Базовым становится трехсторонний договор (гражданин, работодатель, образовательная организация) с взаимными обязательствами. Заключать их будет возможно на платформе «Работа в России». Аналогичный формат будет использован при (пере)подготовке за бюджетный счет.
Внедряется ученический договор под условия обязательств и сотрудника, и работодателя.
Будут запущены кампании по продвижению востребованных и перспективных профессий, а каждый год станет проводиться Всероссийская ярмарка трудоустройства.
Комментарий директора Уральского института управления – филиала РАНХиГС Олега Гущина:
«Вопрос о балансе между рынком труда и рынком образовательных услуг чрезвычайно актуален, особенно в условиях возросшего спроса на рабочую силу. Образовательные организации должны готовить именно тех специалистов, которые востребованы экономикой. Речь идет как о высшей школе, так и о среднем профессиональном образовании.
Практика последних десятилетий показывает, что на одни только рыночные механизмы, включая платное обучение, в этом вопросе полагаться нельзя. Но и жесткие методы наподобие обязательного государственного распределения для рыночной экономики не подходят. К тому же такой вариант по определению может охватывать только бюджетное обучение.
«Золотой серединой», соединяющей преимущества обоих подходов, может стать целевое обучение. С одной стороны, оно напрямую отражает потребности рынка труда. Очевидно, что работодатель платит за подготовку именно тех специалистов, которые ему необходимы. С другой стороны,
у выпускника возникают обязательства перед тем, кто оплатил обучение. Это позволяет работодателю получить гарантированный кадровый ресурс, а молодому специалисту – проектировать свой карьерный трек.
Целевая подготовка широко практикуется и сейчас, в том числе в Президентской академии на Урале. Буквально на днях мы запустили новую программу повышения квалификации по ведению государственных пабликов в соцсетях, которая реализуется именно на целевой основе.
Однако крайне важно, чтобы целевое обучение получило нормативно-правовую основу на федеральном уровне и государственную поддержку. Такие механизмы, как трехсторонний ученический договор на базе единой цифровой платформы, сделают кадровую политику более прогнозируемой, а рынок труда – более сбалансированным».