— Лариса Александровна, почему было создано «Движение Первых»?
— Все достаточно просто. Большая организация — большие ресурсы и возможности. В 2020 году, когда началась пандемия, стало очевидно, что в момент серьезных испытаний, перед лицом глобальных вызовов, в нашей большой стране разрозненные детские и молодежные организации, которые действуют автономно друг от друга, самостоятельно не способны решать масштабные задачи. В такой стране как Россия просто необходимо одно большое, мощное движение, которое сможет объединить все организации и всех добровольцев.
— Российское движение школьников не смогло ее заменить?
— Предпринятая попытка в виде РДШ себя, к сожалению, не оправдала. Честно скажу, нас оттолкнула трехбуквенная аббревиатура и ограничение для участников только школьными границами. Кроме того, РДШ имело какой-то общественный статус, развивалось без серьезной поддержки государства, не имело многопрофильности и разноуровневости. А «Движение Первых» зародилось с двух сторон. С одной стороны, это была инициатива снизу, то есть дети сами хотели, чтоб это движение было. А с другой, инициатива была поддержана на самом высшем уровне, Президентом Российской Федерации, который действительно услышал и понял, что нужно возродить одно движение, объединяющее всех.
— Какие задачи у нового движения?
— Задача «Движения первых» — объединив все существующие формы детской, молодежной активности, создать новые, магистральные направления для поддержки и развития детей и молодежи. Никто не сказал, что это простая задача. Задумайтесь: как создать такое пространство, чтобы любой молодой человек мог проявить свои способности и приложить силы в самых разных делах и направлениях? А затем выбрать для себя то, что именно ему больше всего нравится. В новом движении есть понятная сетка конкурсов, профильных смен в федеральных детских центрах, есть начальное понимание, как двигаться с одного уровня на другой.
— Как родилось название «Первые»?
— Это произошло на первом съезде. Мы изначально поддерживали и поддерживаем восстановление исторической справедливости, и, на мой взгляд, было бы лучше, если б вернулось название «Пионерия». Потому что пионерская организация и в период своего начального становления, и в период Великой Отечественной войны, и в послевоенное время воспитывала детей на правильных, нравственных ценностях. Но на съезде предложили название «Первые», то есть перевели слово «пионер» с английского на русский язык. Такой вариант нас тоже устроил.
— В чем сходства и различия «Движения первых» и пионерии?
— XXI век — это эпоха искусственного интеллекта, развития информационных технологий. Сейчас есть множество вариантов активностей для детей с учетом не только реального мира, но и виртуального, — такого, конечно, в пионерской организации не было. Но было то, что ценно и сегодня: дружба, товарищество, коллективные творческие дела, система подготовки вожатых, летние пионерские лагеря, множество тематических направлений занятий с детьми. Даже переход из той же пионерской организации в комсомольскую был понятен для ребят. На мой взгляд, новое движение не дублирует пионерию, но вбирает в себя очень многое из нее. И это правильно, потому что нельзя расти вверх, не имея корней, отрицая свою историю. Существуют разные реакции на «Движение Первых», но организация только зарождается, конечно, ей сложно, очень много проблем. Уверена, что со временем история все расставит по местам.
Беседовала Мария Мухлынина, школа № 113, Екатеринбург