Феномены явки: продолжаем обсуждать ход выборов свердловского губернатора с экспертом Ильей Горфинкелем

С ним беседует главный редактор «ОГ» Александр Лакедемонский

Директор Центра общественных связей Президентской академии на Урале и политический эксперт Илья Горфинкель и главный редактор «ОГ» Александр Лакедемонский продолжают обсуждать ход выборов губернатора Свердловской области. Ровно 30 лет назад на первых выборах губернатора Свердловской области Илья Максимович в качестве аналитика трудился в штабе будущего главы региона Эдуарда Росселя. А пять лет спустя в другом регионе вместе с будущим главредом «ОГ» работал на губернаторской кампании, исход которой в дальнейшем во многом повлиял на историю развития как минимум столицы нашей Родины. Очередной разговор — о том, какие факторы на самом деле определяют явку.

— В последние годы мы наблюдаем, что избирательные кампании регионального уровня, в том числе глав субъектов РФ и городов, приобретают черты скорее референдумов, когда речь идет об уровне доверия граждан к конкретному кандидату. В прежние годы выборы были состязанием взглядов и программ разных людей. И считалось, что при наличии такой конкуренции интерес у избирателей к выборам, соответственно, выше, выше и явка. Так ли это?

— Вы знаете, как ни странно, нет. Если проанализировать результаты кампаний по выборам губернатора, то мы увидим, что явка практически не зависит от уровня конкурентности.

В этом году отмечается 30‑летие первых прямых выборов губернатора Свердловской области. Там конкурировали между собой три равных по силам кандидата. Выборы проходили в два тура, достаточно жестко, прекрасно это помню. В первом туре до последнего было непонятно, кто пройдет дальше. Казалось бы, к финалу интрига должна быть еще выше. И что мы увидели в итоге? Явка в первом туре составила тогда 37%, во втором — 33%.

Сейчас ситуация, как мы понимаем, другая. Тем не менее уровень активности избирателей в 1995 году и сейчас сопоставим: по первым двум дням голосования наблюдаем показатель в 31%. Легко предположить, что примерно в этом же диапазоне будет итоговая явка — где-то до 40%. Это означает, что есть определенная когорта избирателей, которые считают для себя значимым участие в выборах главы региона вне зависимости от того, каков сюжет таких выборов. С этой группой избирателей практически все кандидаты и должны работать, и они это делают.

И второй важный момент, на который я бы хотел обратить внимание. Очень много разного рода соображений, иногда спекуляций относительно того, что некоторым кандидатам выгодна низкая явка, а некоторым — высокая. Поэтому для одних целесообразно ее «сушить», а для других — наращивать. Но электоральная практика говорит о том, что в большинстве случаев такие утверждения достаточно условны.

Явка на выборах губернатора Свердловской области составила 36,27%

Общая явка избирателей в Свердловской области, где выбирают губернатора, в третий день голосования, по...

Татьяна Мерзлякова побывала на избирательных участках Екатеринбурга в третий день выборов

Сопредседатель Центра общественного наблюдения Татьяна Мерзлякова в третий день выборов продолжила объезд избирательных участков. Омбудсмен...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также