Поднебесная в погружении: главный редактор «ОГ» Александр Лакедемонский — об особенностях народной дипломатии и технологических прорывах Китая

Поездка в Китай была организована Генеральным консульством КНР в Екатеринбурге

«Сотрудничество Свердловской области с Китаем и его провинциями – это не просто  официальное взаимодействие , а взаимопонимание и дружба, которые год за годом становятся крепче. Вместе с китайскими партнерами реализовано множество проектов в сферах культуры и образования, установлены межмуниципальные и молодежные связи. Стоит отметить также, что Китай для нас – ключевой внешнеторговый партнёр, с которым работаем в машиностроении, логистике и инновациях. В этом году в Екатеринбурге успешно прошло Девятое Российско-Китайское ЭКСПО, которое ещё раз подтвердило наше многоформатное партнерство».  

Вячеслав Ярин, министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области

 

Два года назад главред «ОГ» Александр Лакедемонский, побывав в составе делегации СМИ Урала и Сибири в Китае, делился с нашими читателями первыми и от этого, наверное, отчасти поверхностными впечатлениями о том, чем живет эта страна сегодня. Нынешняя поездка, как и ранее организованная Генеральным консульством КНР в Екатеринбурге, была событийно и содержательно в большей степени ориентирована на поддерживаемое государством бизнес-сообщество. Почему трепетное отношение китайцев к истории не мешает бурному развитию искусственного интеллекта, как может развиваться сотрудничество между учрежденной Правительством Свердловской области особой экономической зоной «Титановая долина» и ОЭЗ Китая, как работает китайская народная дипломатия и, наконец, почему в КНР естественным путем были отторгнуты электросамокаты — читайте в материале.

Дасин-Пекин

Китай давно уже стал частью глобального мира — и даже больше. Это понимаешь с первых шагов по Поднебесной в зоне прилета международного аэропорта Дасин, чье единственное здание в виде пятиконечной золотой звезды распростерлось на площадь 700 000 м2. Дасин, по сути — последнее творение знаменитейшего британского архитектора Захи Хадид. Борьбу за него она выиграла у не менее известного бюро Нормана Фостера, спроектировавшего, кстати, здание штаб-квартиры одной из отечественных металлургических компаний в центре Екатеринбурга. Вторая пекинская воздушная гавань построена в 2019 году и считается едва ли не самой большой в мире (так, площадь всех терминалов крупнейшего российского ¬аэропорта Шереметьево — 570 000 м2), но в то же время очень компактна и удобна. Ожидается, что в нынешнем году Дасин перевезет порядка 75 млн пассажиров — а вообще способен до 100 млн. Пропускная способность нашего «Шарика» — 55 млн пассажиров.

Аэропорт Дасин. Фото: Александр Лакедемонский, «Областная газета»

«Как в Европе или Америке себя чувствуешь, — переговариваются вполголоса представители нашей делегации, рассматривая панорамные виды аэропорта. Ровно до момента, как, дойдя до лифтов, видим стоящих друг напротив друга по стойке «смирно» служащих Народной вооруженной полиции Китая в парадной форме. Возвышение с постаментом и изображенной на ней красно-желто-синей эмблемой ведомства (пять звезд над мавзолеем Председателя Мао), на котором они несут караульную службу, напоминает советскую трибуну. Привет, Китай. Дружелюбный, но бдительный».

На улицах Пекина, а потом и Уханя нередко встречаются люди в масках.

«Это маски из специального материала, защищающего кожу от солнечных лучей. В Пекине в эти дни порядка +35», — поясняет мне Сю Дихань, третий секретарь Генерального консульства Китайской Народной Республики (КНР) в Екатеринбурге. Сопровождающая и одновременно совесть нашей делегации в этой поездке. Но есть люди, кто продолжает носить их после 2020 года, из соображений безопасности.

По усеянным зеленью широким пекинским улицам течет река уже знакомых уральскому глазу «джили», «чери», «хавал» и других изделий китайского автопрома. Привычны и образцы западных авто — их, по понятным причинам, побольше чем у нас, и марки поновее. Немало электромобилей, выделяющихся из общего потока номерами зеленого цвета. И огромное количество скутеров, в значительной степени тоже экологичных.

«И никаких электросамокатов. Хорошо же!» — первой замечает внимательная, как и подобает педагогам, директор екатеринбургской школы № 143 с изучением китайского Марина Кадировна Левинская.

Почему так — выясняю у нашего переводчика, преподавателя Китайского университета журналистики и коммуникаций Чжао Чжунгана. Оказывается, эти раздражители наших пешеходов и автолюбителей не прижились на улицах городов Китая по совокупности причин. Во-первых, в КНР хорошо развита инфраструктура для велосипедов, уже исторически ставших атрибутом повседневной жизни. Во-вторых, здесь прямо все благоволит делать выбор в пользу электроскутеров: налажено их масштабное производство, а уровень развития инфраструктуры для электротранспорта просто впечатляющий. По данным открытых источников в конце 2024 года в КНР насчитывалось порядка 12,818 млн зарядных станций, годовой прирост составил порядка 50%. В России в феврале 2025-го их было всего порядка 8,5 тысячи. Плюс в ряде городов Китая, включая Пекин, на дорогах запрещено использование самокатов, электросамокатов и гироскутеров. И никто, похоже, от этого не страдает.

Пекин

Примерно две трети нашей делегации во главе с вице-президентом Уральской торгово-промышленной палаты Владимиром Аркадьевичем Вороновым — представители менеджмента региональных бизнес-объединений и особых экономических зон, в том числе — «Титановой долины», учредителем которой является Правительство Свердловской области. Принимающая сторона за неполных четыре дня постаралась представить по максимуму то, что является предметом гордости в этой сфере. И не только в этой.

В Столичном университете физического воспитания и спорта Пекина к приезду гостей из России готовились
Фото: Генеральное консульство КНР в Екатеринбурге

В Столичном университете физического воспитания и спорта (CUPES) в Пекине — первой точке нашего визита — готовят специалистов в области физической культуры. А еще — боевых искусств и традиционных китайских видов спорта, спортивной экономики и менеджмента и госуправления, журналистики и танцевальных представлений — и так далее. Вся спортивная индустрия под ключ.

Тренажеры зала боевых искусств первым опробовал генеральный директор OOO «Cеверный Парк Развитие» Александр Низовских. Фото: Генеральное консульство КНР в Екатеринбурге

Студенты CUPES изучают развитие китайского спорта и одновременно знакомятся с передовыми тенденциями международной спортивной индустрии. Например, в рамках учебной программы предлагается курс «Олимпийское движение». Изучаются и вопросы китайско-российского спортивного обмена.

Нас проводят из одного в другой здания вузовского кампуса, утопающего в зелени. Показывают гордость университета — экспозицию, посвященную Олимпийским играм.

Фото: Генеральное консульство КНР в Екатеринбурге
Представители делегации группировались вокруг стенда с символами олимпийских игр. Конкретно в этот момент они рассматривают нашего олимпийского Мишку. Фото: Генеральное консульство КНР в Екатеринбурге

История регулярного участия в них КНР не насчитывает и полувека (первый раз в 1952 году, потом — пауза до 1980-го), поэтому все успехи до сих пор воспринимаются очень эмоционально. Раздел каждой Олимпиады иллюстрируют ее символы, а также наиболее отличившихся на ней представителей университета. Останавливаюсь у раздела про Афины-2004 и спрашиваю заместителя заведующего отделом международного сотрудничества Ся Яня, который выступает в роли экскурсовода:

«Волейболисток тоже готовите?»

Ся Янь качает головой. Но поясняет, что женский волейбол, который для Китая такой же культовый, как и для нас (в активе сборной — три олимпийских золота), здесь любят.

Рассказываю ему, что именно на афинской Олимпиаде после трагического (итоговые 2:3 после 2:0 в нашу пользу) проигрыша российской дружины команде КНР де-факто закончилась тридцатилетняя гегемония в сборной да и в отечественном волейболе легендарного Николая Карполя и свердловской «Уралочки».

Ся Янь глубокомысленно произносит — «Карполь…» и снова качает головой. На этот раз сочувственно.

По пути попадается китайский барабан фоу — один из тех, что мощно гремел на открытии Олимпийских игр 2008 года в Пекине. Вытаскиваю палочки и яростно отстукиваю на узорчатой квадратной поверхности «”Урал”— чемпион». Некоторые коллеги из делегации, вздрогнув, оглядываются. Вновь пережитая горечь афинской трагедии немного отпускает.

Отправив нас сперва в спортивный вуз, принимающая сторона, видимо, хотела, чтобы мы сразу взяли бодрый темп. На завтра с утра в программе — научный парк «Дуншэн». Здесь расположена пилотная зона свободной торговли Китая и зона научно-технических инноваций. 13 частных стартапов от 1 млрд долларов и выше. 212 национальных высокотехнологичных предприятия. 73 предприятия специализированной доработки дифференцированных инноваций.

Выставочный зал II этапа парка, Опытный Центр интеллектуального сельского хозяйства, офисы компаний Large V (разработка и внедрение в производство высококачественных медицинских устройств) и SinoHytec Technology Co., Ltd. (инновации в области двигателей на водородных топливных элементах) — на все про все, с учетом времени на перевод, уходит часа полтора. Но мы добросовестно старались во все погрузиться и все понять.

Директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин фиксирует для себя растительный контент Опытного Центра интеллектуального сельского хозяйства научного парка «Дуншэн».
Фото: Генеральное консульство КНР в Екатеринбурге

Взять, например, водородную энергетику — одно из трех перспективных направлений, на котором сосредоточены в парке «Дуншэн». Здесь функционирует Международная демонстрационная зона водородной энергетики Daxing, а внутри нее — одноименный Международный водородный энергетический инкубатор. В Китае, вообще, активно занимаются развитием источников электроэнергии, альтернативных основным. К этой теме мы еще вернемся.

Народная дипломатия в Поднебесной в буквальном смысле слова институциональна. Ее продвижением занимается Китайский народный институт иностранных дел. Он был создан в декабре 1949 года, спустя всего два месяца после образования КНР — уже понятно, какое внимание руководство страны уделяет этому направлению. Главная задача — изучение и подготовка предложений по вопросам внешней политики Китая и международных проблем. Исполняющая обязанности генерального директора Департамента по делам Европы Китайского народного института иностранных дел госпожа Ван Мэй, пригласившая нас на обед, сопровождала нас еще накануне во время визита в Столичный университет физического воспитания и спорта. И, хотя не обозначала там никак свой статус, не заметить ее точеный силуэт в стильном деловом кремовом костюме было категорически невозможно.

Александр Лакедемонский и руководитель Департамента по делам Европы Китайского народного института иностранных дел госпожа Ван Мэй. Фото: Максим Смагин, «Областная газета»

За такое внимание к нам хочется отплатить содержательной беседой, тем более рассадка за столом для этого идеальна. С госпожой Ван Мэй нас разделяет только переводчик и коллега Чжао Чжунган с его очень приличным знанием русского языка. Только сперва приходится долго слушать усеянный макроэкономическими выкладками развернутый ответ директора АНО «Центр европейско-азиатских исследований» Андрея Геннадьевича Русакова на простой, казалось бы, вопрос, как мы, уральцы, переживаем санкции. Но вот, пока Андрей Геннадьевич переводит дух, руководитель Департамента по делам Европы выражает удовлетворение от того, что весной впервые после ковида вновь запущен не понаслышке известный свердловчанам знаменитый поезд «Москва-Пекин».

Моментально, пока снова не вступил в игру господин Русаков, включаюсь в беседу и в деталях рассказываю, как в конце 80-х начале 90-х лично принимал участие в становлении внешнеторговых и гуманитарных российско-китайских связей, вместе с другими отчаянными уральцами прорываясь на первый путь Свердловского железнодорожного вокзала к пекинскому поезду через милицейское оцепление (иногда в тамбур даже удавалось просочиться), выменивать у представителей братского народа кожаные куртки на рубли. Сперва улыбается Чжао Чжунган. Выслушав перевод, смеется госпожа Ван Мэй. Народная дипломатия работает в обе стороны.

Утренний забег по научному парку «Дуншэн» немного утомил. Поэтому первую часть нашего визита в зону технико-экономического развития «Ичжуан» в Пекине отсиживаюсь в автобусе. Пока коллеги катаются на беспилотном автобусе. На территории зоны «Ичжуан» расположена Пекинская демонстрационная зона автоматизированного вождения высокого уровня. Она была открыта в 2020 году, площадь интеллектуальной дорожной инфраструктуры составляет 600 кв. км. Согласно данным на конец прошлого лета, разрешения на проведение дорожных испытаний выданы 33 автопроизводителям и почти 900 автотранспортным средствам — некоторые встречаются нам по дорогое. Общий тестовый пробег автономного вождения превысил 32 млн км, что составляет более четверти от общего тестового пробега по всей стране.

Вернуло к жизни посещение здесь же в «Ичжуане» комплексного выставочного центра робототехники «Пекинский большой мир роботов», открытого в августе 2024 года. Он демонстрирует девять сценариев их применения: от промышленной автоматизации и спорта до медицины и ухода за пожилыми людьми. На стенде в центральном зале — эволюция китайской робототехники по годам. 2015-й — автоматический робот для снятия заусенцев с блока цилиндров двигателя; 2016-й — автономный водитель электромобиля; 2019-й — хирургический робот Da Vinci…; 2023-й — четвероногий робот; 2024-й — человекоподобный робот.

Фото: Александр Лакедемонский, «Областная газета»
Робот-аптекарь. Фото: Алекмандр Лакедемонский, «Областная газета»
Фото: Александр Лакедемонский, «Областная газета»

Робот, сортирующий предметы на конвейере. Робот-хирург, делающий ювелирную операцию на сосудах. Робот-аптекарь. Робот-травматолог, «собирающий» по кусочкам коленный сустав. Роботы-футболисты на поле. Видимо, тренируются перед первыми в мире Олимпийскими играми для человекоподобных роботов, которые 15-17 августа 2025 года пройдут в Пекине. Андрей Геннадьевич Русаков желает им удачи и жмет руки.

Директор АНО «Центр европейско-азиатских исследований» Андрей Русаков укрепляет международные контакты с китайскими товарищами роботами. Фото: Максим Смагин, «Областная газета»

Возвращаемся в отель. Холл пересекает робот, везущий багаж. Даже не смотрим в его сторону. Неинтересно.

Ухань

В Ухань едем на самом скоростном в мире поезде. «Фусин Хао» разгоняется до 350 км/ч. Все, что быстрее — это уже на магнитной подушке (такие относительно широко используются только в КНР). Те из нас, кто ехал на «Фусин Хао» впервые, конечно, поражались скорости смены пейзажа за окном, отсутствию шума, вибрации и стука колес.

Ухань, административный центр провинции Хубэй, встречает обволакивающей сорокоградусной дневной жарой. И огромным количеством посетителей в Музее провинции. Чтобы попасть сюда на экскурсию, нужно зарегистрироваться за два-три дня до нее. Тем не менее, видим очереди и перед входами на территорию, и перед отдельными залами музея. А внутри огромного пятиэтажного здания — просто нескончаемое броуновское движение большого количества людей. Это при том, что общая площадь музейной территории — более 80 тысяч м2 и, казалось бы, посетителям есть где рассредоточиться. Очень востребованы интеллектуальные аудиогиды — переносные устройства, где записаны экскурсии по музею в версиях для взрослых и подростков. Еще раз убеждаемся, как бережно и уважительно в Китае относятся к своей истории.

Зал «Колокольного перезвона» в музее, где представлены сокровища гробницы правителя царства Цзэн. Фото: Максим Смагин, «Областная газета»

Как оказалось, прибыли мы в Ухань в исторически и политически значимый, для этого города, Китая, а возможно и всего мира, день. Ровно 59 лет назад, 16 июля 1966 года, здесь произошел «Великий революционный заплыв» Мао Цзэдуна через великую китайскую реку Янцзы. 72-летний Председатель Мао преодолел 1700-метровый участок реки с бурным течением за 1 час 5 минут, получив в результате запас политической прочности, позволивший ему практически сразу вслед за этим без помех приступить к реализации идеи культурной революции. Для многих в нашей делегации эта информация стала новой. Ухань, попавший в мировую повестку после событий 2020 года, стал восприниматься по-другому.

«Оптическая долина» в Ухане — крупнейшая в мире зона, специализирующаяся на оптических и телекоммуникационных технологиях и крупнейший мировой центр производства оптоволокна. Более 3 000 компаний, работающих в сфере высоких технологий. Первый визит — в Fengmai Energy, занимающуюся развитием ветровой и солнечной энергии. «Новой энергии», как позиционируется в рекламных материалах. Китай является мировым лидером в области ветроэнергетики. Ли Юйго, помощник генерального директора компании, демонстрирует на огромном экране графики операционных достижений. Рассказывает понятно и доступно, даже с учетом перевода. Любому непосвященному все сразу ясно.

Но, как выясняется, этого мало нам с Алексеем Игоревичем Утюпиным, директором по эксплуатации и сопровождению деятельности резидентов АО ОЭЗ «Титановая долина». У обоих за плечами годы работы в электроэнергетике и есть о чем поговорить с Ли Юйго. Интересуемся показателями суточных колебаний потребления ветряной энергии. Уточняем, почему пик приходится на утро. Просим сравнить стоимость продаваемой в единую сеть ветряной энергии и энергии, получаемой из традиционных источников. Запрашиваем еще ряд параметров для расчета окупаемости «ветряного» проекта. Кажется, на нас начинают смотреть с уважением и коллеги, и сотрудники Fengmai Energy.

Помощник генерального директора компании Fengmai Energy Ли Юйго (слева) изучает по подаренной ему карте Свердловской области от «Областной газеты» примерную схему расположения на Среднем Урале объектов альтернативной генерации
Фото: Генеральное консульство КНР в Екатеринбурге

А примерно получасом позже — и представители Changfei Optical Fibre and Cable Co, производителя самых современных типов оптических волокон и кабелей. Здесь мы выясняли у исполнительного директора аппарата президента этой компании Цзоу Юньцюаня, какого минимального коэффициента затухания оптического волокна им удалось достичь (результат очень хорош) и как это повлияло на показатели скорости передачи.

Жаль, представители принимающей стороны не видели нас днем раньше в умывальной комнате Музея провинции Хубэй. С разной степенью успеха мы пытались получить бумагу из аппарата, который, как выяснилось, выдает ее только считав четкие параметры лица. Это было весело для окружающих.

Конечно, заканчивать текст на такой ноте было бы неправильно.

Достойным финалом официальной части нашего визита в КНР стал прием у генерального директора Управления внешних связей Народного правительства Хубэй госпожи Чжан Сяомэй. Говорили о многом. А в завершении сделали общее фото на фоне карты Свердловской области — той самой, эксклюзивной, от «Областной газеты», которую к 90-летию нашего региона нарисовал редакционный художник «ОГ» Максим Смагин. Теперь наши карты есть у руководителей всех принимавших делегацию организаций и компаний в Пекине и Ухане. Считаем это скромным вкладом в дело развития двусторонней народной дипломатии.

Фото: Генеральное консульство КНР в Екатеринбурге

Ранее «Областная газета» рассказывала, о чем говорили генеральный консул КНР в Екатеринбурге Ло Шисюн и главред «Областной газеты» Александр Лакедемонский, гуляя по ИННОПРОМ.

Денис Паслер поставил задачу решить проблему с неверными квитанциями на услуги ЖКХ

Руководитель Свердловской области Денис Паслер поставил задачу администрации Екатеринбурга совместно со «Спецавтобазой» скорректировать и повторно направить...

Свердловские общественники обсудили конкуренцию и программы кандидатов на предстоящих выборах губернатора региона

Круглый стол на тему «Итоги выдвижения: предвыборная конкуренция и программы кандидатов» состоялся 31 июля на площадке региональной Общественной...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также