Центр цифрового образования «IT-куб» в Верхней Пышме вместе с детским технопарком «Кванториум» расположен во Дворце технического творчества. Подразделение Дворца молодежи было построено в рамках реализации национального проекта «Образование» и проекта «Уральская инженерная школа» при поддержке губернатора Евгения Куйвашева. «IT-куб» готовит будущих лидеров в сферах технологий. Дети в возрасте от 5 до 17 лет получают навыки по робототехнике, электронике, беспилотным и аддитивным технологиям, программированию, учатся работать на высокоточном оборудовании. Корреспонденты «ОГ» Анастасия Старкова и Полина Зиновьева узнали, как это происходит, а заодно погрузились в виртуальную реальность и поучаствовали в ожесточенной схватке роботов.
Верхняя Пышма встречает нас надписями «Кванториум» и «IT-куб» на здании Дворца технического творчества. «IT-куб» занимает пространство на первом и третьем этажах. Проходим внутрь и видим зону отдыха с похожими на космические тарелки сиденьями, а также бассейн. Он построен для проведения соревнований по судомоделированию. Обилие стекла, воздуха и футуристическое освещение создает ощущение, будто мы перенеслись на съемки знаменитой голливудской трилогии 80-х годов «Назад в будущее». Киберпанк в этом месте уже наступил.
На одной из стен видим парящий в воздухе логотип «IT-куба». Шесть граней символизируют шесть направлений развития детей. Обучение проводится на бюджетной основе и может составлять от 1 до 3 лет. Результат любой программы — создание проектов, лучшие из которых участвуют в федеральных и региональных конкурсах.
В первой аудитории будущие цифровые гении знакомятся с искусственным интеллектом, нейронными сетями, большими данными и английским языком. Он вместе с основами логики и алгоритмики, шахматами и веб-разработкой входит в список дополнительных программ.
В другой аудитории дети изучают Python (один из самых востребованных в мире языков программирования. — Прим. «ОГ») и могут присоединиться к Яндекс Лицею: здесь преподаватели также обучают языку Python, но более углубленно. Обучение в Яндекс Лицее — единственная программа с конкурсным отбором. На остальные направления «IT-куба» можно попасть бесплатно, без вступительных испытаний. Звучит как сказка. Выглядит, если честно, тоже. Группы во Дворце технического творчества небольшие — 12–15 человек, поэтому единственным огорчением для желающих отдать ребенка учиться в эту цифровую вселенную может стать нехватка мест. Однако в этом случае ребенка обязательно запишут в резерв.
Проходим в следующую аудиторию: здесь юные программисты изучают мобильную разработку и создание устройств, реализующих концепцию «интернета вещей». Если у вас есть умная колонка, ваши дети могут обучиться ее разработке и создать другие полезные устройства!
Поднимаемся на третий этаж. Здесь ребята под руководством преподавателя Кирилла Самочернова занимаются системным администрированием — работают с «железом». Паяют, собирают, пилят… Итогом их труда становятся такие интересные проекты как умная теплица с автоматическим включением света и воды или флешка, с помощью которой за 30 минут можно развернуть программное обеспечение для мини-офиса.
Однако самое, на наш взгляд, интересное ждет в следующей аудитории, где изучают виртуальную реальность (VR). Преподаватель VR Александр Грунчев знакомит нас с проектом «Симулятор сварщика». Его подопечные заняли с ним первое место на всероссийском хакатоне и поехали в Санкт-Петербург на стажировку в компанию Varwin.
— «Симулятор сварщика» звучит сурово — выглядит тоже. В импровизированном цехе есть инструменты, защитная одежда. Воссоздана атмосфера, благодаря которой ощущаешь себя настоящим сварщиком. Проект уже используется в центре опережающей профессиональной подготовки в Йошкар-Оле. Ребята планируют его расширить и создать «симулятор токаря», — рассказывает Александр Александрович.
В последнем кабинете встречаемся с будущим в лице роботов. Дети из младшей группы программируют модели из ЛЕГО. Полет фантазии ребят безграничен. Анастасию, у которой фобия насекомых, пугает ползущий по столу робот-паук… Старшие ребята (14–17 лет) работают с промышленным роботом KUKA, а также знакомятся с большими роботами на предприятиях.
В завершение экскурсии с помощью VR-шлемов и программы The Lab перемещаемся в виртуальный мир. Настя находит общий язык с одноглазой цифровой собакой, очень похожей на робота Еву из мультика «Валли», и отправляется в отпуск (хоть и виртуальный). У стенда с открытками можно переместиться в разные места для отдыха. Анастасия выбирает горы, а Полина решает исследовать космос, бросаясь в окружающих планетами. Финальной точкой нашего погружения становится дуэль на роботанках. Как и должно быть у коллег, побеждает дружба.
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что в Берёзовской школе к началу учебного года откроется «Кванториум».
Опубликовано в №178(9989) от 14 августа 2024 года.