Трудовой героизм работников Синарского трубного завода в годы Великой Отечественной войны

Труженики тыла сражались за Победу, как воины на передовой линии фронта. Синарский трубный ковал Победу в основном женскими и детскими руками

22 июня 1941 года с утра в городском парке проходило массовое народное гулянье. На танцплощадках звучала музыка, нарядные пары кружились в вальсе. Отдыхающие плавали на лодках по реке. Всюду счастливые, беззаботные лица…

Ольга Суханек в ту пору была совсем юной, работала в библиотеке и слегка завидовала тем, у кого выходной: «Вдруг в «тарелке» зашипело, и товарищ Молотов объявил о вероломном нападении фашистов на нашу страну. Страшная весть о войне моментально разнеслась по округе. Я закрыла библиотеку и опрометью побежала домой. По дороге увидела, что возле военкомата уже собираются люди, выстраивается очередь из добровольцев». (Из воспоминаний ветерана СинТЗ Ольги Суханек, 2010 год).

К вечеру объявили мобилизацию. По поселкам Синарского трубного завода забегали нарочные с повестками. Начался призыв в армию мужчин в возрасте от 19 до 55 лет.

Уже 27 июня состоялось собрание домохозяек, жен рабочих, ИТР и служащих. Женщины заявили, что готовы заменить на производстве своих отцов, мужей, братьев и сыновей, уходящих в ряды Красной армии: «Мы придем на завод и не дадим остановиться ни одному станку!» Вскоре для домохозяек организовали курсы по рабочим специальностям.

В первые месяцы войны на Синарский трубный были эвакуированы специалисты и оборудование предприятий европейской части страны. В кратчайшие сроки завод был реконструирован и превращен в мощное производство катаных, волоченых и электросварных труб, холоднокатанной стальной ленты и термообработанных пружин.

Работали на износ, без скидок на возраст. «В 41-м на производство брали мальчишек из 8-10 классов. Без скидки на возраст и неопытность, работали по 12 часов, в две смены. Все участки соревновались между собой, старались выполнить план на 150 – 200%. Вечером уходишь с работы – гора ящиков с продукцией до самого потолка, а утром приходишь – их уже нет, отправлены на фронт. Какой эмоциональный подъем был в цехе! А работали-то в основном малолетки. Идешь по пролету: станки крутятся, а токарей из-за станков не видать! Суровой и снежной выдалась зима 1942-го. Морозы под 40 градусов. Стоишь за станком, а тебе на голову снег валит, руки пристывают к железу. Моего мастера забрали на фронт. Мне пришлось быстро освоить токарное дело». (Из воспоминаний ветерана СинТЗ Алексея Мальцева, 2010 год).

В военное время синарские трубники помимо цеха выполняли всякую тяжелую работу. Рыли фундамент под строительство нового клуба. Когда железную дорогу заносило снегом, шли на станцию на расчистку путей.

В первую военную зиму сложилось тяжелейшее положение с обеспечением жилого сектора завода топливом.  Когда установился постоянный снежный покров, начали тракторными санями развозить торф по домам рабочих. По находящейся в Соцгороде железнодорожной ветке (она обеспечивала работу котельной) разрешили подвозить уголь на платформах. Остальных рабочих, проживающих в старом Каменске и в близлежащих селах, топливом обеспечить не удалось. Жители собирали уголь и угольную крошку на железнодорожных путях и заводской свалке, сосновые шишки, пеньки и хворост – в лесу.

Информация с фронта тревожила – враг наступал. Искалеченных солдат эшелонами отправляли в тыл – в Сибирь, на Урал. Девушки завода одна за другой записывались в заводскую санитарную дружину. В школе №3 разместился эвакогоспиталь. После работы девчата учились оказывать помощь раненым, правильно транспортировать.

В один из летних дней 1941-го сандружинницы получили приказ срочно явиться в школу. Ожидалось прибытие санитарного поезда с ранеными. Местные жители вышли на улицу и сплошной стеной встали вдоль дороги от железнодорожной станции Синарская до госпиталя. Каждому хотелось узнать, нет ли среди раненых бойцов родных или знакомых?

1941-1942 годы, Синарский трубный завод. Монтаж эвакуированного оборудования. Фото: Музей СинТЗ

Поезд прибыл с Ленинградского фронта, в нем было около 500 человек. Лишь немногие могли передвигаться самостоятельно, лежачих больных сандружинницы выносили из вагонов на носилках. В спортзале были установлены ванны и душ. Девушки бережно отмывали прилипшие к ранам бинты с запекшейся кровью, перемешанной с землей и песком. Впервые за несколько месяцев солдаты могли спокойно поспать.

Неимоверными усилиями тысяч людей новое оборудование на Синарском трубном заводе было установлено, выполнялся план по выпуску продукции. Производственное задание из-за экстремальных условий резко увеличивалось день ото дня. Фронт ежечасно, ежеминутно требовал вооружения и боеприпасов. На предприятии развернулось движение многостаночников, выполнявших нормы на 200%. Казалось, люди работают на пределе сил и возможностей, но находились такие герои, кто выдавал за смену 500 и даже 600%.

Весной 1942-года в ремонтно-механическом цехе Синарского трубного завода были организованы первые три фронтовые бригады. Они соревновались между собой. Лучшими были признаны бригады под руководством бригадира Голошейкина – они выполняли норму на 140% – и бригадира Ганчеля – на 160%.

В 1943 году на заводе была открыта школа мастеров, ставшая кузницей кадров руководителей среднего звена. Состоялся митинг, на котором синарские трубники поддержали идею Всесоюзного социалистического соревнования. Известная «двухсотница» – лекальщица Мария Великая (единственная женщина на заводе, выполняющая такую сложную работу), выступая на митинге, сказала: «Посвящаю свою работу фронту. Обязуюсь давать ежедневно не менее 300% задания!» Она вызвала на соревнование своих товарищей по работе. Токарь Кругман взял обязательство давать ежедневно не менее 350% нормы, токарь Кунтыш – не менее 500% нормы.

В июне 1942 года пружинный цех завода выдал продукции в 8 раз больше, чем в декабре 1941 года. В июле 1942 года – в 10 раз больше, чем в январе 1942 года.

На заводе была организована круглосуточная работа цеховых столовых – в ночное время за 15-20 минут рабочие успевали пообедать. Во всех столовых установили столы для передовиков производства, где стахановцы получали обед повышенного качества.

В 1942-м году прирост населения на заводе составил 2 220 человек. Размещение вновь прибывших производилось путем ввода новой жилплощади, изыскания внутренних резервов (под жилые помещения переоборудовали кладовки, кухни, подвалы, ванные комнаты). Всячески уплотняли население рабочих поселков, организовывали новые общежития. Работникам предприятия надо было устраивать быт. За 1942 год было изготовлено и выдано семьям рабочих 1 750 кроватей с сетками, 167 деревянных кроватей, более тысячи табуретов и стульев, 335 столов, 227 тумбочек, 70 шкафов, 80 вешалок, 500 ведер, более 1 000 кадок для засолки овощей, в больших количествах – тазы, корыта, выварки и прочее.

Прирост жилфонда в 1943 году дал возможность переселить работников завода, живших в деревнях. Всего было переселено 547 семей и одиночек. Удалось провести ремонты клуба металлургов, детсадов и ясель, прачечной и бани.

В общежитиях в 1943 году удалось ликвидировать нарную систему. Все землянки заменили специально построенными зданиями. Общежития имели камеры хранения, сушилки для одежды, умывальные комнаты, титаны для кипячения воды, кухни или плиты для индивидуального приготовления пищи, отдельные вешалки для верхней одежды, репродукторы, газеты, настольные игры.

В 1943 году на средства, собранные комсомольцами и молодежью города, были построены три танка «Каменск-Уральский комсомолец». Эти грозные боевые машины вошли в состав танковой колонны «Свердловский комсомолец». Стахановец Синарского трубного завода Анатолий Гарбузов выехал для передачи военной техники танковым экипажам Красной армии.

Легендой на Синарском трубном заводе стала инженерная находка заводских специалистов Надежды Побейпеч, Якова Француза и Евгения Гринберга. До 1942 года в цехах предприятия ежедневно расходовали 175 литров смазочных материалов на основе растительного масла и хозяйственного мыла. Талантливые инженеры-новаторы предложили изготовить из торфяного сала торфяную смолу для смазки в процессе волочения труб. Изобретенная синарскими трубниками уникальная смазка – торфосало – полностью заменила дорогостоящее пищевое масло и по своим характеристикам оказалась даже лучше. Нововведение позволило заводу сэкономить около 1 миллиона рублей – астрономическую по тем временам сумму. Увеличилась скорость волочения труб, производительность труда выросла на 10%. А сколько людей спасло от голода это растительное масло? И не сосчитать.

До мая 1943 года наиболее узким местом на заводе была топливоподача. Требовались механизация топливоподачи и улучшение условий работы.   На углеподаче работали одни женщины. Они вручную лопатами загружали в вагонетки уголь, который хранился под открытым небом. Эти вагонетки по узкоколейке лошадью подвозили к зданию, лебедкой поднимали их на верхнюю галерею и там кочегары вручную загружали уголь в бункера котлов. Вместо вагонеток была смонтирована наклонная галерея с мотором и транспортерной лентой. Но работа оставалась все равно очень тяжелой. На ленту эту также лопатами бросали уголь в любой мороз и жару. Лента часто рвалась, моторы останавливались.

Нелегко было и в котельной, где угольная пыль висела плотным удушающим ковром. Но самым жутким местом было зольное отделение в подвале котельной. Здесь водой из шлангов заливали горячий шлак. Образующийся при этом вверху горячий пар с запахом серы и жидкая грязь под ногами, которую нужно было вручную загрузить в вагонетку, отвезти к подъемнику и вытащить «на-гора», превращали зольник в подобие ада для грешных душ. Работали в этом аду тоже по 12 часов.

Начиная с третьего квартала 1943 года, Синарский трубный стал прибыльным предприятием. В 1944 году завод выпустил продукции в семь с лишним раз больше, чем перед войной.

По итогам городского социалистического соревнования в декабре 1944 года победителем признан Синарский трубный завод, он выполнил декабрьскую программу на 121%.

В январе 1945 года на Синарском трубном заводе получил широкое развитие почин электросварщика одного из Челябинских заводов Егора Агаркова.  Он предложил слить мелкие бригады и участки на основе организационной и технической перестройки, что упрощало структуру управления производством и, главное, позволяло высвободить значительную часть инженерно-технического персонала и рабочих для использования на других участках.

У центральной проходной Синарского трубного завода была вывешена большая красочная карта Европы. На ней красными флажками отмечали передвижение советских войск. Здесь постоянно собирается народ.

В марте 1945 года трубопрокатчики Синарского трубного завода открыли личные лицевые счета на штурм Берлина и вносили в них сверхплановую продукцию и сэкономленный металл, электроэнергию и топливо. Бригады Засельского, Диндикова, Коптелого выполняли производственные задания на 135-136%.

Весной 1945-го года населению города начали возвращать радиоприемники, конфискованные в начале войны. «9 мая 1945 года погода подвела: было холодно, то снег срывался, то дождик моросил. Утром начальник кроватного цеха Борис Иткин вызвал меня в табельную: «Маня, скажи, чтобы после смены никто не расходился. Победа!» Я, не помня себя от счастья, побежала поделиться со всеми радостным известием. Даже не заметила, как споткнулась о высокий порог, упала и в кровь разбила коленку». (Из воспоминаний ветерана СинТЗ Марии Пермяковой, 2003 год).

На заводе состоялся митинг по поводу награждения трубников за самоотверженный труд в дни Отечественной войны. Накануне свыше 5,6 тысячи работников черной металлургии были награждены орденами и медалями.

Всего за годы войны завод поставил оборонным предприятиям более 24 млн метров стальных труб, свыше 30 тыс. метров стальной ленты, 2,5 млн снарядных гильз, 9 млн пружин для автоматического оружия. Заводы страны получили от синарских трубников более 80 тыс. тонн трубной заготовки. Народному хозяйству было поставлено 162 тонны чугунных труб.

Татьяна Игнашова, ведущий специалист УСОиОВ ОП ПАО «ТМК» в г. Каменск-Уральский

При работе над материалом использованы архивные документы и фото, а также воспоминания тружеников тыла и подшивки газеты «Синарский трубник»

Материал опубликован в рамках совместного информационного проекта «Урал — фронту. Свердловская область для Победы». Партнеры проекта: Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, Государственная корпорация «Ростех», Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России, Федерация профсоюзов Свердловской области, Движение Первых в Свердловской области, Управление архивами Свердловской области, Государственный архив Свердловской области, Свердловский областной краеведческий музей, Мультимедийный парк «Россия — моя история. Свердловская область».

Специалисты оценили качество ремонта дорог на Серовском тракте

  Новый автомобиль диагностики, оснащенный отечественным программным обеспечением, проверил качество ремонта на участке Серовского тракта. Работы,...

Школьники Первоуральска продолжают получать свои первые профессии

В Первоуральске продолжается реализация проекта «Моя первая профессия». Летом 2025 года 14 школьников учатся на электромонтеров второго...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также