Чтобы обеспечить быструю доставку эвакуированных предприятий, администрация «Металлист» (сейчас Уралтрансмаш) в начале октября приняла решение своими силами строить железнодорожную ветку от товарного двора станции «Свердловск» до завода. К середине октября 1941 года полотно было проложено, движение открыто. Первый эшелон с людьми и оборудованием прибыл 28 октября.
Для приема прибывающих заводов определили производственные площади «Металлист» и еще двух предприятий — вагоноремонтного завода имени Воеводина и автогаража Облуправления связи.
Местные и эвакуированные заводы объединили в один с названием «Завод № 37 имени Орджоникидзе в Свердловске». Созданное объединение оказалось территориально разбросано по городу на трех площадках с большим расстоянием между ними.
Коллектив сложился из рабочих, инженерно-технических работников и служащих с эвакуированных и уральских заводов. На момент пуска завода 15 декабря 1941 года в его составе числилось 7 463 человека.
Сохраняя специализацию и предметно-замкнутый цикл производства, было организовано 18 производственных цехов и 4 вспомогательных, построены электроподстанции, компрессорная и кислородная станции, хранилище для мазута.
Налаживать выпуск боевой продукции приходилось в условиях недостатка важнейших материалов. Например, работа корпусного цеха останавливалась из-за отсутствия ацетилена. Ацетилен заменили пиролизным газом собственного производства, построив пиролизную станцию.

Скорость резки уменьшилась, зато чистота реза улучшилась и не требовалась ее обработка.
Остро недоставало производственных площадей. Из городского земельного фонда к территориям «Металлиста» и «Воеводина» прирезали прилегающие участки. На них в авральном порядке строители Уралсибстроя в суровые морозы 1941 года за 12 суток возвели два деревянных корпуса.
С нуля создавалось производство по выплавке цветных сплавов, серого и ковкого чугуна. Для получения последнего смонтировали томильные печи. Сложно шло освоение литых деталей из высокомарганцовистой стали «Гатфильда». Потребовался опыт других заводов, монтаж пятитонной электроплавильной печи и ее освоение. Комплекс мер обеспечил отливку траков гусениц не только для собственных нужд, но и для поставки Уралмашзаводу к танкам.
Официальный пуск завода состоялся 15 декабря 1941 года. Но первый танк был изготовлен значительно раньше этой даты. Уральский краевед, кандидат исторических наук В.В. Дубленых называет 25 ноября 1941 года.
Широкое распространение получил почин Егора Огаркова — бригадира сварщиков бронекорпусного цеха и Галины Булатовой — электросварщицы. Они предложили объединить два смежных участка и, соответственно, слить две бригады.
В результате высвободилось несколько рабочих, а выработка увеличилась в 2-3 раза. Инициатива новаторов была подхвачена всем заводом. Укрупнение мелких бригад, участков и даже цехов высвободило значительное число рабочих, которые были направлены туда, где рабочих рук недоставало.
С декабря 1941 года по июль 1942 года фронт получил 1 244 танка, в основном Т-60. Среднемесячный выпуск составил 154 боевые машины.

Успех планировалось развить — к выпуску готовился более совершенный Т-70. Но в июле 1942 г. завод получил новое задание, согласно которому вводился в систему Уралмашзавода как агрегатный завод по изготовлению комплектующих узлов и систем для танков Т-34 и самоходных артиллерийских установок. Такие узлы, как трансмиссия, моторные системы, элементы управления силовой передачей и силовой установкой, а также ходовую часть Уралмашзавод изготавливать не мог — не было соответствующего оборудования, технологий, специалистов, производственных мощностей.
В систему Уралмашзавода наш завод вошел на правах двух филиалов — № 1 (бывшие Ι и ΙΙΙ отделы) и № 2 (бывший отдел ΙΙ).
В качестве филиалов работа продолжалась с 30 июля 1942 года по сентябрь 1943 года. После чего оба филиала были выведены из Уралмашзавода с образованием самостоятельного предприятия — «Завод № 50» Наркомата Танковой промышленности СССР.
За годы войны завод дал фронту: 1 244 легких танка, 7 437 комплектов различных агрегатных узлов для танков, 16 451 комплект узлов и бронедеталей.
Анатолий Волкович, председатель Совета ветеранов АО «Уралтрансмаш»
Материал опубликован в рамках совместного информационного проекта «Урал — фронту. Свердловская область для Победы». Партнеры проекта: Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, Государственная корпорация «Ростех», Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России, Федерация профсоюзов Свердловской области, Движение Первых в Свердловской области, Управление архивами Свердловской области, Государственный архив Свердловской области, Свердловский областной краеведческий музей, Мультимедийный парк «Россия — моя история. Свердловская область».