Физики из УрФУ стали соавторами работы о новой структурной форме наноуглерода

Физикам из России и Китая удалось совместить наночастицы углерода с трехмерной тетраэдрической связью (как в алмазе), которые имеют плоскую 2D-структуру. Открытие поможет создавать наноматериалы нового типа (для сенсоров, датчиков, информационных систем). Соавторами исследования выступили пять сотрудников УрФУ.

Описание новых наноточек опубликовано в журнале Royal Society of Chemistry Королевского химического общества Великобритании. Работу поддержал Российский научный фонд, сообщает пресс-служба Уральского федерального университета.

«Научная новизна и суть работы состоят в том, что, используя исходный материал двух типов — однослойные и многослойные нанотрубки из графена — и технологию лазерной абляции (дробление материала под действием лазерного излучения), мы получили наночастицы углерода с трехмерной связью, как в алмазе. При этом точки имеют плоскую 2D-структуру. Это крайне необычный эффект, совершенно иной характер связи по сравнению с подобными наночастицами на основе графена», — рассказал один из соавторов исследования, руководитель лаборатории «Гибридные технологии и метаматериалы» УрФУ Анатолий Зацепин.

Новые наноточки можно использовать для получения углеродных наноматериалов нового типа, для изготовления электронных, фотонных, оптических, комбинированных оптоэлектронных компонентов, устройств, датчиков, сенсоров, в информационных системах. Результаты исследования также можно применить в биологии и медицине.

Как поясняют ученые, квантовые точки обладают хорошей совместимостью с биологическими тканями человеческого организма, поэтому могут быть использованы для диагностики и терапии различных заболеваний, в том числе как маркеры и биосенсоры при обнаружении и визуализации раковых опухолей. Их можно вводить в организм человека в виде суспензий, доставлять до больного органа и осуществлять процесс лечения методом фотонной терапии.

Сотрудники лаборатории планируют продолжить исследования в этой сфере. Их цель — получить функциональные метаматериалы с новыми углеродными квантовыми точками.

Ранее «Областная газета» писала, что ученые УрФУ создали новый способ синтеза молекул.

Свердловский эксперт поделился мнением о том, что в регионе нужен комплекс мусороперерабатывающих заводов