Три предприятия – Североуральский бокситовый рудник (СУБР в Североуральске), Уральский алюминиевый завод (УАЗ в Каменске-Уральском) и Богословский алюминиевый завод (БАЗ в Краснотурьинске) – стали опорой нашей страны в добыче глинозема и производстве алюминия в годы Великой Отечественной войны.
После остановки Волховского, Днепровского алюминиевых заводов и Тихвинского глиноземного завода УАЗ оказался единственным предприятием в стране, производящим алюминий и его сплавы, а СУБР – единственным добывающим боксит рудником. Практически с самого начала войны и до января 1943 года три уральских предприятия противостояли 20 заводам, работавшим на фашистскую Германию.
Стране была нужна авиация, а значит, боксит, глинозем и алюминий – любой ценой – так ставили для себя задачи рабочие коллективы. И их выполнение сопровождалось многочисленными трудовыми подвигами.
В военные годы субровчане и шахтостроители ввели в строй рудники: Южный, Второй Северный, Третий Северный, Кальинский, Черёмуховский. В тяжелейших условиях северной уральской тайги были заложены 15 малых шахт, построено 45 км ж/д путей, 80 км линий электропередачи. Добыча бокситов проходила в сложных геологических условиях. Люди работали без выходных по 10-12 часов. Основными орудиями труда были кайло, лопата, тачка. Погрузка руды в начале войны велась вручную. Каждый субровчанин знал: 10 тонн добытого боксита – это один боевой самолет.
В начале войны ушедших на фронт мужчин заменили женщины. Они трудились машинистами паровозов, шоферами, взрывниками, бурщиками, экскаваторщиками.
История мировой промышленности еще не знала такого разнообразного и масштабного строительства, как на Богословском и Уральском алюминиевых заводах: сроки пуска цехов, участков, агрегатов, в мирное время исчислявшиеся годами и десятками месяцев, сжимались порой до нескольких недель.
В мирное время первый глиноземный цех УАЗа строился около четырех лет, а второй цех во время войны, со сложнейшим оборудованием, был выстроен, смонтирован и введен в строй за девять месяцев. Цех по производству взрывчатых веществ пущен в работу за 40 суток.
Осенью 1941 года на площадку БАЗа в Краснотурьинске начало прибывать демонтированное оборудование с эвакуированных из прифронтовой полосы заводов: Волховского алюминиевого, Тихвинского глиноземного и частично Днепровского алюминиевого. Первые объекты глиноземного цеха были сданы в эксплуатацию в 1943 году, и в этом же году была выдана первая продукция – гидрат алюминия. В 1943 году уровень добычи бокситов СУБРом превысил довоенный уровень добычи по всей стране. А 17 апреля 1944 года получены первые шесть тонн глинозема в Краснотурьинске. С этого времени началось промышленное производство глинозема, который затем отправлялся на УАЗ.
Благодаря свердловскому металлу боевая техника Красной армии была своевременно обеспечена компактными и легкими двигателями, что оказалось не под силу лучшим конструкторам и промышленникам фашистской Германии.
9 мая 1945 года поступило распоряжение начать выливку алюминия из первых ванн на БАЗе. Она прошла успешно, а утром пришедшие на смену к 7 часам рабочие поздравили своих товарищей с переданным по радио сообщением о подписании акта капитуляции фашистской Германии.
Трудовой подвиг уазовцев отмечен высокими наградами: коллективы УАЗа и Красногорской ТЭЦ отмечены высшей правительственной наградой – орденом Ленина. Ордена Ленина удостоены 9 человек, ордена Трудового Красного Знамени – 31, ордена Знак Почета – 75. 11 раз за годы Великой Отечественной войны СУБР завоевывал в соцсоревнованиях Переходящее Красное Знамя Комитета Обороны страны, и в конце концов оно было передано предприятию на вечное хранение как признание заслуг перед Отечеством. Также в музее предприятия хранятся телеграммы от Сталина с благодарностью за помощь, оказанную фронту субровчанами: переводы денег на танки и самолеты для эскадрильи «Советский артист». Сегодня все три завода являются частью компании РУСАЛ. Однако они сохранили свои исторические названия. Русаловцы бережно хранят историю о подвиге своих предшественников в годы Великой Отечественной войны.
Материал предоставлен пресс-службой РУСАЛа
Материал опубликован в рамках совместного информационного проекта «Урал — фронту. Свердловская область для Победы». Партнеры проекта: Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, Государственная корпорация «Ростех», Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России, Федерация профсоюзов Свердловской области, Движение Первых в Свердловской области, Управление архивами Свердловской области, Государственный архив Свердловской области, Свердловский областной краеведческий музей, Мультимедийный парк «Россия — моя история. Свердловская область».