Вторая профессия — блогер: свердловские учителя покоряют виртуальное пространство

Педагоги насыщают его реальными событиями, проблемами и эмоциями

Сегодня уже невозможно представить образовательный процесс без цифровых инструментов. Всё активнее используют учителя виртуальное пространство и в просветительских, воспитательных целях. Они создают свои странички в соцсетях, где делятся опытом, рассказывают о школьных событиях и успехах учеников. Журналисты «ОГ» Татьяна Бурова и Борис Ярков побывали в одной из школ Полевского, побеседовали с учителями-блогерами из учебных заведений других городов и выяснили, для чего они становятся блогерами, что это дает им самим, ученикам и их родителям.

Разговор о важном

Залог жизни в постоянном движении, развитии — это аксиома не только для отдельного человека, но и для коллектива, организации. Школа-лицей № 4 «Интеллект», или «четверка», как ее называют в Полевском, имеет богатое прошлое, но на достигнутом никогда не останавливается, стараясь идти в ногу со временем, а то и опережая его на шаг. Создана она была в 1936 году, в 1986-м в «четверке» появился первый в городе компьютерный класс, в 2002 году она получила статус школы с углубленным изучением физики, математики, информатики, химии и биологии — самых, пожалуй, актуальных на сегодня дисциплин.

«С нетерпением ждем окончания капремонта переданного нам второго здания, — говорит директор школы Елена Тетеркина. — Там будут размещены цифровые лаборатории, лазерный тир, старшеклассники будут изучать беспилотные летательные аппараты и овладевать их управлением. Через два года планируем создать в лицее медицинский класс — перспективное для ребят направление».

В общем, неудивительно, что педколлектив лицея «Интеллект» активно осваивает виртуальное пространство. Директор свое внимание сосредоточила на официальном сайте и страничке школы во «ВКонтакте» с задорным названием «Подслушано в «четверке». Там отражаются повседневная и очень насыщенная жизнь учебного заведения, а также важные события в городе, области, стране.

Полезная информация подается доходчиво и ярко — на карточках с рисунками. Накануне летних каникул рассказывали о том, как избежать всевозможных опасностей, которые подстерегают детей: напомнили правила поведения на дорогах, у воды, о съедобных и ядовитых ягодах. Сейчас объясняют, как подготовиться к школе, получить выплату на покупку одежды для учебы и спорта. Поднимают и сложные темы: в чем секрет семейного счастья, что делать, если боишься оставаться дома один.

Одна из задач сайта — вовлечь детей в акции, олимпиады, конкурсы. Им предлагают, например, принять участие в голосовании за авторские ролики Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций «Знать, чтобы помнить», в областной олимпиаде по русскому языку имени Макса Фасмера, в конкурсе «Научная Вселенная», попробовать себя в роли лектора в акции «Поделись своим знанием», которую проводит Российское общество «Знание», а также в городских мероприятиях — субботниках, высадке деревьев.

«Делимся на сайте и в соцсетях успехами, — говорит Елена Тетеркина. — В этом учебном году команда восьмиклассников стала победителем профориентационного проекта „Точка опоры“, организованного благотворительным фондом „Синара“, Северским трубным заводом. Школа получила грант в 120 тысяч рублей на развитие профильных кабинетов, а ребята — путевку на Карьерный квест в Сочи, где их ждет насыщенная программа с мастер-классами, тестированием и тренингами по развитию навыков».

«Мы не блогеры»

Под конец беседы с директором школы к нам присоединились два блогера: учитель иностранного языка Наталья Созонтова и учитель русского языка и литературы Оксана Мутыгулина. Обе сразу заявили, что слова «блог» и «блогер» им не нравятся, так как ассоциируются с легковесной болтовней ни о чем, фривольными и глуповатыми роликами. Впрочем, в ходе дискуссии мы сошлись во мнении, что всё зависит от контента и подачи информации, и то, как это делается на страничках педагогов, реабилитирует и блог и блогеров.

Блог учителя показывает его работу изнутри, рассказывает о важном, позволяет обмениваться опытом, повышать престиж профессии. При грамотном использовании соцсети превращаются в еще одну площадку для общения и совместной деятельности. Из блога учителя родители узнают, что делается в школе, ученикам импонирует, что их «русалка» или «англичанка» — продвинутые, и они начинают помогать снимать ролики, подбрасывают идеи.

«Завести свою первую страничку в соцсетях меня побудило двойное классное руководство, — вспоминает Наталья Созонтова. — Это были пятый и восьмой классы со всеми прелестями и проблемами подростков столь разных возрастов. Мне нужна была отдушина, возможность выплеснуть эмоции, и соцсети подошли для этого как нельзя лучше».

Сейчас Наталья Созонтова посты в блоге посвящает событиям в школе, успехам учеников и учителей. Заходишь на ее страничку во «ВКонтакте» и видишь, какая интересная и насыщенная жизнь кипит в «четверке».

Вот пост от 20 мая 2024 года: фото выпускников на ступеньках школы и напутствие учителя: «Моим повзрослевшим детям: не бойтесь мечтать. Умейте мечтать серьезно и по-крупному!!! Ведь всё прекрасное, что нас окружает в этом мире, тоже было когда-то чьей-то мечтой… Я уверена¬: все новые этапы в вашей жизни будут преодолены, ведь вы — лучшие из лучших! ВЫ — МОИ!!!»

Или посты нынешнего года о поездке с учениками в весенние каникулы в Санкт-Петербург с посещением СПбГУ перед началом приемной кампании; о концерте вожатых в загородном лагере, о победе команды «Морская пехота» в городском этапе «Зарницы 2.0», о коллективном просмотре фильма «Бажов. Одолженное время».

Наталья Созонтова ведет также свои странички в «Телеграме» и на образовательной платформе «Сферум», где она как учитель-наставник работает с молодыми специалистами, активно участвует в проекте «Сети добра», вовлекая учеников в изготовление маскировочных сетей, окопных свечей, сбор подарков для бойцов СВО.

Нет одиночества в Сети

«Соцсети дают мне возможность поддерживать контакт с учениками и за порогом школы, — говорит Оксана Мутыгулина, — популяризировать любимую литературу и русский язык. Телеграмм-канал „Три минуты Поэзии“ — способ сотворчества с детьми, их родителями, выпускниками нашей школы. Вместе мы раздвигаем границы урока, читаем стихи, рассказываем о них, снимаем видео, погружаемся в биографию автора, судьбу конкретного произведения».

В соцсетях ведется прямой эфир и выкладываются записи «Поэтических дуэлей», где ученики выступают против выпускников «четверки» и родителей, «Поэтических пятниц», в котором могут участвовать все любители поэзии. Мероприятиям предшествуют длительные репетиции, на которые приезжают люди из других городов и стран. Кто не может приехать, присылают видео.

Из поэтических видеороликов команда Оксаны Мутыгулиной создает фильмы: к юбилею Победы — «У Победы наши лица», к 50-летию Бориса Рыжего — «Лица не пряча, сердца не тая…» Их можно посмотреть во «ВКонтакте» по хештегам #Душа_вслух, #поэзиейдышащие.

Запущен в соцсети и тематический проект с хештегом #Русский по-русски, направленный на улучшение речи пользователей интернет-пространства. Ребята вместе с учителем снимают яркие сорокасекундные ролики, в которых объясняют грамматические, речевые, орфоэпические нормы. Срабатывает принцип «Посмотреть нетрудно — запомнить несложно».

Воспитательный эффект

У всех наших собеседниц был в жизни человек, благодаря которому они пришли в педагогику. У Елены Тетеркиной — отец, Андрей Андреевич Лысенко, учитель физкультуры и трудового воспитания. У Натальи Созонтовой — учитель иностранного языка Эльвира Викторовна Дегтярёва. У Оксаны Мутыгулиной — учитель литературы Ольга Аркадьевна Чернышёва. Каждая из них выбрала предмет своего школьного кумира, и теперь они сами являются примером для учеников.

«В нашей школе работают двое моих учеников — Анна Леонидовна Чередниченко и Евгений Юрьевич Мельников, оба преподают иностранные языки, — рассказывает Наталья Созонтова. — Что интересно: Аня, когда была школьницей, профессию педагога вообще не рассматривала, но я-то знала, что она им будет, и призналась ей в этом, когда она в 2024 году стала победителем регионального этапа конкурса „Учитель года“ в номинации „Молодой педагог“».

Научилась Анна Чередниченко у своей наставницы и гражданской позиции — она является советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, председателем школьного отделения Российского движения детей и молодежи Движение Первых.

И, конечно же, все молодые педагоги «четверки» активно пользуются соцсетями: делятся своими мыслями о школьных делах, рассказывают и о своих семьях, друзьях, о путешествиях и впечатлениях, хобби, справедливо полагая, что образ жизни учителя тоже многому учит.

«Я убеждена: совсем не важно, живешь ты в большом городе или маленьком поселке: меняя пространство вокруг себя, можно сделать мир лучше, — говорит Оксана Мутыгулина. — И сподвигнуть к этому других! Пусть наши дети получают лайки за грамотную речь и интересные поэтические прочтения, а не за сомнительные лайфхаки».

«В блоге школа отражается как в зеркале»

Фото: предоставлено Ольгой Семеновой

Ольга Семёнова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы (СОШ) № 32, руководитель Ассоциации классных руководителей Нижнего Тагила:

«Сегодня почти никто не сомневается, что социальные сети — это ресурсы не только для общения и развлечения, но и для реализации образовательных целей. Мой блог — это записки о буднях педагога (учителя-предметника, классного руководителя) и жизни школы, о школьном образовании, о любимой профессии, предметные методические материалы, заметки о своих учениках и коллегах. Я пишу только о тех событиях, в которых принимала участие лично, то есть материалы блога содержат конкретные факты, фотографии, ссылки на ресурсы и методические материалы, которые могут быть полезными для коллег, родителей, учеников.

Сам блог появился 15 лет назад (хорошо, что сейчас социальные сети напоминают нам о нашем первом знакомстве). И был он создан для коммуникации с ребятами и родителями. Со временем появились такие постоянные рубрики как «Рисуют все» (материалы с уроков ИЗО, с конкретными методическими рекомендациями и фотографиями детских работ), «Педагогический словарь» (это уже методические материалы для коллег и студентов), «Всё дело в людях» (публикации о моих коллегах, единомышленниках, партнерах), есть рубрики для души «Время красоты» (о том, что мотивирует и вдохновляет: хобби, садоводство, кулинария) и рубрика «Образовательный туризм» (материалы о путешествиях с описанием городов, с интересными фактами и красивыми фотографиями).

Среди публикаций, которые мне особенно дороги, — публикации о моих учениках и результатах, достигнутых нами вместе. Ведь быть успешным — это труд. Поэтому особенно приятно, когда твои ученики достигают успехов в разных сферах. А еще я горжусь своими коллегами-педагогами, с которыми мы вместе вступаем в разные профессиональные проекты, создаем методические материалы.

Сейчас у меня более 2 000 подписчиков. В основном это педагоги, студенты, родители, сами ребята и мои выпускники, с которыми мы остаемся на связи и можем увидеть друг друга, даже находясь в разных городах и странах.

Школа — публичная организация, следовательно, постоянно на виду. Важной ступенькой в формировании имиджа школ является развитие имиджа педагога или развитие личного бренда. Моя идея заключалась в том, чтобы все, кто будет читать и смотреть мои материалы, наглядно и ярко представили ежедневный труд учителя».

«Затронуть душу, заставить задуматься»

Фото: предоставлено Ксенией Феденевой

Ксения Феденева, учитель русского языка и литературы школы (СОШ) № 2 г. Красноуфимск:

«В 2020–2023 годах школа, в которой я училась и работаю, имела статус региональной инновационной площадки, где реализовался проект, направленный на эффективное взаимодействие с родителями. За три года наша школьная команда накопила огромный опыт: родительские клубы, семейный театр, межпоколенческие квизы, тренинги, направленные на профилактику детско-родительских конфликтов, и многое другое.

Деятельность площадки закончилась, но работа продолжилась. В какой-то момент нам захотелось делиться опытом с коллегами, родительским сообществом, захотелось заинтересовывать и зажигать своими идеями того, кто еще не нашел пламень в своем сердце. И именно в тот момент Всероссийский проект «Флагманы образования» сделал нам уникальное предложение — вести ветку в своем одноименном телеграм-канале. Я стала транслировать опыт работы с законными представителями ребенка, раскрывая секреты своей работы в мастерской «Родительский компас». Ведение телеграм-канала помогло расширить опыт выступления на площадках федерального значения и получить приглашение стать спикером на форуме «Истоки» (смена «Семейные ценности»). Центральной темой работы направления стало выстраивание эффективного взаимодействия поколений, укрепление ценности семьи, институтов воспитания и образования в становлении и развитии личности.

Основными темами моих выступлений и публикаций становятся вопросы, которые всегда волнуют родителей: секреты бесконфликтного и экологичного общения в семье, развитие духовно-нравственных ценностей и совместное времяпрепровождение с подростками.

Огромное значение для меня имеет обратный отклик читателей. Благодарные родители и коллеги просят поделиться разработками и дельными советами. Их неравнодушие — лучший результат работы любого учителя. Я точно знаю: всё не зря, и «стоило жить, и работать стоило».

Если подумать, то ведение блога — тоже искусство. «Глаголом жечь сердца людей», так завещал нам великий поэт. В своих постах о жизни, глубоко связанной с образованием и воспитанием подрастающего поколения, я делюсь мыслями и чувствами. И если мои слова трогают душу, заставляют задуматься, значит, дело Пушкина живет».

«Предпочитаю учить личным примером»

Фото: предоставлено Александрой Мурзиной

Александра Мурзина, учитель английского языка муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 41», г. Новоуральск:

«Можно ли научить человека сочувствию, состраданию, отзывчивости? Можно воспитывать словами, призывами, лозунгами. А можно — личным примером. Второй путь эффективнее, и именному ему я следую в своей педагогической работе.

Волонтерские отряды (одним из которых руковожу я) оказывают реальную помощь нуждающимся и возрождают веру в бескорыстное служение. Понятие «сестра милосердия» для многих кажется чем-то устаревшим. Но мы встречаемся с настоящей сестрой милосердия. Она рассказывает об истории службы, о том, как важно быть добрым. Мы рисуем, чтобы поддержать тяжелобольных людей.

Чтобы привлечь учеников к чтению, участвуем вместе во Всероссийском чемпионате по чтению вслух «Открой рот».

Именно о таких ярких событиях в своей педагогической практике и об успехах учеников рассказываю на своей страничке в социальной сети. Школа — основа становления личности, где формируются важные качества. Наша гимназия как раз дает эту базу, являясь ассоциированной школой ЮНЕСКО по распространению нравственных и духовных ценностей. Я — учитель английского языка. Считаю, что изучение языка позволяет выстраивать коммуникацию, а также дает возможности для саморазвития. Как говорил Генри Форд, «Секрет успешной жизни — понять, что вам предназначено делать, и делать это». У меня хорошо получается быть наставником нового поколения, и это касается не только изучения предмета, но и проектов, направленных на знакомство с родным краем, волонтерством, экологией.

Недавно я стала региональным представителем Всероссийского сообщества наставников-просветителей Свердловской области. Наставники-просветители — это неравнодушные педагоги, которые не только занимаются обучением и воспитанием, но и участвуют в просветительской деятельности в социальных медиа. На страничке сообщества или личной пишу о ключевых вопросах образования и воспитания, комментирую актуальные запросы, делюсь опытом. Мои подписчики — это друзья, коллеги, ученики, их родители, руководители образовательных учреждений, активисты, политические деятели.

Учителя — люди-маяки. Давайте и дальше будем символом служения, надежды и верного пути».

«Быть или не быть, вот в чем вопрос»

Фото: предоставлено Ольгой Коротковских

Ольга Коротковских, учитель года 2024 года, школа № 29 «Школа на твоем берегу» г. Берёзовский:

«В современном мире роль учителя значительно расширилась. Наша основная задача всегда заключалась в передаче знаний ребятам, в воспитании подрастающего поколения, но сегодня учитель — это не только наставник и педагог, но и медиаперсона, блогер, профессионал, активно использующий цифровые платформы для общения с учениками и широкой аудиторией. Ведение личных страниц, блогов помогает учителю показать себя с новой стороны, рассказать об увлечениях, интересах. Нужно ли все это?

Я пришла работать в школу 13 лет назад, и даже за этот небольшой срок заметила, как изменился ученик. Благодаря доступности информации ребята уже многое знают до того, как заходят в класс. Проработав до школы в рекламе и продажах (интересный, кстати, был опыт), я стараюсь теперь сразу продемонстрировать, как пригождаются знания в реальной жизни, как универсально всё то, что тебе щедро дает школа. Русский язык и литература не заканчиваются в школьных стенах, они всюду следуют за нами. Театральные постановки, выставки, встречи с интересными личностями, подкасты, телепередачи, даже их личные странички — всё это лишний раз помогает доказать связь школьного предмета с реальной жизнью. И рассказать об этом хочется как можно большему количеству людей. Одним из способов общаться с широкой публикой стал блог.

То, что начиналось как личная страничка, переросло постепенно в школьное и семейное пространство. Я не делю информацию на личную и публичную, могу написать об успехах своих детей, о наших семейных походах и открытиях, а могу рассказать об образовательных находках, о проектах, которые мы сделали с ребятами в классе. Мои подписчики — это прежде всего мои друзья и знакомые, родители моих учеников, коллеги. Все они активно отвечают на вопросы, читают и комментируют публикации, черпают идеи. Например, мы с семьей очень любим путешествовать, я всегда делюсь самыми удачными маршрутами, многие потом пишут и уточняют, советуются, а спустя время я уже наблюдаю истории их путешествий по знакомым мне местам. Это лишний раз доказывает, что пример заразителен.

В этом году мои «классные» дети доросли до 11-го класса, у нас впереди очень насыщенный год, многие определились с экзаменами и вузами, но кому-то еще предстоит это сделать, важно грамотно распланировать подготовку, помочь сохранить силы, подсказать, поддержать. Мне очень хочется им помочь. Поэтому темой этого года для меня станет «Помощь выпускнику». Планирую собирать и публиковать информацию обо всем, что связано с профориентацией, психологической помощью и другими важными моментами. Надеюсь в этой теме и на ответы подписчиков, на их советы. Я всегда с благодарностью принимаю обратную связь, это помогает разобраться в выбранной теме, в том, что еще нужно добавить или, наоборот, стоит исключить. В рассуждениях и обсуждениях часто рождается истина.

Блог учителя — возможность стать ближе к ученикам, родителям, коллегам (даже если нас разделяют тысячи километров), он помогает убрать, ну или хотя бы приподнять, завесу, отделяющую нас. Когда ты становишься более открытым, что-то рассказываешь о своих приемах работы, книгах, которые читаешь, о том, чем увлекаешься, ты становишься понятнее, доступнее, а когда мы что-то лучше понимаем, то мы больше этому доверяем. А доверие учителю очень важно в нашей работе!»

Ранее «Областная газета» писала о том, что опыт Свердловской области представлен на Всероссийском форуме среднего профессионального образования.

Более 400 свердловчан смогут переехать из аварийного жилья благодаря первому этапу региональной программы расселения

Губернатор Свердловской области Денис Паслер утвердил новую программу расселения аварийного жилья. Благодаря ее первому...

Эксперт Президентской академии на Урале: «формирование индивидуальных карьерных траекторий — новый инструмент кадровой политики»

Россия создает благоприятные и безопасные условия работы для всех граждан. Особое внимание уделяется карьерному...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также