Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 7» Камышловского городского округа при сопровождении Национального центра деловых и образовательных проектов продолжает реализацию проекта «Школа — культурно-образовательный центр микрорайона» в рамках деятельности региональной инновационной площадки в период с 2020 по декабрь 2025 года. 13 и 14 июня в городе Челябинск прошел региональный этап Всероссийского Форума классных руководителей Уральского федерального округа. В состав делегации Свердловской области вошли представители МАОУ «Школа № 7» Камышловского городского округа: зам. директора по учебно-воспитательной работе, руководитель Ассоциации классных руководителей Камышловского городского округа Светлакова Наталья Викторовна и Новикова Ирина Викторовна, классный руководитель 1 класса и отряда «Орлята России».
Наталья Светлакова поделились опытом в рамках Марафона воспитательных практик, представив формы организации трудового воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности на примере своей образовательной организации. Несколько лет назад на совете школы было принято решение. Затем на общешкольном родительском собрании директор проговорила родителям, что школе нужна посильная помощь в благоустройстве пришкольной территории.
Трудовое воспитание в течение нескольких лет является одним из приоритетных направлений воспитательной работы в школе, проходит через все виды образовательной деятельности: урочную, внеурочную, воспитательную.
Первые уроки научной организации труда школьник получает в учебном процессе. В 1-4 классах этому способствуют различные виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, художественный труд.
Трудовое обучение в 5-9 классах направлено на дальнейшее развитие знаний, приобретенных учащимися в 1-4 классах, а именно: выполнение ручных и механизированных операций по обработке материалов, шитью, сельскохозяйственному труду, выполнение кулинарных работ; представления о производственной технике и технологии, о труде квалифицированных рабочих; конструирование и техническое моделирование, проектирование.
На уроках технологии используются: индивидуальные, групповые, фронтальные формы организации работы обучающихся.
На уроках истории и в рамках внеурочной деятельности обучающиеся включаются в поисково-исследовательскую деятельность, просмотр и обсуждение кинофильмов в рамках киноклуба, посещение выставок в Камышловском краеведческом музее, городской библиотеке, интерактивные игры, презентация индивидуальных проектов в рамках городских исторических чтений.
Основными формами общественно полезного или результативного труда являются: благоустройство пришкольной территории, шефство над закрепленными ветеранами войны и труда, историческими памятниками, экологические десанты и субботники, работу на пришкольной территории во время школьных каникул, работу в волонтерских отрядах: «Застава Красных Партизан», «Твори добро!», экологическом отряде «Чижи». Кроме территории школы, они расчищают пространство своего микрорайона, оказывают помощь пожилым людям микрорайона, участникам специальной военной операции, приютам для животных.
Основными формами производительного труда являются: трудовые отряды в летнем оздоровительном лагере, занятия, направленные на знакомство с миром профессий, тематические экскурсии на предприятия города, встречи с известными людьми города.
Эффективной формой трудового воспитания считают, мастер – классы, организованные родителями для педагогов, родителей и обучающихся.
В рамках Недели школьного питания, приуроченной ко Дню матери, организовали дегустацию блюд. В витаминном меню родителям были предложены рисовая молочная каша, салат свекольный с яблоком, напиток с шиповником. Шиповник для школьной столовой ребята осенью заготавливают сами. Каждая мама в подарок получила буклет с секретами здорового питания и пошаговыми рецептами.
Особое место среди форм трудового воспитания занимает социальный проект «Школьный двор». Его главная цель — сделать школьный двор красивым и уютным.
В школе есть «Парк победителей» — один из шагов проекта, идея создания принадлежит семье одного из выпускников школы. Победители — это учащиеся и педагоги школы, которые в учебном году одержали победы в различных конкурсах, в честь которых высаживается деревце рябины, яблони или черёмухи.
Второй шаг — обустройство цветников и клумб. За каждым классом закреплена своя клумба, которая ежегодно меняет свой облик. Работы по благоустройству проходят в несколько этапов: выбор дизайна клумбы, заготовка семян декоративных цветов, посев семян и уход за рассадой, очистка территории и планировка, высадка рассады, уход за рассадой в течение лета.
В результате реализации проекта оборудована спортивная площадка, игровые зоны и зоны отдыха, разбиты цветники, высажены деревья. Облагорожены автостоянка и автобусная остановка около школы, которую украшает артобъект.
Результатом совместной работы становятся ежегодные победы в городском конкурсе на лучшую территорию образовательной организации в честь Дня города.
Для поддержки детской инициативы практикуются разнообразные формы мотивации и стимулирования обучающихся: занесение в Книгу почета школы, участие в городском, региональном этапах Всероссийского конкурса «Ученик года». Действенным механизмом поощрения учащихся являются: экскурсионные и оздоровительные маршруты, экскурсии на колесах, «Галерея признаний». В конце учебного года самые активные учащиеся, педагоги, родители и социальные партнеры награждаются дипломами и благодарственными письмами на фестивале «Школьное созвездие» в рамках ежегодного Торжественного приема у директора школы.