Александр Поляков — пианист, педагог, профессор и директор Института искусств УрГПУ — рассказал журналистам «Областной газеты», как музыка стала его судьбой, почему в преподавании важен индивидуальный подход и зачем ему подводный мир для вдохновения.
— Что стало отправной точкой вашего профессионального выбора — первые занятия музыкой, любимый педагог или концертная практика? Как вы пришли в УрГПУ?
— У меня, если честно, особого выбора не было. Когда мама — концертмейстер в театре оперы и балета, а папа — дирижер, всё решается само собой. Я с детства проводил время за кулисами театра, в балетном классе ползал между ножек рояля, пока мама аккомпанировала. Так что можно сказать, что музыка была со мной всегда. Учился я в спецшколе-десятилетке при Уральской консерватории, потом поступил в Свердловское музыкальное училище имени Чайковского. После окончания с красным дипломом поступил на факультет музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета. Здесь началась моя настоящая профессиональная жизнь. А сегодня я руковожу Институтом искусств УрГПУ, совмещая преподавание с административной деятельностью, концертами и авторскими проектами.
— Ваши студенты — творческие натуры. Как вы находите баланс между педагогической строгостью и бережным отношением к их внутреннему миру?
— В Институте искусств невозможно работать по шаблону. Наши студенты — очень разные: одни эмоциональные, ранимые, другие более собранные и дисциплинированные. Поэтому индивидуальный подход — это основа всего обучения. Большинство практических занятий у нас проходит в формате тет-а-тет: учитель и ученик. Здесь невозможно не учитывать личностные особенности: кому-то нужно помочь раскрыться, кого-то, наоборот, чуть притормозить, направить.
— Есть ли у вас личное правило, девиз или убеждение, которому вы следуете в профессии и в жизни?
— У меня есть несколько жизненных принципов. Первый простой: не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. Звучит банально, но этот принцип меня еще ни разу не подводил — он дисциплинирует и помогает двигаться вперед. Второй — это позитивный настрой. Люди с позитивом, как правило, избегают многих проблем — они просто проходят мимо них.
— Какими достижениями студентов вы гордитесь как педагог?
— Я бы назвал это достижениями всего нашего университета. Многие выпускники Института искусств сейчас работают педагогами в общеобразовательных школах и гимназиях, преподают в детских музыкальных школах и школах искусств, в высших учебных заведениях. Почти в каждом музыкальном театре Екатеринбурга работают ребята, окончившие наш институт.
— Если оглянуться на ваш профессиональный путь, что бы вы назвали главным достижением лично для себя?
— Если пройтись по главным вехам, то, конечно, одно из самых значимых достижений для меня — защита кандидатской диссертации по педагогике. Потом последовали ученые звания — доцента, а затем и профессора. Честно скажу, я этим горжусь: в 35 лет я уже возглавил институт, а в 38 получил звание профессора. Для нашей сферы — это довольно молодой возраст. Еще один важный пласт моей жизни — конкурсы. Я становился лауреатом и дипломантом всероссийских и международных конкурсов по фортепиано сольно, в ансамбле и как концертмейстер.
— Искусство требует постоянного вдохновения. Что помогает вам не терять эту внутреннюю энергию — есть ли у вас хобби, занятия, которые подпитывают вас как музыканта и педагога?
— Увлечений у меня, честно говоря, много. Люблю фотографировать, играю в шахматы, спортом занимаюсь. Но, пожалуй, самое необычное мое хобби — это дайвинг. С детства меня тянуло к воде: я рос на документальных фильмах Жака-Ива Кусто и всегда мечтал увидеть своими глазами тайны глубин. Так я решил пройти обучение и научиться нырять с аквалангом, и с тех пор это стало частью моей жизни.
Мы ныряем в основном на Урале — в Шиловских карьерах под Нижним Тагилом, эти места считаются своего рода «дайверской Меккой» — сюда приезжают даже из других областей России. В прозрачной голубой воде скрываются затопленные объекты: самолет-кукурузник, железнодорожные вагоны, машины, мотоциклы. Погружения получаются не просто красивыми, а по-настоящему захватывающими. Иногда ныряем на Тургояке.

А еще запомнилось погружение в Ординскую пещеру — одну из крупнейших подводных пещер России, протяженностью более четырех с половиной километров. Полная тьма, только свет фонарей и узкие тоннели, по которым иногда приходится ориентироваться на ощупь. Погружения в Баренцевом море под Мурманском и Японском море под Владивостоком запомнились невероятной и разнообразной фауной!
Дайвинг для меня — это полное переключение, момент вдохновения. Под водой будто оказываешься в другом мире, где царит невесомость, и ты действительно летишь — единственное место на Земле, где можно по-настоящему почувствовать, как можно лететь и не падать.
Ранее «Областная газета» писала о том, что горняки выиграли в конкурсе «Студенческий стартап».
