Комментарий заведующего кафедрой экономической теории Уральского института управления – филиала РАНХиГС, кандидата экономических наук, доцента Даниила Вышегородского:
«Разворот на Восток», как часто называют изменение приоритетов в российском экспорте и внешнеэкономических связях в целом, обусловлен объективными тенденциями в развитии мирового рынка. Только на страны Азии (без Японии, Южной Кореи и Тайваня) в 2022 году приходилось 32,8% мирового ВВП и 19,5% мирового экспорта. Для сравнения – показатели еврозоны составляют 12% и 25,1% соответственно.
Объем азиатских рынков, как и рынков развивающихся стран в целом, быстро увеличивается. Вполне естественно, что российские экспортеры переориентируются на столь перспективное направление. Санкции, безусловно, ускорили этот объективный процесс, но не стали его первопричиной.
Яркий тому пример – рынок углеводородов. Выступая на пленарном заседании Российской энергетической недели, Президент России отметил, что, по прогнозам экспертов, к 2050 году спрос на природный газ вырастет во всех регионах мира, кроме Европы и Северной Америки. В итоге доля Европы в мировом спросе снизится более чем вдвое, до 5%. Доля Азии, напротив, вырастет в полтора раза, с 21% до 30%.
При этом Россия выходит на азиатские и другие развивающиеся рынки не только как поставщик сырья и продукции первого передела, но и как экспортер высокотехнологичных продуктов и производственных циклов.
Это, касается, например, создания энергетических мощностей. Российские предприятия осуществляют здесь полный цикл работ, включая строительство объектов, изготовление, наладку и пуск оборудования, а в случае с АЭС – еще и поставки топлива. В настоящее время «Росатом» по такому алгоритму возводит или проектирует в развивающихся странах свыше 30 атомных энергоблоков, а «Русгидро» – 17 энергетических объектов. Таким образом меняется как направление, так и структура российского экспорта».