Донорство помогает спасать множества людей, которые стали жертвой несчастного случая или безжалостной болезни. Их жизнь зачастую зависит от капли чьей-то горячей крови. О истории переливания крови, о свердловских донорах, о пользе донаций рассказал «ОГ» и. о. главного врача Областной станции переливания крови Максим Галимов.
— Максим Львович, у доноров два профессиональных праздника — Национальный день донора в апреле, и Всемирный день донора в июне. Чем это вызвано?
— Это объясняется двумя важными событиями в истории переливания крови. 20 апреля 1832 года молодой петербургский акушер Андрей Вольф провел первое в России успешное переливание роженице крови ее мужа. Прежде подобные медицинские манипуляции заканчивались либо гибелью реципиента, либо тяжелыми осложнениями.
Международный день донора учрежден в честь австрийского ученого Карла Ландштейнера, который родился 14 июня 1868 года. Именно он в 1900 году открыл три группы крови. Это позволило осознанно подбирать доноров и реципиентов, сделало переливания крови более безопасными. Хотя исключить трагические последствия удалось лишь много десятилетий спустя. Сначала была открыта четвертая группа крови, в первой половине ХХ века — резус-фактор. Сейчас известно более 200 антигенных систем крови, и современная медицина уже не может обойтись без переливаний крови.
— Было время, когда заготавливали и переливали цельную кровь. А как сейчас?
— Сейчас мы разделяем кровь на три базовых компонента: эритроциты, тромбоциты и плазму, и реципиентам переливают только то, что необходимо в том или ином случае. Так что донор, сдавая кровь, каждый раз спасает, как минимум, три жизни. Кроме того, компоненты крови используются для изготовления лекарственных препаратов, например альбумина и иммуноглобулина.
— Разделение крови на компоненты происходит после ее забора или в процессе?
— По-разному. В последние годы произошла модернизация службы крови. Медсестра вводит иглу в вену донора, а дальше работают автоматические системы, которые контролируют процесс. Или производится классический забор цельной крови в пакет. Мы ее впоследствии обрабатываем, разделяем на компоненты. А есть специальные аппараты, которые в процессе сдачи крови сразу отбирают, допустим, только плазму, или эритроциты, или тромбоциты.
— В каких областях медицины применяются компоненты крови?
— Безусловно они необходимы практически во всех видах хирургии, трансплантологии, нередко при родовспоможении, а также при определённых хронических заболеваниях — онкологических, гематологических. Лечение онкогематологических пациентов без использования компонентов крови вообще невозможно. Ведь перед пересадкой костного мозга необходимо сначала полностью «убить» кроветворную систему больного, которая работает неадекватно, и потом заменить ее новой — донорской, здоровой. Процесс это длительный, он требует переливания большого количества тромбоцитов, других компонентов крови. В итоге иногда даже группа крови у реципиента меняется. Но эта технология реально спасает людские жизни.
— В свое время много надежд возлагали на искусственную кровь, но пока они не оправдались. Основная надежда по-прежнему на доноров?
— Без доноров медицина еще долго не сможет существовать. По статистике каждый третий житель планеты рано или поздно сталкивается с необходимостью переливания крови. Так что человечество в целом без доноров тоже не выживет. Во всём мире заготавливается огромное количество донорской крови. По этому показателю Свердловская область занимает второе место в России. На территории нашего региона проживает более 4,5 млн человек, у нас хорошо развита медицина, в том числе и высокотехнологичные ее виды. Все это требует больших ресурсов в плане заготовки компонентов крови. К счастью, народ у нас очень отзывчивый. Наша область — в числе лидеров по количеству доноров, их у нас более 30 тысяч.
— Как строится работа с ними?
— Нам нужны, в первую очередь, люди, которые сдают кровь регулярно. Они относятся к донорству ответственно, следят за своим здоровьем. У нас есть реестр доноров, все они протипированы по системам крови, мы знаем, к кому обратиться при чрезвычайных ситуациях или по запросу больницы, которой срочно потребовалась кровь редкой группы, а они готовы явиться на станцию по первому нашему зову.
Конечно, мы проводим массовые акции по пропаганде донорства, в которых может принять участие любой желающий, и чем больше их будет, тем лучше. Но избыток заготовленной крови — это почти так же плохо, как и ее недостаток. Поэтому упор мы делаем на плановую работу. Запись на донацию ведется либо по телефону или на портале Госуслуги. Может так случиться, что в тот или иной день забор крови определенной группы не ведется, но срочно требуется другой. Наши «кадровые» доноры относятся к этому с пониманием.
— Кто может стать донором и как это сделать?
— Любой совершеннолетний гражданин Российской Федерации, не имеющий медицинских противопоказаний. Верхняя планка участия в донорстве законом не ограничена. Поэтому даже 70-летний человек, если он здоров и успешно пройдет обследование, сможет сдать кровь.
— Часто вы отказываете человеку в возможности сдать кровь?
— Отводы бывают временные и постоянные. К первым относятся хронические и инфекционные заболевания в стадии обострения, беременность, грудное вскармливание. Или, допустим, человек недавно перенес тяжелую болезнь, операцию, и у него низкий гемоглобин. Но потом он восстановился и может сдавать кровь. Кстати, любителям татуировок нужно учесть, что с момента ее нанесения до донации должно пройти не менее 120 дней.
Постоянный отвод получают люди с ВИЧ, со злокачественными новообразованиями и сердечно-сосудистыми заболеваниями. С полным перечнем противопоказаний можно ознакомиться на нашем официальном сайте.
— До сих пор вокруг переливания крови существует немало страхов. Один из них — с чужой кровью можно получить вирус, инфекцию.
— В прежние годы, к сожалению, такое случалось. Но сейчас благодаря областному министерству здравоохранения внедряются системы тестирования, которые полностью исключают риск передачи инфекций. Каждый образец донорской крови проходит обследование на сифилис, гепатиты В и С, ВИЧ на сверхчувствительных аппаратах, которые способны обнаружить инфекцию через три дня после заражения. Все заготовленные компоненты обязательно исследуются.
Плазму крови помещают на карантин и лишь после повторного обследования донора, убедившись, что в его крови нет вирусов, инфекций, бактерий, отправляют в больницы для использования.
— Есть и другой страх — донорство вредно, оно ведет к истощению организма.
— Наоборот, забор небольшого количества крови стимулирует кроветворение, организм обновляется. Вспомните кровопускания, которые древние врачеватели применяли в лечебных целях — эта процедура и сейчас используется в клиниках при определенных заболеваниях. Но это не означает, что на станцию переливания крови можно прийти полечиться. Мы принимаем только здоровых людей. И строго следим за соблюдением количества донаций и интервалов между ними. Женщины могут сдавать цельную кровь четыре раза в год, мужчины — пять раз, с перерывом не менее 60 дней. Этого времени достаточно для полного восстановления. Сдавать кровь или ее компоненты чаще при всем желании не получится. В России создана единая база доноров, и мы видим, кто, где и когда сдавал кровь — хоть в Москве, хоть на Дальнем Востоке.
— Как правильно восстанавливаться после сдачи крови?
— Каких-то специальных мер предпринимать не надо. Мы просто рекомендуем пить больше жидкости чтобы компенсировать объём циркулирующей крови. Ну и еще включать в рацион мясо, зеленый салат, чтобы компенсировать железо.
— В стране создан Регистр доноров костного мозга. Свердловчане в нем есть?
— Уже немало. Донорство костного мозга, как и донорство крови, является добровольным, анонимным и безвозмездным. Но более сложным. Поэтому решение нужно принимать осознанно. Человек должен быть готов при необходимости поехать в другой город, где находится пациент, пройти множество исследований, согласиться на непростую процедуру.
Пересадка костного мозга — это безальтернативный вариант лечения онкогематологических заболеваний. В областных клиниках Екатеринбурга такие операции делают достаточно часто, и удачных случаев много. За это огромное спасибо донорам.
— Практически во всех странах мира, в том числе и у нас, донорство осуществляется на безвозмездной основе. Почему?
— Опыт показывает, что стоит разрешить сдавать кровь за деньги, так сразу подтягиваются асоциальные личности, скрывающие наличие имеющихся заболеваний. А если они здоровы, то планировать работу с ними невозможно, в любой момент они могут бесследно исчезнуть. Поэтому донорство не оплачивается, но действует система компенсаций и привилегий.
В день сдачи крови и ее компонентов, а также в день медицинского обследования донор освобождается от работы с сохранением за ним среднего заработка. Сразу после сдачи крови или ее компонентов донор получает крепкий сладкий чай с печеньем и 800 рублей на обед. Кроме того, по закону Свердловской области после каждой третьей кроводачи выплачивается три тысячи рублей.
За определенное количество донаций присваивается звание Почетного донора, которое дает ряд льгот и ежегодную денежную выплату.
— Наверняка у тех, кто будет читать это интервью, возникнет вопрос: а среди сотрудников вашего учреждения много доноров?
— Практически все. И Почетных доноров у нас много. Во-первых, было бы неэтичным призывать земляков сдавать кровь, а самим оставаться в стороне. Во-вторых, донации действительно полезны.
Личный опыт
Обозреватель «Областной газеты» Михаил Батурин во время подготовки репортажа на Областной станции переливания крови смог пообщаться с людьми, которые решили стать донорами костного мозга. Шанс найти человека с подходящим генотипом — примерно один на десять тысяч. Чем больше людей пройдут типирование и попадут в единую базу, тем больше возможных доноров будет представлено в федеральном регистре. Соответственно, тем больше шансов найти подходящих доноров и спасти жизни смертельно больных пациентов, нуждающихся в пересадке костного мозга.
Одним из добровольцев стал тогда Кирилл Леонов:
— Я сдавал кровь неоднократно. А теперь… Мой товарищ болен: рак крови. Я понимаю, как это необходимо, что это реально может помочь кому-то вылечиться. Думал серьезно о том, чтобы стать донором костного мозга: советовался с родными, изучал информацию. Что останавливало? Скорее всего, незнание: как все происходит, насколько все безболезненно, насколько реально это помогает людям. Не знаю, как быстро может понадобиться именно моя помощь. Моему другу донора искали почти девять месяцев.
Вступить в регистр доноров костного мозга может любой человек в возрасте от восемнадцати до сорока пяти лет. Донорство стволовых клеток костного мозга анонимно, добровольно и безвозмездно.
Ранее «Областная газета» писала о том, что Свердловская область признана лучшей в развитии донорства крови и костного мозга.
Опубликовано в №125(9936) от 13 июня 2024 года.