На форуме по теме «Детская школа искусств: пространство формирования профессиональных и ценностных ориентиров одаренных детей и молодежи» работали руководители, методисты, преподаватели, педагоги-организаторы 67 школ искусств 48 территорий 25 регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Удмуртская Республика, Республика Хакассия, Забайкальский край, Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Астраханская, Воронежская, Иркутская, Курская, Мурманская, Нижегородская, Новосибирская, Пензенская, Ростовская, Саратовская, Свердловская, Томская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области).
Инновационный опыт и лучшие практики были представлены экспертной группой программы «Территория культуры Росатома», Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Регионального ресурсного центра в сфере культуры и художественного образования, отраслевых органов культуры, школ искусств городов Росатома.
Открыл форум Яровой Вадим Витальевич, менеджер программы «Территория культуры Росатома». В выступлении Вадим Витальевич подвел итоги первого года и обозначил перспективы развития нового большого проекта «Программа Территория культуры Росатома – детям» https://tercult.com/tkr-for-kids, объединяющего в единый концепт творческие лаборатории программы «Территория культуры Росатома» по выявлению и поддержке юных талантов в системе великих российских духовно-патриотических ценностей – академии, образовательные сессии, концертно-выставочные практики, конкурсы по направлениям академического и современного искусства.
Наталья Валерьевна Клещева, директор Регионального ресурсного центра в сфере культуры и художественного образования Свердловской области в приветственном слове отметила особое внимание к детским школам искусств на федеральном и региональном уровнях, поблагодарила Госкорпорацию «Росатом», программу «Территория культуры Росатома» и лично ее руководителя, Советника Департамента по взаимодействию с регионами Госкорпорации «Росатом» Оксану Васильевну Конышеву за поддержку детских школ искусств, которые сегодня являются базовой ступенью и основным ресурсом формирования обучающегося контингента средних и высших учреждений профессионального образования в сфере культуры и, в дальнейшем, творческих кадров. Школы искусств атомных городов – одни из лучших в стране. Выполняя важные государственные задачи, Госкорпорация «Росатом» и Программа «Территория культуры Росатома» создают новые смыслы и помогают их решать.
Заведующий Отделом культуры Администрации Новоуральского городского округа, член Коллегии Министерства культуры Свердловской области, член Совета по культуре Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Ирина Вячеславовна Шаповалова направила участникам форума напутствие создавать на своих территориях условия каждой семье для самореализации и развития талантов детей и молодежи атомных городов, формируя тем самым насыщенность и полноту культурной жизни, характерные столичные возможности, обеспечивая комфорт и ситуацию успешности.
Ольга Владимировна Шлыкова, доктор культурологии, профессор Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации представила научный взгляд на проблематику изменений в современном обществе, происходящих в ответ на вызовы времени. Человек и его деятельность становятся определяющим фактором глобальных изменений существования окружающего мира планетарного масштаба. «Поэтому, прогнозируя и моделируя будущее человечества, важно обратить внимание на перспективы не только «Большой» науки, но, прежде всего, гуманитарного знания. Какой будет культура науки, системы образования и роль педагога-наставника в целом»? Воспитание человека-творца – созидателя – вот главная цель гуманитарных наук. И занятия музыкой, искусством заключают в себе огромный потенциал для формирования патриотизма, духовно-нравственных ценностей, чувства ответственности и предвидения конечного результата. И сейчас, как никогда, возрастает значение личности преподавателя как хранителя культурного наследия и проводника духовно-нравственных начал детей и их родителей.
Елена Драганова Войнова, заместитель генерального директора по развитию и международному сотрудничеству «Петербург-Концерт», представила возможности виртуального концертного зала одной из старейших, с 90-летней историей, концертных организаций нашей страны для создания культурных пространств в регионах, в том числе: обширный видео архив, открытый для каждого жителя России; тематические спецпроекты сопровождения образовательного процесса в детских школах искусств, направленные на поддержку решения проблем дефицита педагогических кадров; уникальные культурные истории, творческие встречи с исполнителями, создателями культурных проектов; растущий потенциал «Петербург-концерта» как виртуальной площадки обратной связи из регионов: культурного обмена и профессионального обучения.
В рамках дискуссионной площадки участники подвели итоги 2023 года и поделились опытом инновационных педагогических технологий, духовно-патриотических методик, обобщили теорию и практику наставничества в учреждениях дополнительного образования детей. В дискуссии были затронуты вопросы деятельности учреждений дополнительного образования сферы культуры как проводников гражданственности в общественную жизнь малых городов, волонтерство в школе искусств, воспитание патриотизма, опыт реализации и достижения показателей национального проекта «Культура», программы «Пушкинская карта», работа первичных отделений Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых», современные компетенции педагогических работников, кадровая политика учреждений, практики наставничества, обзор методической деятельности школ, творческие инновации в образовании.
Более широко темы были раскрыты в выступлениях:
«Образ выпускника ДШИ в реалиях настоящего и будущего» (Елена Николаевна Буркова, директор Детской художественной школы, Красноярский край, город Зеленогорск)
«Культурно-просветительский проект «Преподаватели – детям!» как инструмент формирования ценностных ориентиров у детей» (Полина Олеговна Бойкова, заместитель директора Детской школы искусств №4, город Челябинск)
«Инновационные подходы в формировании ценностных ориентиров для молодежи. Опыт работы Детской художественной школы № 1 имени П.П. Чистякова в статусе Городского ресурсного центра «Изобразительное искусство» (Надежда Евгеньевна Самсонова, заместитель директора Детской художественной школы №1 имени П.П. Чистякова, куратор Городского ресурсного центра «Изобразительное искусство», город Екатеринбург)
«Грантовая история Детской школы искусств посёлка Африканда и партнёров» (Ольга Владимировна Саенкова, директор ДШИ, н.п. Африканда, Мурманская область)
«Путь к успеху» (Юлия Евгеньевна Исаева, специалист по творческой и проектной деятельности Детской школы искусств н.п. Африканда, Мурманская область)
«Кадровая политика» (Валентина Алексеевна Горбунова, директор Детской школы искусств № 2 им. И.Я. Паницкого, город Балаково, Саратовская область)
«Дополнительное художественное образование в современных условиях: актуальность, проблемы, возможности» (Инесса Александровна Огуречникова, директор Детской художественной школы, город Димитровград, Ульяновская область)
«Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся в образовательно-творческом процессе в ДХШ» (Вера Вадимовна Лазаренко, директор Детской художественной школы, город Новоуральск, председатель Совета директоров ДХШ и художественных отделений ДШИ Свердловской области)
«Современные компетенции педагогов в контексте творческого образования» (Анна Евгеньевна Белякова, преподаватель Детской школы искусств №9, город Челябинск)
«Движение первых. Новые возможности» (Ирина Викторовна Жданович, педагог-организатор Детская школа искусств, город Северск, Томская область)
«Современные формы наставничества в ДШИ НГО» (Наталия Сергеевна Маркова, преподаватель, заведующий учебным отделом Детской школы искусств, город Новоуральск, Свердловская область)
«Российское движение детей и молодежи в школе искусств Новоуральска» (Ольга Юрьевна Зырянова, заведующий отделом Детской школы искусств, председатель первичного отделения «Движение Первых», город Новоуральск, Свердловская область)
«Волонтеры культуры: искусство добра. Первые шаги по организации школьного волонтерского сообщества» (Екатерина Михайловна Журавлева, заместитель директора Детской школы искусств, город Новоуральск, Свердловская область
«Система инновационных образовательных и научно-методических проектов ДШИ города Новоуральска как способ сохранения и передачи педагогических ценностей А.А. Бакулова» (Никита Геннадьевич Мерзлов, директор ДШИ, город Новоуральск, Свердловская область)
В завершение форума участники обговорили сроки внесения предложений в план работы секции на 2024 год, объявленный Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным Годом семьи в России.