Одним из приоритетных направлений для Законодательного cобрания остается социальная защита населения. Председатель комитета по социальной политике Вячеслав Погудин рассказал «Областной газете» об особенностях работы комитета, принятии бюджета, взаимодействии с муниципалитетами и оценил тот путь, который прошел свердловский парламентаризм за последние 30 лет.
— Вячеслав Викторович, что побудило Вас принять участие в выборах и стать депутатом Законодательного Собрания?
— Думаю, мое участие, в выборах в Законодательное cобрание Свердловской области не было случайным. По сути, это продолжение выбранного когда-то жизненного пути, но только на другом уровне. При избрании в 2011 году я имел за плечами опыт, который очень пригодился в депутатской деятельности: работа детским хирургом, главным врачом, а затем первым заместителем главы Нижнего Тагила по социальным вопросам. Социальная поддержка населения, здравоохранение и образование, культура, спорт и молодежная политика — вот тот круг вопросов, которые находились в сфере моего внимания. Мне были понятны проблемы, которые требовали своего законодательного решения.
— Не так давно был принят бюджет области. Он вновь носит ярко выраженный социальный характер. Скажите, пожалуйста, с чем это связано?
— Оглядываясь назад, скажу, что во все времена социальные вопросы были в приоритете. Они и сегодня остаются ключевыми в государственной политике. Что такое социальная политика? Это создание условий для человека, чтобы он мог реализовать себя и свои жизненные планы, успешно, опираясь на те возможности и поддержку, которые предоставлены государством. Исходя из понимания важности этой сферы, логично, что расходы бюджета направляются в первоочередном порядке. В этом году 62,1% (262,7 млрд. руб.) расходов областного бюджета — это средства, которые идут в социальную сферу. И такая пропорция в целом сохраняется на протяжении всех 12 лет, что я работаю в Заксобрании. Сейчас бюджет области свыше 400 млрд. рублей, вот и представьте масштаб затрат на социальную сферу. Я считаю это абсолютно правильным, так как это прямые вложения в человека, в семью, в будущее нашего региона.
Социальное лицо бюджета говорит о главном векторе проводимой политики на законодательном и исполнительном уровнях власти в целом.
Это большой спектр социальной помощи, выплат, пособий, мер государственной поддержки различным категориям людей, это и ветераны и люди с ограниченными возможностями здоровья, многодетные семьи, это участники СВО и их семьи, ветераны боевых событий — это целый перечень.
И они получают поддержку на основе принятых региональных законов. Это создание необходимых условий для развития важнейших отраслей в регионе — образования, здравоохранения, культуры и спорта.
— Каковы особенности работы комитета по социальной политике?
— Думаю, что это особый ритм работы комитета и высокая законотворческая активность. Так, в 2023 году комитетом рассмотрено и рекомендовано к принятию Законодательным cобранием 38 законопроектов, которые приобрели статус Закона Свердловской области. Законы, регулирующие общественные отношения в социальной сфере, всегда сложны и требуют широкого обсуждения и детальной подготовки. Мы пониманием, что принятие социальных законов влияет на жизнь человека напрямую. Не косвенно, не через какое-то время, а практически мгновенно. И мы были бы не правы, если бы эти законы появлялись в тиши кабинета, без широкого участия общественности. Сама по себе сложность и ответственность задач, которыми занимается комитет по социальной политике, диктует и условие — участие населения, профессиональных объединений и общественных организаций в обсуждении законопроектов. Это гарантия, что закон будет долго жить, что он хорошо выверен, и что он ни в коем случае не нарушит социальное равенство, то есть будет поддержан населением и будет приносить ту пользу, на которую мы рассчитываем.
Именно поэтому Комитет активно использует в своей работе такие формы, как проведение депутатских слушаний, «круглых столов», рабочих групп, выездных заседаний комитета по актуальным вопросам.
— Как строится работа с исполнительными органами власти, с муниципалитетами?
— Безусловно мы тесно работаем с правительством области. Сотрудничество идет постоянно, ежедневно с конкретными министерствами. Работа выстроена хорошо. Есть дискуссии, обсуждения, иногда даже споры, но каждый имеет свои полномочия, а главное — у нас единые задачи, определенные национальными проектами в различных сферах жизни и программой социально-экономического развития области, утвержденной губернатором.
В то же время мы все депутаты от конкретных муниципальных образований и черпаем для себя много необходимой информации о нерешенных вопросах, которые есть в территориях. Когда идет обсуждение бюджета, мы рассматриваем не только системные, общеобластные вопросы, но и те вопросы, которые поднимают главы муниципалитетов. Принимаются совместные решения по строительству детских садов и школ, больниц, благоустройство территорий, строительство дорог и другие.
— Вы один из самых опытных депутатов Заксобрания. На Ваш взгляд, как изменился качественно состав регионального парламента за последние годы?
— Это третий созыв в моей депутатской деятельности. Безусловно, можно сравнивать, сопоставлять, делать определенные выводы. В нынешний состав избраны депутаты разной профессиональной принадлежности: это врачи, промышленники, предприниматели, работники культуры, образования. Много молодых депутатов, которые уже имеют определенный жизненный опыт. На мой взгляд, состав работоспособный, эффективный и, как вы знаете, многопартийный.
— Каким профессиональными компетенциями должен обладать депутат?
— Хорошо, если депутат обладает юридическими знаниями. Но, гораздо важнее, когда человек имеет за плечами определенный жизненный и профессиональный опыт. Профессия — это не только знания, умения, навыки, но и практика работы в коллективе на достижение главной цели.
Ну и главное, одно из условий успешной работы в парламенте — искреннее желание помогать людям, решать непростые вопросы развития области или территории. И очень хорошо, если у депутата есть своя точка зрения, выверенная жизненным опытом.
Законодательной власти Свердловской области исполняется 30 лет. Можете ли Вы дать общую оценку тому пути, который прошел свердловский парламентаризм?
Мы знаем, что это был трудный и в то же время интересный и успешный путь развития — период формирования новой государственной политики, активного законотворчества. Многие реформы проводились в стране в тот период в сложных условиях экономического кризиса. Социальные проблемы были накалены до предела: невыплата зарплаты, пенсий и так далее. Это то время, которое потребовало от наших предшественников принимать региональные законы в отсутствие федеральных, так как сама жизнь диктовала эту необходимость.
Так, в 2005 году был принят закон о защите прав ребенка. Это был первый такой закон, появившийся в России. А закон был очень необходим. Многие помнят эти годы — период беспризорности, попрошаек на улицах, отторжения детей из неблагополучных семей, которое привело к росту сиротства. С этим необходимо было бороться, преодолеть, а без законов, которые бы защищали права ребенка на образование, здоровье и достойную жизнь, просто невозможно.
Прошли годы, но активная поддержка материнства и детства со стороны государства остается важнейшим делом. Это социальная помощь семье буквально с рождения ребенка, семьям приемных родителей и опекунов, а также семьям, воспитывающих детей с инвалидностью.
В поле зрения законодателей по-прежнему остается создание оптимальных условий для детей, обучающихся в школах и колледжах, в том числе по организации горячего питания из средств областного бюджета.
Мы пришли к 30-летию с прочной законодательной базой. Сегодня наш регион уважают, потому что многие наши законы были новаторскими и остаются такими. Работа идет профессионально, слаженно. Для нашего парламента свойственна преемственность законотворческих традиций, мы их ценим и сохраняем. Большую поддержку в сохранении этих традиций оказывает председатель Законодательного cобрания Людмила Валентиновна Бабушкина.
Уверен, что в сегодняшних достижениях Свердловской области вклад областной законодательной власти очевиден!
Ранее депутат Альберт Абзалов рассказал «Областной газете» о том, почему предпочитает избираться по одномандатному округу.
Опубликовано в № 15 (9826) от 26 января 2024 года.