Как «уральский БАМ» стал самой популярной дорогой в области

строительство дороги Свердловск-Серов

Свердловскавтодор во время строительства дороги применил прогрессивную по тем временам систему - комплекс «Автогрейд». Фото: Из личного архива Олега Антонова

45 лет назад – в 1973 году – в Свердловской области было принято решение о строительстве дороги Свердловск – Серов. Трассу Р352, в народе именуемую Серовским трактом, прокладывали в течение 12 лет. Дорога не просто улучшила логистику региона, она позволила городам нашего Севера выйти из изоляции, дала дополнительный ресурс для развития.

Кукурузников было больше, чем машин

Дорога с асфальтовым покрытием вела из областной столицы до Нижней Туры. Далее на север шли просёлки с колеями, «протоптанными» лесовозами. Проехать по ним на обычной легковушке было нереально. А если такие энтузиасты находились, то тратили на путь до областной столицы два дня.

– Шли старым трактом – нового ещё не было. Шофёры не раньше чем за два дня добирались до Свердловска. Останавливались они на ночь в Шайдурихе, – вспоминал висимский общественник Геннадий Новожилов.

Основной транспортной артерией была железная дорога. Активно использовались также водные пути и малая авиация. Кукурузников в серовском небе тогда было больше, чем автомашин на дорогах.

Логистические проблемы Севера тормозили развитие Среднего Урала. В 1973 году первый секретарь свердловского обкома КПСС Яков Рябов собирает партактив и ставит задачу в ближайшую пятилетку построить дорогу до Серова. Участники того совещания вспоминали позднее, что восприняли план как несбыточный. Не верили, что можно прорваться так быстро через горы и урманы.

Борис Ельцин, строительство дороги Свердловск-Серов
Фото: Из личного архива Олега Антонова

Опасения оправдались: на строительство ушло куда больше времени. Поначалу взялись за прокладку путепровода как следует, но вскоре из-за финансовых трудностей стройка забуксовала. Второе дыхание ей придал Борис Ельцин, возглавивший Свердловскую область в 1976 году.

«Стройте, как хотите»

Дорога была поделена между крупными городами на зоны ответственности. В роли заказчика работ выступило областное проектно-ремонтно-строительное объединение автомобильных дорог (сейчас АО «Свердловскавтодор»), за свои участки отвечали партийные горкомы. 26 городов и районов области послали на трассу свои механизированные отряды. За ними шли профессиональные дорожные строители и их гордость – комплекс «Автогрейд».

– Нам сказали – стройте, как хотите, и мы разделили весь объём работ на участки, – вспоминает Николай Диденко, в 70-е годы возглавлявший отдел строительства нижнетагильского горкома КПСС, – главная нагрузка легла на Высокогорский железный рудник, так как у них были техника и взрывники, а также на Вагонку и Уралхимпласт. За участок возле Кушвы отвечал Гороблагодатский рудник. Источником финансирования служил дорожный фонд. Собранные деньги мы не сдавали, а использовали на строительство. Своей заслугой считаю, что уже при развале страны сумел построить обходную трассу у Нижнего Тагила. Даже представить страшно, что было бы сейчас на городских дорогах, не будь её.

строительство дороги Свердловск-Серов
Фото: Из личного архива Олега Антонова

То, что строительство велось подчас самостийно, путешественники видят и сегодня. Возле Невьянска дорогу проложили по существующему рельефу: она то взмывает вверх, то катится под уклон. Далее на север трасса идёт прямо, а по обочинам высятся скалы. Видно, что здесь на славу потрудились взрывники и экскаваторщики.

По миллиону за километр

Стройку называли «уральским БАМом», только железную магистраль до Амура возводила вся страна, а Серовский тракт оставался региональным проектом. Большое дело шло подчас со скрипом, подключались руководители крупных предприятий. А если не желали, на партштабах «им выламывали руки». Не в буквальном смысле, конечно, но убеждать там умели.

строительство дороги Свердловск-Серов
Корреспондент "Облгазеты" Галина Соколова (справа) также принимала участие в строительстве дороги. На фото 1981 года - с напарницей Марией Сивиковой Фото: Из архива Галины Соколовой

В 1985 году строительство автодороги Свердловск – Невьянск – Нижний Тагил – Верхняя Тура – Серов было завершено. По данным АО «Свердловскавтодор», на объект общей протяжённостью 346 километров было затрачено 350 миллионов рублей. По случаю завершения строительства в Серове был устроен митинг, а потом колонна автобусов с представителями осчастливленных городов торжественно проехала от Серова до Екатеринбурга. По пути жители выходили на трассу, чтобы поприветствовать колонну, а возле Нижней Туры первых путешественников встретили хлебом-солью.

 Сегодня Серовский тракт – это один из самых востребованных путепроводов Свердловской области. На некоторых участках интенсивность движения зашкаливает – 25 тысяч машин в сутки. Трасса также является одной из самых аварийных в области. Тракт до сих пор развивается: он получил продолжение на севере и удобные подъезды к городам.

  • Опубликовано в №241 от 28.12.2018 
Областная газета Свердловской области