Российским компаниям удалось быстро перестроить внешнюю торговлю, развернуть грузовые потоки на юг и восток.
Продолжается развитие Северного морского пути (СМП) — кратчайшего водного маршрута между европейской частью страны и Дальним Востоком.
Комментарий заведующего кафедрой экономики и управления Президентской Академии на Урале, кандидата экономических наук Александра Победина:
«При всей важности международных логистических коридоров приоритеты в развитии транспортного комплекса определяются потребностями национальной экономики.
В сфере водного транспорта одним из таких приоритетов становится развитие Северного морского пути (СМП). Это не просто кратчайший водный путь между европейской частью страны и Дальним Востоком. Севморпуть позволяет интегрировать в единую систему перевозок крупнейшие речные бассейны северных и сибирских рек – Северной Двины, Печоры, Оби, Енисея, Лены без строительства судоходных каналов между ними. Через Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский и Волго-Донской каналы эта система получит выход к Балтийскому, Азовскому, Черному и Каспийскому морям.
Внимание государства к развитию СМП дает результаты. В 2022 году объем перевозок по Севморпути достиг 34 млн тонн, что превышает целевые показатели профильного федерального проекта. По прогнозам, к 2030 году по СМП ежегодно будет перевозиться свыше 50 млн тонн грузов.
Что касается сухопутного транспорта, то здесь приоритетом выступает создание каркаса «опорных» скоростных автомагистралей. Одна из таких трасс – автодорога М12 «Москва – Казань – Екатеринбург» уже строится и частично функционирует, в том числе на территории Свердловской области. Планируемый грузопоток от Казани до Екатеринбурга составит 5 млн тонн в год, а в совокупности от Москвы до Екатеринбурга – 23 млн тонн. в год.
Еще один приоритет – реконструкция и расширение сети железных дорог, особенно на Северном Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. В настоящее время в этих макрорегионах реализуется проект «Северный широтный ход», реконструируется БАМ, прорабатывается проект строительства железной дороги Якутск – Магадан.
Реализация данных приоритетов позволит создать гибкий транспортный каркас, который сможет органично включиться в международные логистические коридоры, а при необходимости – быстро переориентировать грузопотоки».