном Bell, который может сесть ближе к районной больнице», – объясняет Пётр Иванович.
Извинившись, он покидает нас, чтобы отдать распоряжения о подготовке к вылету, а мы с фотокорреспондентом в сопровождении заместителя главврача ТЦМК Ивана Фролова отправляемся в святая-святых учреждения – Единый диспетчерский центр (ЕДЦ). Именно сюда стекается информация о всех случаях, когда людям нужна или вот-вот может потребоваться экстренная специализированная медицинская помощь.
Время принятия решений
«ЕДЦ – это сердце нашего учреждения, которое трудится круглые сутки 365 дней в году, – говорит Иван Фролов. – Он состоит из трех подразделений, работающих в тесной связке. Самое главное из них – оперативно-диспетчерский отдел, который принимает решение об эвакуации пациента из муниципальных больниц в клиники третьего уровня, о формировании бригады, о необходимости привлечения сил наших филиалов и трассовых пунктов».

В этот отдел поступают сведения обо всех чрезвычайных ситуациях и угрозах ЧС, обо всех авариях и тяжелых пациентах, которые уже находятся в больницах региона или доставляются туда по скорой. Источники информации самые разные – не только официальные сообщения из стационаров, но и новостные каналы, соцсети.
«Зачастую видео о тяжелых ДТП, пожарах, других происшествиях с пострадавшими сначала появляются в «Телеграме» или во «ВКонтакте», – говорит Иван Фролов. – Мы этими сообщениями не пренебрегаем, но все-таки лучше, если вы стали свидетелем происшествия, не тратя ни секунды, сначала набрать 112, чтобы спасатели, пожарные, медики скорее выехали на место, а уж потом снимать видео и выкладывать его в сеть. У нас, к сожалению, большинство очевидцев ЧС поступают наоборот».
В оперативно-диспетчерском отделе круглосуточно дежурят трое сотрудников: старший врач и два диспетчера. У всех за плечами солидный стаж работы, они знают область как пять пальцев: специфику той или иной территории и находящихся на них медучреждений, кадровый состав стационаров, и даже особенности местности – какие там дороги, где лучше сесть вертолету, есть ли возможность к нему подъехать, а если зимой путь занесло снегом, как быстро можно его очистить.
«Я работаю здесь второй год, – говорит заведующая ЕДЦ Нина Филатова, которая в день нашего визита дежурила в отделе в качестве старшего врача. – До этого много лет трудилась в городском перинатальном центре, но потом захотелось расширить кругозор, выйти из зоны комфорта. Здесь из нее мы выходим каждый день. Конечно, у нас есть отработанные алгоритмы действий в той или иной ситуации, но каждый пациент требует индивидуального подхода, и это надо учитывать. Все, кто несут здесь дежурство, понимают, какой вопрос нужно задать коллегам. Есть даже набор вопросов, из ответов на которые складывается четкая картина о состоянии больного. Этот вопросник нарабатывался в течение трех десятилетий и продолжает дополняться, совершенствоваться».
При необходимости подключают к консультации узких специалистов ТЦМК как взрослых, так и детских – акушера, комбустиолога, нейрохирурга, травматолога, анестезиолога-реаниматолога. С момента сигнала о необходимости эвакуации пациента в клинику более высокого уровня до ее начала проходит от получаса до двух часов максимум. Иногда требуется время, чтобы стабилизировать состояние больного, подготовить к транспортировке.
Второй отдел Единого диспетчерского центра специализируется на мониторинге пациентов, находящихся в отделениях реанимации первого и второго уровня, а также консультировании врачей, которые ведут этих больных.
«Пост мониторинга был создан в 2018 году как шаг от поступления информации, так сказать, в пассивном режиме, к активному ее сбору, – говорит Иван Фролов. – Теперь нам не надо ждать, позвонят или не позвонят из стационара с просьбой об эвакуации больного, мы сами выявляем пациентов, которые нуждаются или в ближайшее время будут нуждаться в экстренной помощи».
Благодаря Единой государственной информационной системе здравоохранения (ЕГИСЗ) сотрудники поста мониторинга видят всех пациентов, которые находятся в реанимациях региона, динамику их состояния по всему циклу лечения. При малейшем риске осложнений, неблагоприятного развития событий информация передается в оперативно-диспетчерский отдел, где принимается решение либо о выезде комплексной бригады врачей ТЦМК на место, либо об эвакуации пациента в клинику более высокого уровня, где ему окажут необходимую помощь.
В режиме онлайн
«Но затем и двухуровневую систему сбора информации мы посчитали недостаточной и организовали пост мониторинга вызовов 112, в том числе скорой помощи, ГИБДД, пожарных, МЧС, полиции, – рассказывает Иван Фролов. – Это позволяет отслеживать в режиме онлайн все ДТП, пожары, чрезвычайные ситуации, а также случаи неправильной маршрутизации пациентов. Если мы видим, что скорая помощь везет больного с инфарктом в стационар первого уровня, мы перенаправляем его в другой – более высокого уровня».
Видят на посту мониторинга и вызовы скорой, находящиеся в режиме ожидания свыше 20 минут, незакрытые вызовы, вызовы к больным с предположением об инфаркте или инсульте, к детям, беременным. На мониторе эти проблемные вызовы окрашены в красный цвет. Врач или фельдшер ТЦМК может связаться с диспетчером скорой, получить информацию и согласовать дальнейшую тактику – направить машину из соседнего района, города или трассового пункта.
«Система мониторинга вызовов 112 позволяет нам видеть ситуацию по всей области, и в этом ее огромное преимущество, – говорит старший диспетчер Александр Деменёв, который до прихода в ТЦМК много лет проработал анестезиологом в службе скорой помощи и продолжает трудиться там по совместительству. – Допустим, в каком-то городе все бригады скорой заняты и не могут выехать по срочному вызову к ребенку. Мы имеем право перенаправить вызов на свободную скорую из другого ближайшего муниципального округа».
Эффективность мониторинга вызовов 112 становится особенно очевидной при серьезных происшествиях. Так было во время печально памятной аварии в Лесном, когда автобус врезался в группу рабочих у проходной предприятия, и при обрушении подъездов многоэтажки из-за взрыва газа в Нижнем Тагиле. Тогда срочно были подняты в воздух вертолеты с бригадами специалистов, помчались по трассе реанимобили. Или недавнее массовое отравление учащихся в Екатеринбурге. Диспетчеры поста мониторинга видели, в каких больницах все места заняты, а где есть свободные, и перенаправляли скорые, подключали свои машины.
В просторном помещении, где расположены посты второго отдела Единого диспетчерского центра, на трех огромных мониторах в режиме онлайн отслеживаются погодные условия на всей территории области, местоположение и передвижение вертолетов и машин скорой помощи, приписанных к 12 постам, расположенным на автотрассах региона, а также скорых всех городских и районных больниц.
Показательный факт: за то время, что мы находились в ЕДЦ, ни один из врачей-консультантов и диспетчеров не отвлекся от мониторов, чтобы принять участие в беседе. Все были заняты делом: расспрашивали коллег из больниц, находящихся за десятки и сотни километров, о состоянии тяжелых больных, в случае необходимости подключали телемедицину, давали рекомендации, передавали информацию в оперативно-диспетчерский отдел. Напряженный ритм не ослабевал ни на минуту.
Важен характер
«Отправляясь на дежурство, наши врачи никогда не знают точно, продлится оно, как и положено, сутки или растянется на двое-трое, – говорит главврач ТЦМК Виктор Попов. – Вылетает, допустим, бригада в небольшую больницу на севере области, и на месте выясняется, что сразу эвакуировать пациента нельзя, нужно стабилизировать его состояние. И наши специалисты занимаются этим столько, сколько потребуется».

Не каждый способен выдержать такой ломаный график. Для этого, по словам Виктора Попова, мало быть профессионалом и хорошим человеком. Нужен характер, нужно, чтобы в семье тебя понимали и поддерживали. Тем не менее большой текучки в ТЦМК нет – значит, людей с характером среди медиков хватает. Ротация, конечно, происходит, но на смену ушедшим приходят не менее классные специалисты.
«У нас есть возможность отбора кадров, – говорит главврач. – Главные критерии – мотивация и наличие милосердия. Здесь коммерческий подход к больному как к источнику доходов категорически неприемлем. Здесь остаются те, у кого выброс адреналина происходит при спасении чьей-то жизни».
Специфика работы в ТЦМК требует высокой квалификации от всех сотрудников. Поэтому работа по совместительству здесь приветствуется. Большинство врачей узкого профиля трудятся в клиниках, фельдшеры трассовых пунктов – на станциях скорой помощи муниципалитетов. Большой объем практики позволяет оттачивать навыки.
Активно сотрудничает ТЦМК с Уральским государственным медицинским университетом и Свердловским областным медколледжем, для которых является клинической площадкой. Это позволяет готовить, по выражению главврача, «кадровую скамейку». Сейчас, например, по целевому назначению ТЦМК проходят обучение 26 человек. Кроме того, врачи центра преподают в вузе и колледже, передают свой опыт молодым, обеспечивая тем самым будущее медицины катастроф.
Двигаться вперед
Созданный в 1993 году Территориальный центр медицины катастроф превратился за три с лишним десятилетия в мощное учреждение с развитой сетью подразделений, охватывающих весь регион. Сейчас у ТЦМК имеется три филиала – в Нижнем Тагиле, Ирбите и Краснотурьинске, где круглосуточно дежурят реанимационные бригады, 39 взлетно-посадочных площадок, большинство из которых находится возле приемных отделений больниц, и 12 трассовых пунктов, размещенных на трех федеральных дорогах с таким расчетом, чтобы до места аварии в любом месте скорая помощь прибыла максимум за 20 минут.
«Конечно, прогресс был бы невозможен без помощи руководства региона и областного минздрава, – подчеркивает Виктор Попов. – Каждый губернатор, каждый министр вносил весомый вклад в развитие службы экстренной медицинской помощи. Благодаря им у нас появилась вот эта базовая площадка с удобным зданием, взлетно-посадочными полосами, парк реанимобилей класса С и теплый ангар для них. Если раньше мы летали на старых вертолетах, то теперь у нас четыре новых «Ансата», Ми-8. Надеемся, что в ближайшие годы движение вперед будет продолжено».
По словам главврача, для дальнейшего развития службы необходимо завершить строительство законсервированного корпуса в Екатеринбурге, создать пост санавиации в Ирбите, возвести теплые ангары для вертолетов, чтобы сократить время их запуска и вылета в зимние месяцы, увеличивать парк винтокрылых машин. Ждут «крылатые врачи» и появления легких отечественных самолетов.
«У санавиации большое будущее, – говорит Петр Еговцев. – Она будет развиваться по мере развития высокотехнологичной медицинской помощи, которая естественно концентрируется в крупных медицинских центрах, где есть соответствующее оборудование и специалисты. «Размазывать» все это по всем клиникам нет смысла, потому что уникальные вмешательства требуют от медиков большой практики, потока. И в нашей области с ее масштабами без санавиации не обойтись».
Ранее «Областная газета» писала о том, что Серовские медики проверили здоровье жителей труднодоступных районов севера.
Опубликовано в № 89 (10196) от 25 апреля 2025 года.