Опора страны в производстве алюминия: как в Свердловской области ковались крылья Победы

Три уральских предприятия противостояли двум десяткам заводов, работавших на фашистскую Германию

Три предприятия – Североуральский бокситовый рудник (СУБР в Североуральске), Уральский алюминиевый завод (УАЗ в Каменске-Уральском) и Богословский алюминиевый завод (БАЗ в Краснотурьинске) – стали опорой нашей страны в добыче глинозема и производстве алюминия в годы Великой Отечественной войны.

После остановки Волховского, Днепровского алюминиевых заводов и Тихвинского глиноземного завода УАЗ оказался единственным предприятием в стране, производящим алюминий и его сплавы, а СУБР – единственным добывающим боксит рудником. Практически с самого начала войны и до января 1943 года три уральских предприятия противостояли 20 заводам, работавшим на фашистскую Германию.

Стране была нужна авиация, а значит, боксит, глинозем и алюминий – любой ценой – так ставили для себя задачи рабочие коллективы. И их выполнение сопровождалось многочисленными трудовыми подвигами.

В военные годы субровчане и шахтостроители ввели в строй рудники: Южный, Второй Северный, Третий Северный, Кальинский, Черёмуховский. В тяжелейших условиях северной уральской тайги были заложены 15 малых шахт, построено 45 км ж/д путей, 80 км линий электропередачи. Добыча бокситов проходила в сложных геологических условиях. Люди работали без выходных по 10-12 часов. Основными орудиями труда были кайло, лопата, тачка. Погрузка руды в начале войны велась вручную. Каждый субровчанин знал: 10 тонн добытого боксита – это один боевой самолет.

В начале войны ушедших на фронт мужчин заменили женщины. Они трудились машинистами паровозов, шоферами, взрывниками, бурщиками, экскаваторщиками.

История мировой промышленности еще не знала такого разнообразного и масштабного строительства, как на Богословском и Уральском алюминиевых заводах: сроки пуска цехов, участков, агрегатов, в мирное время исчислявшиеся годами и десятками месяцев, сжимались порой до нескольких недель.

В мирное время первый глиноземный цех УАЗа строился около четырех лет, а второй цех во время войны, со сложнейшим оборудованием, был выстроен, смонтирован и введен в строй за девять месяцев. Цех по производству взрывчатых веществ пущен в работу за 40 суток.

Осенью 1941 года на площадку БАЗа в Краснотурьинске начало прибывать демонтированное оборудование с эвакуированных из прифронтовой полосы заводов: Волховского алюминиевого, Тихвинского глиноземного и частично Днепровского алюминиевого. Первые объекты глиноземного цеха были сданы в эксплуатацию в 1943 году, и в этом же году была выдана первая продукция – гидрат алюминия. В 1943 году уровень добычи бокситов СУБРом превысил довоенный уровень добычи по всей стране. А 17 апреля 1944 года получены первые шесть тонн глинозема в Краснотурьинске. С этого времени началось промышленное производство глинозема, который затем отправлялся на УАЗ.

Благодаря свердловскому металлу боевая техника Красной армии была своевременно обеспечена компактными и легкими двигателями, что оказалось не под силу лучшим конструкторам и промышленникам фашистской Германии.

9 мая 1945 года поступило распоряжение начать выливку алюминия из первых ванн на БАЗе. Она прошла успешно, а утром пришедшие на смену к 7 часам рабочие поздравили своих товарищей с переданным по радио сообщением о подписании акта капитуляции фашистской Германии.

Трудовой подвиг уазовцев отмечен высокими наградами: коллективы УАЗа и Красногорской ТЭЦ отмечены высшей правительственной наградой – орденом Ленина. Ордена Ленина удостоены 9 человек, ордена Трудового Красного Знамени – 31, ордена Знак Почета – 75. 11 раз за годы Великой Отечественной войны СУБР завоевывал в соц­соревнованиях Переходящее Красное Знамя Комитета Обороны страны, и в конце концов оно было передано предприятию на вечное хранение как признание заслуг перед Отечеством. Также в музее предприятия хранятся телеграммы от Сталина с благодарностью за помощь, оказанную фронту субровчанами: переводы денег на танки и самолеты для эскадрильи «Советский артист». Сегодня все три завода являются частью компании РУСАЛ. Однако они сохранили свои исторические названия. Русаловцы бережно хранят историю о подвиге своих предшественников в годы Великой Отечественной войны.

Родом из военного детства

Фото: из архива Леонида Копытова.

В Год защитника Отечества и накануне 80-летия Победы очень важно, чтобы молодое поколение помнило, какие тяготы перенесли те, чье детство и юность пришлись на 40-е годы прошлого столетия. О своем довоенном и военном детстве в Покровске-Уральском (ныне Североуральске) рассказывает Леонид Аввакумович Копытов – главный энергетик СУБРа, ветеран предприятия.

– Мои родители Аввакум Иванович и Клавдия Никитична Копытовы были сосланы в Краснотурьинск из Курганской области вслед за своими родителями Копытовыми и Слудновыми в 30-е годы в период коллективизации. Их родители были по советским меркам зажиточными крестьянами, потому что работали и днем, и ночью. В Краснотурьинске царила полная анархия: голод, не было работы, ссыльные люди умирали. Их складировали прямо на вокзале. Мой отец узнал, что в Покровске-Уральском есть работа и людей кормят более-менее. И пешком по железной дороге он ночью пришел из Краснотурьинска сюда в комендатуру проситься на работу. Комендант принял его ремонтником в леспромхоз. Через месяц по просьбе отца комендант разрешил привести сюда семью. Всей семьей – с родителями и моим трехлетним братом Антоном пришли за ночь в Покровск.

Покровск-Уральский тогда насчитывал около 4000-5000 населения, в основном, конечно, ссыльные. Одна половина работала в леспромхозе, другая половина – на шахте «Первомайская», которая относилась к Богословскому рудоуправлению. Жили мы в деревянных бараках по несколько семей, внутренние перегородки из горбыля с выпавшими сучками. Так что соседи видели нашу жизнь, а мы – их.

Я родился в 1939 году, и был четвертым ребенком среди семерых детей моих родителей. Начало войны я плохо помню. Но тягот досталось всем. Хоть у нас здесь был тыл и пули не летали, но работали, не покладая рук. Помню: отец утром рано уходил на работу и поздно вечером приходил. Бывало, что уйдет в фуфайке и валенках, а придет чуть ли не босиком, потому что всё на фронт отдавали. Мама во время войны работала швеей, шила гимнастерки для фронта. Мой старший брат Антон с 13 лет работал на руднике экскаваторщиком. Он всегда был в передовиках и даже был награжден Сталинской грамотой.

Помню, детский сад и крошечные нормы хлеба. Очень хлеба хотелось, но его не было. У нас была корова, собственно, она нас и кормила. Помню, что в три года сломал ногу, сидел дома один в кроватке и слушал по радио военные сводки. А потом нашел под столом отцовскую гармошку и стал самостоятельно учиться на ней играть. В пять лет я играл в детском саду на музыкальных занятиях и аккомпанировал школьному хору. Директор школы приходила за мной в детский сад, брала под мышки меня и гармошку и несла в школу, и таким же образом возвращала назад. Так игрой на гармошке я в пять лет заработал первые свои трудовые деньги. Мама купила мне рубашку.
Хорошо помню День победы. Было раннее утро, мы все ещё спали, кто на полатях, кто на кровати. Мама нас будит, кричит: «Ребята, вставайте! Мы победили! Всё! Конец войне!». Мы скатились с полатей, бегаем вокруг печки вприпрыжку, радуемся кричим: «Победа!» Этот день объявили выходным, вечером на улице были танцы. Я играл на гармошке разные мелодии, и все покровчане танцевали и пели. Вечером дома сели за стол, и отец поздравил всех нас с победой.

Материалы предоставлены пресс-службой РУСАЛа

Материал опубликован в рамках совместного информационного проекта «Урал — фронту. Свердловская область для Победы». Партнеры проекта: Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, Государственная корпорация «Ростех», Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России, Федерация профсоюзов Свердловской области, Движение Первых в Свердловской области, Управление архивами Свердловской области, Государственный архив Свердловской области, Свердловский областной краеведческий музей, Мультимедийный парк «Россия — моя история. Свердловская область».

 

На Среднем Урале стартовал конкурс проектов «Бюджет для граждан»

Министерство финансов Свердловской области объявило о старте регионального этапа ежегодного конкурса «Бюджет для граждан». Его...

Татьяна Савинова поздравила свердловских медсестер и медбратьев с профессиональным праздником

Заместитель губернатора — министр здравоохранения Свердловской области Татьяна Савинова поздравила медицинских работников региона с профессиональным праздником....

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также