Журналисты «Областной газеты» приняли участие в работе образовательных треков Форума рабочей молодежи

Форум прошел в Качканаре с 11 по 13 июля

Образовательная программа форума состояла из шести треков, за каждым из которых был закреплен эксперт. Участники разделились на рабочие группы и в течение трех дней занимались разработкой собственных проектов. Их они защищали перед комиссией, в состав которой вошли: Денис Протасов, директор департамента молодежной политики, Наталья Лытина, директор ГАУ МП СО «Региональный молодежный центр», Кирилл Касимов, заместитель главы Качканарского муниципального округа по экономике и стратегическому развитию, Вадим Чикунов, начальник отдела по планированию и подбору персонала ЕВРАЗ КГОК.

На выступление участникам было отведено по семь минут, после чего члены комиссии задавали вопросы и давали обратную связь. Некоторые из проектов в дальнейшем будут реализованы на предприятиях. Подробнее о каждом треке — в материале журналистов «Областной газеты».

Патриотические проекты

Алексей Елохин, заместитель директора Регионального центра патриотического воспитания имени Героя России Игоря Родобольского:

«Патриотизм — это не обязательно только военные проекты. Спортивные мероприятия, экология, благоустройство, забота о здоровье — то, что делает наш мир лучше. Главное —начать с себя. Любовь к Родине — это не слова, а личный пример. Я одиннадцать раз ездил с гуманитарной миссией на территорию СВО, отвозил машины, помощь. Сын окончил пограничное училище, служит. Никаких лозунгов — только действия».

Цель трека — показать, что каждый рабочий на производстве не просто выполняет план, а вносит вклад в развитие своей Родины. Особое внимание уделяется возрасту сотрудников. На треке обсудили, как вовлечь в патриотические проекты именно молодежь. Патриотизм должен стать ежедневным делом, считают участники этого направления.

«Патриотизм для меня — не пустое слово, — поделился Андрей Помазкин, начальник участка в сфере энергетики Качканарского ГОК (ЕВРАЗ). — С детства горжусь своей семьей: дед был гвардейским сержантом, прошел войну, дошел до Кёнигсберга. Бабушка трудилась на заводе, изготавливала снаряды. Эти примеры воспитывали во мне любовь к Родине. Это не только армия. Патриотизм про то, как ты относишься к своему городу. Даже не мусорить, донести бумажку до урны — уже проявление любви. Я сам участвую в субботниках и дома, и на предприятии. Это пусть и маленький, но вклад».

Патриотические проекты помогают молодежи из малых городов ощутить свою значимость и вклад в развитие страны. Это особенно важно в условиях глобальных вызовов и необходимости укрепления национальной идентичности.

«Важно понимать, как патриотизм воспринимается молодежью в разных городах, — рассказывает участница трека, директор загородного оздоровительного лагеря „Солнечный“ Наталья Леонтьева. — Для нас, представителей малых территорий, такие форумы — возможность услышать другие мнения, почерпнуть идеи, поделиться опытом. Патриотизм — это и любовь к своему городу. Участие в благоустройстве, городских проектах, экологических инициативах — это тоже про Родину. Главное — спрашивать у молодежи, что они сами хотят, и помогать воплощать это. Участники трека разработали концепцию патриотического фестиваля с элементами иммерсивного театра „Дорогами героев“. Команда рассчитывает вовлечь в патриотические мероприятия как можно больше молодых людей».

Связь поколений: наставничество на предприятии

Дмитрий Чайкин, участник форума, сотрудник Каменск-Уральского металлургического завода (КУМЗ):

«Я хотел узнать про новые управленческие решения, мне как сотруднику предприятия важно, чтобы оно развивалось и к нам приходили новые люди. На форуме у меня появилась прекрасная возможность познакомиться с коллегами и обменяться опытом. Мы узнали, как лучше работать с новичками на предприятии, как упростить для них процесс адаптации. Мне также было интересно узнать, как самому подступиться к наставничеству, потому что одно дело работать самому, а совсем другое — обучить своему делу молодых сотрудников».

Наставничество — это эффективный способ сохранить корпоративные знания, ускорить адаптацию новых сотрудников и укрепить связь между поколениями.

Команда предложила систему наставничества, которая поможет передать опыт старшего поколения молодым сотрудникам. Участники трека выделили основные проблемы наставничества на предприятиях — такие как недостаточная мотивация сотрудников становиться наставниками, маленькая оплата или ее отсутствие. Некоторые команды отметили, что не всегда на производстве получается находить время, чтобы помогать младшим коллегам без ущерба рабочему процессу. Эти и другие проблемы в ходе дискуссии постарались решить.

В процессе работы участники обсудили главный вопрос, актуальный на многих предприятиях: как сделать наставничество частью корпоративной культуры. А также рассмотрели форматы наставничества, обсудили систему передачи опыта и идею создания общей базы знаний для новых сотрудников.

В финале форума команда представила итоговый проект, который назывался «Адаптеры 3.0». Он направлен на снижение уровня текучки кадров в течение первого года на 15%, повышение удовлетворенности адаптацией среди новичков до 85%, а также запуск пилотных программ наставничества с января 2026 года.

Профориентация: привлечение и развитие молодежи в компании

Максим Палькин, куратор профориентационного трека:

«Мы обсуждаем, как вовлекать сотрудников в проекты в сфере молодежной политики, особенно если мероприятия проходят в нерабочее время и не оплачиваются. Мы говорим с молодежью о перспективах: о возможности строить карьеру внутри предприятия не только по основной профессии, но и в смежных сферах, включая социальную активность, молодежные инициативы, участие в профсоюзах. По итогам трека участники создадут образовательную программу. Она будет включать методы привлечения и адаптации молодых сотрудников, механизмы горизонтального и вертикального роста, а также идеи по популяризации молодежной политики. Профориентационный трек — один из самых массовых на форуме».

Трек объединил свыше 200 активных и целеустремленных представителей молодой рабочей силы со всей Свердловской области. Основной задачей команд стала разработка эффективных программ для привлечения специалистов в компанию и поддержки их профессионального роста. Проекты участников направлены на создание привлекательных условий для молодых специалистов, укрепление лояльности сотрудников и обеспечение устойчивости бизнеса в долгосрочной перспективе.

«Наш проект направлен на школьников и студентов техникумов и колледжей. Мы хотим проводить индивидуальные тренинги и мастер-классы, помогающие узнать больше о профессиях. Планируем разработать методические рекомендации и сотрудничать с Серовским металлургическим заводом и Серовским ферросплавным заводом, крупнейшими в нашем городе», — рассказала одна из участниц трека и будущий педагог Яна Гаврикова.

По итогам работы на форуме участники трека подготовили общий проект «Как создать систему наставничества на предприятии». Его цель — разработка комплексной системы сотрудничества между образовательными учреждениями, предприятиями и молодежью (школьниками, студентами и молодыми специалистами) для формирования кадрового резерва и снижения дефицита квалифицированных сотрудников.

Корпоративные СМИ

Алёна Чехомова, медиапедагог, руководитель студии молодежных медиа «ГРОМКО» (Дворец молодежи, Екатеринбург), руководитель Свердловского регионального отделения Лиги юных журналистов:

«Молодежь активно включается в беседу, даже если ранее с корпоративными медиа не сталкивалась. Это актуальное направление, важное для формирования корпоративной культуры. Один из инструментов, который мы использовали, — социальная реклама. Творческий потенциал у людей высок, поэтому мы старались, чтобы участники захотели его раскрыть. За три дня форума ребята — их по спискам 49 человек — создали социальный плакат и видеоролик. Выбор тем не был привязан к профессиям. И это правильно: важнее говорить о том, что действительно волнует. Кто-то выбрал тему помощи бездомным животным, кто-то — борьбу с подростковым мошенничеством, кто-то — здоровый образ жизни. Эти темы актуальны и в обществе, и внутри рабочих коллективов».

Корпоративные СМИ — это мощный инструмент для внутренней коммуникации и формирования лояльности сотрудников. В эпоху цифровизации важно уметь доносить информацию быстро и эффективно.

Участники трека разработали концепции корпоративных медиа, которые помогут укрепить корпоративную культуру, информировать сотрудников о важных событиях и создавать позитивный имидж компании.

«Корпоративные медиа разрушают стереотипы о заводах как о „грязных местах с мазутом“, — делится впечатлениями участница трека, мастер кузнечно-прессового цеха № 1 Серовского механического завода Анна Чеснокова. — Мы показываем, что здесь работают сильные, активные молодые люди, здесь есть развитие, поддержка, настоящая команда. Последние три года я активно веду соцсети, занимаюсь благотворительностью. Работаю на заводе девять лет, сейчас я мастер: в подчинении 70 человек, могу и сама встать за станок. У нас есть заводская газета „Трудовая вахта“ и телеграм-канал. Я постоянно передаю туда информацию — например, о спортивных достижениях ребят из моего цеха. Мы собираем деньги на лечение детей сотрудников. Одной девочке заменили тазобедренный сустав за четыре дня — собрали 350 тысяч. У меня ребенок с РАС, и я знаю, как важна поддержка».

Итогом работы трека стала идея провести региональный фестиваль социальной рекламы среди молодежи промышленных предприятий Среднего Урала «Рабочий говорит!». Он должен помочь построить диалог между руководителями и молодыми сотрудниками, а также рассказать, чем живет рабочая молодежь.

Добровольчество на предприятии

Анастасия Шиварева, заместитель директора Волонтерского центра РМК «Сила Урала»:

«Добровольчество — это тренд мирового уровня, и Россия сейчас участвует в нем очень активно. Русская медная компания (РМК) является ведущей в этом направлении, поскольку мы вовлекаем в волонтерство не только сотрудников компании, но и молодежь городов нашего присутствия. И это находит очень большую поддержку. Для предприятий добровольчество интересно тем, что это важный HR-механизм, помогающий формировать имидж компании. Сотрудники могут реализовывать социальные проекты, делать добрые дела для территорий, в которых они живут, чувствовать свою нужность и значимость».

Во время трека участники разобрали, как компаниям замотивировать сотрудников заниматься добровольчеством, и предложили конкретные рекомендации для своих предприятиях.

По словам организаторов, добровольчество укрепляет командный дух, улучшает имидж компании и формирует общие ценности в коллективе. Участники трека обсудили, с чего начинать добровольческую деятельность на своем производстве, и разработали программы корпоративного волонтерства, которые помогут сотрудникам участвовать в социально значимых проектах.

«Я узнала много нового про волонтерство, — поделилась впечатлениями участница трека Наталья Бочкарева. — Давно хотела попробовать себя в добровольчестве, даже зарегистрировалась на специальном портале, но никак не могла начать. А на форуме нам рассказали про конкретные программы, даже предложили вступить в местную команду волонтеров. И особенно мне понравилось, что мы работали в группах, я очень люблю решать какие-то творческие задачи сообща».

В ходе дискуссий участники трека постарались найти ответ, как организовывать волонтерские акции на предприятии и какой формат добровольчества в компании будет работать лучше всего.

Участники форума стремятся к тому, чтобы добрые дела стали частью корпоративной культуры. Один из первых шагов к этому — идея создать «Комитет добрых дел» — именно так называется итоговый проект участников в этом треке.

Команда предложила создать на базе производственного предприятия волонтерский центр, который будет заниматься организацией добровольческой деятельности, ее популяризацией среди сотрудников предприятия и жителей города.

Это поможет не только вовлечь в добровольчество сотрудников предприятия, но и вовлечь в волонтерскую деятельность остальных жителей города.

Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Кадровый резерв: рост внутри компании

Олеся Жасан, член Ассоциации Карьерных Консультантов Урала и Федерации коучей и Наставников:

«Проблема сохранения кадрового резерва очень актуальна для рабочей молодежи. Молодые амбициозные специалисты хотят развиваться и строить карьеру, но не могут долго ждать повышения, которое откладывается по разным причинам. Поэтому участники трека работали над тем, как сохранить кадровый резерв. Мы полностью разобрали причины ухода молодых специалистов, выяснили, почему они не хотят находиться в кадровом резерве или совсем покидают предприятие, на котором проходили обучение. Что должны сделать работодатели и коллеги, чтобы помочь росту сотрудника на предприятии. Мы обсудили, как вовлечь молодых специалистов в кадровый резерв, поскольку не все новые сотрудники на предприятии готовы выделять дополнительное время на обучение и переобучение для возможного в будущем повышения. Видно, что рабочая молодежь заинтересована в этой теме и хочет профессионально расти».

В условиях высокой конкуренции на рынке труда и дефицита квалифицированных кадров важно создавать условия для роста сотрудников внутри компании. Это не только снижает текучесть кадров, но и повышает лояльность сотрудников.

«Мне было очень интересно послушать лекцию про кадры и резерв на предприятии, — рассказывает участник форума из Нижней Туры Евгений Брякунов. — В моем цехе эта тема тоже актуальна, потому что непонятно, как развиваться внутри системы, кадровый резерв вроде бы и есть, а как получить реальное повышение — не всегда понятно. Я завел новые знакомства, узнал, как работает система повышения и мотивации на других предприятиях. Возможно, в будущем мне поможет эта информация».

Во время работы трека команды обсудили, как выявлять талантливых сотрудников с потенциалом к росту, какие инструменты мотивации лучше всего работают на производственном предприятии, и какой должна быть понятная и доступная каждому сотруднику система карьерного роста.

Итогом данного трека стал план по сохранению молодежи в кадровом резерве на примере отдельного предприятия или цеха. Его создали на основе аналитических данных, которые позволяют планировать конкретные действия для продвижения в той или иной компании. Обязательно учтено и обсуждение актуальности темы с работодателями. Запланировано создание рабочей группы.

Главной задачей команда ставит формирование кадрового ядра, преданного компании. Благодаря удержанию талантливых специалистов на предприятиях за три года должна уменьшиться текучка кадров и увеличиться лояльность сотрудников.

Ранее «Областная газета» писала о том, что Денис Паслер обратился к участникам Форума рабочей молодежи региона.

Алена Перфильева, Елена Волкова,  Анжелика Коротаева, Анастасия Савенко

Школьницы из Нижнего Тагила стали финалистками всероссийского конкурса «Большая перемена»

В Нижнем Тагиле учащиеся школ № 90 и 100 Виктория Плешкун и София Борисова...

«В центре внимания — человек»: как социальные архитекторы могут изменить жизнь

В России заговорили о новой профессии — социальных архитекторах. Их задача — формировать среду, в которой главным ориентиром для развития...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также