Я б в аграрии пошел: эксклюзивный репортаж из первой агрошколы Свердловской области

Проект реализуется при поддержке Уральского государственного аграрного университета

Вопрос «кем быть?» рано или поздно встает перед каждым. Но чтобы не просто мечтать о какой-то профессии, а и понимать, подходит ли она тебе, нужно с ней познакомиться. Помочь подросткам с выбором призван образовательный проект «Агрошкола», который стартовал в Свердловской области еще в 2019 году. В числе первых к его реализации приступили в школе № 137, расположенной в поселке Шабровский. Журналисты «ОГ» побывали в ней, чтобы узнать, как развивается проект.

Только вместе

Прежде всего в глаза бросаются внешние изменения, произошедшие за последние несколько лет, их масштаб поражает. В школе, построенной в 1952 году, появились современные классы для изучения естественных и точных наук, оснащенные в рамках проекта «Точка роста» уникальным оборудованием. Пришедший некогда в запустение пришкольный участок приведен в порядок: пять добротных теплиц, оборудованных капельным поливом, ухоженные грядки, деревья. Изменился и ландшафт перед входом в здание — его украсили цветники, группа из камней, фигурки из пней.

Все эти преобразования стали возможны благодаря совместным усилиям двух региональных министерств — агропромышленного комплекса и образования, Уральского государственного аграрного университета и, конечно же, педагогического коллектива, нынешних и бывших учеников школы.

«Наши ребята поступают в аграрные колледжи, вузы, а после их окончания добиваются успехов в профессии, — говорит руководитель агрошколы Галина Стихина. — Например, двое наших выпускников основали собственные фермерские хозяйства, одно в поселке, а другое — километрах в двадцати от него. Их достижения нас радуют: значит, мы не зря работаем, наша агрошкола помогает правильно выбрать профессию и развивать сельхозпроизводства на родной земле».

Многие выпускники и родители учащихся стараются помочь школе чем могут: привозят удобрения, материалы для мульчирования, саженцы, принимают участие в ремонтных работах.

Смена курса

В прошлом году в проект «Агрошкола» были внесены изменения. Если раньше агрокласс был разновозрастным, его посещали дети, начиная с пятого класса, то теперь созданы два потока: для восьми- и десятиклассников. В них ведется углубленное изучение биологии, химии, физики и математики. Кроме того, старшеклассники самостоятельно выбирают одно из направлений профориентации: ветеринария, биоинженерия, сити-фермерство, инженерные технологии и введение в агробизнес. Каждое из них состоит из теоретических и практических занятий, а также лекции по основам проектной деятельности и подготовке собственного научного проекта. Лекторами и научными консультантами выступают преподаватели УрГАУ.

Впрочем, те, кто младше или старше, но горят желанием что-то выращивать, мастерить, исследовать, тоже не остаются в стороне. Для них агронаправленность реализуется через проектную и внеурочную деятельность, кружки, факультативы. И ребята добиваются успехов.

Так, ученица 7-го класса, Дарья Сафина, приняла участие в масштабном конкурсе «АгроНТРИ». Его участники выполняли разные задания, определяли болезни растений, и в номинации агробио школа № 137 заняла три первых места. В этом году школа участвовала во всероссийском конкурсе имени В. И. Вернандского, где шестиклассницы заняли первое место, исследуя разные сорта молока.

Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

«Сейчас мы работает над проектом, который посвящен влиянию различных средств для защиты растений от вредителей на всхожесть», — поделилась планами Дарья Сафина.

Агрошкола оснащена всем необходимым для исследований и экспериментов: от реалистичных макетов животных с наглядным строением организма, до новейшего эко-бокса с аэропонной системой. Последний ученики успешно используют для выращивания брусники: растения дали первые ягоды. Имеется в школе и 3D принтер, юные агрономы самостоятельно создают модели и печатают свои проекты. Например, ученица 6-го класса Злата Ризванович спроектировала модель клетки растений и успешно презентовала ее на конкурсе.

Руководитель агрошколы Галина Стихина вместе с учащимися проводит эксперименты по выращиванию брусники в экобоксе, а в теплицах – с овощами. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Проверка делом

Агрошкола дает не только теоретические знания, но и прививает практические навыки: летом ученики с 5 по 10 класс трудятся на пришкольном участке — учатся выращивать овощи, ухаживать за растениями, выявлять болезни и бороться с ними.

Участок немаленький — почти гектар, все растения рассажены по секторам: фрукты, ягоды, овощи, зелень, цветы. Порядок здесь идеальный: ровные, ухоженные грядки, и почти полное отсутствие сорняков. Школьники ведут наблюдения, проводят эксперименты, например, изучают влияние разных удобрений на салат и на картофель.

В теплицах юные агрономы выращивают как знакомые всем помидоры, перцы, баклажаны, так и необычные — армянский огурец со вкусом дыни, достигающий четырех килограммов. Этот и другие эксперименты агрошкола проводит в партнерстве с известными производственными компаниями. Предприятия поставляют семена и средства для подкормки растений и борьбы с вредителями, а школа отчитывается о результатах их использования.

Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

В саду есть специальный уголок, где школьники выращивают лекарственные и эфиромасличные культуры — лаванду, чабрец, мяту, пустырник и другие. Ребята собирают травы, сушат, готовят чаи, которые продают на ярмарках за символическую цену. Местные жители с удовольствием всё раскупают.

Еще одни интересный проект направлен на сбережение природы. Школьники высаживают краснокнижные растения, размножают их и пересаживают в леса и поля — на место естественного обитания.

Особой популярностью у школьников пользуются кружки МГБот по освоению интернет-вещей и робототехники. Мухаммат Муталибов еще в 14 лет создал «Умную теплицу», которая оснащена различными датчиками и управляется с телефона. Можно дистанционно отслеживать температуру почвы и воздуха, влажность, включать и выключать освещение, вентилятор, полив, подкормку. Сейчас Мухаммат учится в 11 классе, но продолжает заниматься умными вещами. Создали шабровские ребята и «Умную метеостанцию».

«Мы учим детей писать бизнес-планы, чтобы они могли реализовать свои проекты в будущем», — рассказывает Галина Стихина.

У школы налажено тесное сотрудничество не только с УрГАУ, преподаватели которого читают лекции, проводят практические занятия и мастер-классы, но и с предприятиями, которые приглашают ребят к себе на экскурсии, чтобы дать возможность познакомиться с реальным производством, дают возможность поучаствовать в проектах.

Пару лет назад агрошкола по заданию Рефтинской птицефабрики в течение 35 дней ухаживали за цыплятами: поили их кормили, следили за температурой в клетке, фиксировали привес. Целью эксперимента было выяснить, как биодобавки влияют на рост и здоровье птицы. С сентября этого года птицефабрика планирует оборудовать специальный класс с инкубаторами, чтобы учащиеся смогли и дальше работать с птицей.

Компетентно

Ольга Лоретц, ректор Уральского аграрного университета:

«Проект „Агрошкола“ позволяет не только познакомить ребят с аграрными профессиями и современными технологиями в отрасли, но и выстроить очень важную цепочку взаимодействия „школа — вуз — предприятие“. Только в такой триаде мы видим успешное решение кадрового дефицита в АПК.

Министр сельского хозяйства Российской Федерации Оксана Лут ставит задачу довести к 2030 году число учащихся в агроклассах в стране до 18 тысяч человек. Нам в Свердловской области предстоит создать к указанной дате 170 агроклассов. Если учесть, что сейчас их 36, то сделать нужно многое.

Параллельно идет перестройка системы: в цепочку школа — вуз необходимо встроить бизнес. Предприятия должны заходить в школы, оснащать классы, вести совместные проекты. На сегодняшний день уже заключено два десятка таких договоров, и там профильное образование продвигается успешно».

София Грищенко

Ранее «Областная газета» писала о том, что команда агроклассников УрГАУ покорила финал «АгроНТРИ-2025».

Денис Паслер обратился к работникам государственных архивов в связи с их профессиональным праздником

Глава Свердловской области Денис Паслер со страниц «Областной газеты» обратился к работникам государственных архивов...

В Екатеринбурге открылся новый центр помощи детям-инвалидам

Новый центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам «Эврика» начал работу в Академическом районе Екатеринбурга....

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также