Таланту нужна благоприятная среда: и.о. министра образования и молодежной политики региона Светлана Тренихина — о том, какую роль играет допобразование в развитии ребенка

И какие возможности для профориентации молодежи есть в Свердловской области

Важную роль в воспитании ребенка играют увлечения: спорт, творчество, иностранные языки. В Свердловской области созданы все условия для развития детей, включая кружки по дополнительному образованию. Во многих школах есть технические, краеведческие, танцевальные, журналистские кружки. Как создать благоприятные условия для развития задатков ребенка и не потеряться в море кружков и секций — в интервью журналисту «ОГ» Максиму Начинову рассказала исполняющая обязанности министра образования и молодежной политики региона Светлана Тренихина.

— Как вы оцениваете роль допобразования в воспитании ребенка?

— Одной из ключевых задач образования является создание условий для целостного развития личности, и именно дополнительное образование может и должно стать эффективным инструментом для раскрытия потенциала каждого ребенка за пределами школьной программы.

У меня в детстве был большой опыт взаимодействия с системой дополнительного образования: и спорт, и театральная студия, и другие кружки. Все мы ходили в большое количество кружков, постоянно пытаясь подобрать подходящий, пробуя разное. Это было вполне естественно, когда ты искал место применения и развития собственных талантов.

— А в социальном плане кружки важны?

— Конечно. Это возможность выйти за пределы своего обычного круга общения и заявить о себе в новой среде. Часто бывает, что ученик вдруг раскрывается в танцах или спорте. Когда видишь ребенка на сцене в таком новом проявлении, ощущаешь гордость, удивление и радость за него.

— Вы сказали, что дополнительное образование — это всегда поиск себя. Как сделать так, чтобы этот поиск не затянулся?

— Конечно, хочется сразу прийти в три года в секцию и до олимпийского чемпиона вырасти. Но не у всех есть цель стать олимпийским чемпионом. Для кого-то спорт важен как способ сохранения хорошей физической формы. Такова родительская доля: понять, какие таланты у твоего ребенка и помочь ему эти таланты проявить. Вовлеченность родителей в образовательный процесс дает возможность выстроить эффективные формы коммуникации между семьей и школой, оказывать помощь в создании оптимальной среды для развития ребенка, использовать ресурсы семьи в организации воспитательных и досуговых мероприятий, интеграции программ образовательных организаций и практик семейного воспитания. Очень важно, чтобы родители могли получить максимальную информацию о том, что есть в их городе или районе, может быть, самим сходить, почитать отзывы.

В нашем детстве мы разговаривали с друзьями во дворе, они рассказывали о каком-то новом месте, мы туда шли и проверяли, насколько это нам нравится. Это гибкая история. Хотя есть вариант, когда мы идем не по пути талантов, а по пути дефицита каких-то качеств. Например, если ребенок не может публично выступать, мы можем отправить его в театральную студию. Каких-нибудь 3–5 лет — и он уже мастер сцены и не боится публичных выступлений. Чем больше кружков, студий, секций, клубов по интересам хороших и разных, тем больше ребят найдут себя. У каждого должен быть выбор.

— Какие кружки и секции наиболее популярны у юных свердловчан?

— Больше всего кружков социально-гуманитарного направления, спорта меньше. То есть это все танцы, журналистика, психологические кружки, творчество.

Сегодня чрезвычайно важно развивать технические, инженерные кружки: экономика нашей области, да и страны тоже, требует специалистов, способных работать по-новому, как сейчас говорят, инновационная экономика нуждается в кадрах с гибкими компетенциями. На это и направлен наш проект «Уральская инженерная школа».

— Эту тенденцию нам предстоит изменить?

— Она и меняется. В последнее время с помощью национальных проектов, региональных программ и муниципальных инициатив идет движение в этом направлении. Дело в том, что именно инженерное направление должно быть больше всего материально подпитано. И робототехника, и программирование предполагают создание определенной среды, условий, чтобы с ребятами заниматься.

Мы поэтапно обновляем материально-техническую базу школьных пространств для организации воспитательной работы и дополнительного образования детей.

— Возможно ли интегрировать дополнительное образование в проект «Профессионалитет»? Когда учащийся получает знания и навыки в кружке и потом учится применять их на практике в колледже?

— Так и происходит. Это общая работа, которая объединена проектом «Уральская инженерная школа 2.0». Он направлен и на создание условий в школах, и на связь предприятий с организациями СПО. Это бесшовное сопровождение ребенка по пути освоения инженерных специальностей. Мы в последнее время даже конференции для преподавателей «Кванториумов», «IT-кубов», «Точек роста» проводим совместно.

— Эффект такой системной работы уже виден?

— Безусловно, те школы, которые еще давно начали этим заниматься, создали кружки или выстроили взаимодействие с «Кванториумами», уже видны на федеральном уровне. Это и учебная деятельность, и победы в соревнованиях. Неделю назад были подведены итоги конкурса по беспилотной авиации, который проходил на Сахалине. От Свердловской области в этом конкурсе приняли участие 19 школьников и студентов. Все они показали отличные результаты как в командном, так и в индивидуальном зачетах. По итогам конкурсных испытаний уральцы заняли весь пьедестал почета.

Хочу привести пример: дети из 128-й школы Екатеринбурга, которая давно занялась робототехникой, сейчас очень легко влились в развитие беспилотной авиации. Школы эти возможности и потребности тонко чувствуют. Для них это не вызов, а поступательное движение вперед.

— В Свердловской области есть система «Навигатор» для выбора программы дополнительного образования. Расскажите, как она работает и в чем ее преимущества?

— Она дает возможность выбора качественного продукта. В эту систему загружено большое количество программ дополнительного образования. Это своего рода гарант качества для родителя. И автоматизация, конечно, делает процесс выбора более удобным. Когда ты не ногами обегаешь все кружки, а можешь анализировать их плюсы и минусы в специально созданной среде.

— Сейчас в регионе широкий выбор центров дополнительного образования: «Точка роста», «IT-куб», «Кванториум». В чем их различия и как выбрать наиболее подходящий для своего ребенка?

— Во-первых, они все имеют хорошие сайты. И пытливый родитель или подросший ребенок могут сами все посмотреть. Еще эти центры проводят дни открытых дверей. Это лучший путь, когда ты с ребенком приходишь и видишь, твой это педагог или не твой. Ребенку должно быть комфортно, интересно, и тогда у него все получится.

Сейчас в Свердловской области 407 «Точек роста», 12 «Кванториумов» и шесть «IT-кубов». «Кванториумы» и «IT-кубы» — это образовательные площадки в крупных городах, оснащенные высокотехнологичным оборудованием для реализации программ дополнительного образования и ориентированные на внедрение инновационных технологий. Центры «Точка роста» — образовательные пространства, созданные в школах сельской местности и малых городов. Они оснащены необходимым оборудованием как для изучения учебных предметов, так и для занятий допобразованием по естественно-научному и техническому направлениям. «Точки роста» позволяют повысить качество образования, поддержать у детей интерес к учебе.

Взаимодействие «Точек роста» с «IT-кубами» и «Кванториумами» позволяет школам выйти на новый уровень развития. Между центрами реализуются сетевые образовательные программы, в том числе с применением дистанционных технологий, позволяющие обучающимся «Точек роста» получить дополнительные компетенции. Еще одна форма взаимодействия — проведение олимпиад, хакатонов и других соревновательных и образовательных мероприятий технической направленности. Такое взаимодействие позволяет расширить направления деятельности центров «Точка роста» и обеспечить подготовку обучающихся к соревнованиям различных уровней.

— В сельской местности хватает секций и кружков, чтобы заинтересовать детей, обеспечить их всестороннее развитие?

— Их, конечно, меньше, чем в крупных городах. Но там активно работают Дома культуры, многие кружки сохранены с советских времен, какие-то создаются заново. Проект «Уральская инженерная школа 2.0» позволяет организовать более качественное инженерное дополнительное образование в отдаленных территориях.

— Как фонд «Золотое сечение» помогает талантливым школьникам?

— Это уникальный фонд, который создан по модели «Сириуса». У фонда есть замечательная площадка на улице Ясной в Екатеринбурге. Мероприятия всегда проходят в нестандартной форме, с современным оборудованием. У фонда также есть свой загородный центр близ озера Таватуй. Там есть и спортивная инфраструктура, и творческая, и учебные кабинеты. Центр работает круглогодично. Проходят творческие смены, смены для программистов и олимпиадников. Это уникальная среда для ребят, которые хотят развивать свои способности.

— А как выбирают тех, кто туда отправляется?

— На сайте «Золотого сечения» есть формы, дети или их родители подгружают туда достижения школьника. Выбирают самых активных. Есть адресные смены, например, для победителей регионального и муниципального этапов олимпиад. Обычные ребята, которые еще только стремятся к победам, тоже могут подгружать свои промежуточные результаты и о себе заявлять. Каждый год участниками образовательных программ фонда становятся около 20 тысяч детей. Там же проходят обучение учителя, которые готовят детей к олимпиадам. В этом центре прекрасные условия для изучения новых форматов и подходов к образованию.

— Какие необычные кружки есть в Свердловской области?

— Спрос рождает предложение. Новые кружки появляются постоянно. Кружок может быть и обычным, а формат необычным. Казалось бы, краеведческих кружков очень много, в этом нет ничего необычного. Но есть кружок, о котором я недавно узнала, где ребята не только путешествуют, но и готовят блюда местной кухни. Это тоже элемент погружения в культуру края. Главное — энтузиазм педагогов. На них все основывается. Большое значение имеет формат. Дети проголосуют ногами: они просто не придут, если ты им будешь не интересен.

Но каким бы необычным ни был кружок, мы должны руководствоваться одним принципом — это целостное и ценностное воспитание личности. Вся необычность должна быть в рамках развивающейся суверенной системы образования, задачу которой определил наш Президент Владимир Путин. Это ценность семьи, уважение к старшим, особое отношение к месту, в котором ты живешь. Важна и ценностная составляющая — ориентация и погружение в культуру и историю нашей многонациональной страны. Нужно учить детей быть открытыми: хорошо разбираться в собственной культуре, но и принимать людей других культур. Любовь и принятие должны быть в основе любого кружка. Принимать ребенка нужно любым, и только тогда он сможет раскрыть все свои таланты. Если его принимают и создают для него условия, он это все возьмет и приумножит.

— Какие есть планы по развитию системы дополнительного образования на следующий год?

— Развитие системы дополнительного образования определено федеральной Концепцией дополнительного образования детей до 2030 года.

Будем развивать технические, естественно-научные кружки и все, что связано с приоритетами государственной политики в сфере образования.

В 2025 году запланированы открытие Детского технопарка в городе Ирбите и муниципального «Кванториума» в лицее № 110 им. Л.К. Гришиной Екатеринбурга, также на площадке Дворца технического творчества ГО В. Пышма стартует инновационный образовательный проект «ПРОФкампус» Новая методология”, проект направлен на кооперацию социальной сферы, промышленности, бизнеса, науки и образования через реализацию совместных профильных мероприятий и сетевых программ в рамках подготовки будущих рабочих, инженерных и творческих кадров для региона и страны.

Ранее «Областная газета» писала о том, что фонд «Золотое сечение» проведет медиаинтенсив для свердловских школьников.

Опубликовано в №286 (10097) от 19 декабря 2024 года.

Более 400 свердловчан смогут переехать из аварийного жилья благодаря первому этапу региональной программы расселения

Губернатор Свердловской области Денис Паслер утвердил новую программу расселения аварийного жилья. Благодаря ее первому...

Эксперт Президентской академии на Урале: «формирование индивидуальных карьерных траекторий — новый инструмент кадровой политики»

Россия создает благоприятные и безопасные условия работы для всех граждан. Особое внимание уделяется карьерному...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также