Комментарий заведующего кафедрой экономики и управления Президентской Академии на Урале, кандидата экономических наук Александра Победина:
«Технологический суверенитет не означает локализации производства внутри страны всех потребляемых ею товаров и услуг. Это практически невозможно и нецелесообразно.
Технологически суверенной экономика становится при трех условиях.
Во-первых, способность национальных производителей выпускать критически важную для страны продукцию. Применительно к России, это, например, военная техника, машины и оборудование для топливно-энергетического комплекса, жизненно необходимые медикаменты, а также удобрения, корма и другие продукты, обеспечивающие функционирование АПК.
Во-вторых, возможность включения в международные технологические цепочки на позициях, обеспечивающих максимум добавленной стоимости. Это означает, что национальные компании выступают в роли разработчика продукта, владельца брэнда и производителя ключевых компонентов. При этом часть производственного цикла может быть локализована за рубежом.
И, в-третьих, технологический суверенитет предполагает способность национальной экономики быть импортером технологий, особенно сложных продуктов, требующих уникальных компетенций.
В России есть успешные кейсы такого высокотехнологичного импорта. Яркий пример – строительство «под ключ» зарубежных АЭС по российским проектам и с отечественным оборудованием. К настоящему времени портфель заказов на подобные объекты составляет 33 энергоблока на различных стадиях реализации.
Таким образом, технологический суверенитет обеспечивает не только экономическую безопасность, но и возможность включения в мировую экономику на максимально выгодных условиях».