В условиях промышленной эвакуации на первый план в военном Свердловске вышел электротранспорт. Свердловский трамвай стал «главным грузовиком» города. На нем перевозили военную продукцию, раненых, уголь, хлеб, молоко, почту.
Трамвай – «главный грузовик» Свердловска
Санитарные вагоны, переоборудованные из пассажирских, перевозили раненых бойцов от железнодорожного вокзала до городских госпиталей. В военный период было построено 12 трамвайных подъездных путей к промышленным предприятиям и социально значимым объектам. В 1944 году была построена однопутная трамвайная линия от ул.Щорса до Мясокомбината.
Осенью 1941 года в вагоно-ремонтных мастерских (ВРМ) трамвайного парка на ул. Фрунзе разместился эвакуированный из Москвы механический завод № 2, где изготавливали малокалиберные снаряды для фронта. Поначалу за смену производилось 20 гильз, а в конце 1943 года – уже более 2000.
По воспоминаниям тружениц тыла Руфины Александровны Вагиной, Юлии Степановны Вольхиной, трудившихся в годы войны токарями, рабочие смены длились по 12-18 часов, часто и домой не уходили, оставаясь ночевать в депо. Бывало, что голодали, мерзли без теплой одежды. Под ноги подросткам ставили ящики, чтоб они могли дотянуться до обрабатываемой детали.

Евдокия Яковлевна Кощеева, работавшая в годы войны сначала водителем, а потом слесарем, рассказывала, как сложно приходилось в то время: «Кабины у водителя не было, меня порой так сдавливали, хоть плачь. Если не было сменщика, водитель не имел право заезжать в парк и продолжал работу. Зато в сильные морозы нам давали возможность погреться в диспетчерской на площади 1905 года. Рабочие смены слесарей были по 10 часов и более. Очень тяжко было ремонтировать вагоны, но мы справлялись…»
Трамваи из блокадного Ленинграда
В 1943 году в Свердловск из блокадного Ленинграда было доставлено 30 моторных и 30 прицепных трамвайных вагонов. В музейной комнате истории ТТУ хранится копия выписки из протокола заседания исполкома Ленинградского городского совета депутатов трудящихся от 6 июля 1943 года.
«Чтобы вывезти из окруженного врагом города трамвайные вагоны, туда был направлен начальник технического отдела управления А.Н. Попов. С неимоверными трудностями, под бомбежками и артобстрелами, с помощью ленинградских рабочих и солдат ему удалось отгрузить шестьдесят столь нужных Свердловску вагонов, а также запасные части. В Ленинграде вагоны не пощадили вражеские снаряды и осколки, но все же они были вполне на ходу. Доставленные вагоны восстановили, и это позволило резко увеличить выпуск трамваев на свердловские маршруты.
Но это создало новую проблему. Стали недопустимо перегружаться выпрямители на трех существующих тяговых подстанциях. Необходимо было строить новые подстанции. Ввели в эксплуатацию подстанции № 5 и № 6, № 13 и № 12, которые существенно изменили обстановку в электроснабжении, так как на них впервые были установлены более мощные ртутные выпрямители…», – вспоминал о том героическом времени работавший в военные годы начальником энергохозяйства Борис Семенович Зубрицкий.
Троллейбус: стройка в военное время
В самый разгар войны, в октябре 1943 года, в Свердловске была построена первая троллейбусная линия. Дело в том, что в феврале 1942 года на южной окраине города вступил в строй эвакуированный завод химического машиностроения. Расстояние до цехов от центра города более 10 километров. Государственный Комитет Обороны принял решение – в кратчайшие сроки построить в Свердловске транспортную артерию для подвоза людей на завод.
Объемы работ были громадные и пришлись они на суровую уральскую зиму 1942 года. Предстояло выкопать 6700 кубических метров земли, установить 739 опор для контактной сети, смонтировать 42 километра контактного провода, построить подстанцию, депо, мастерские.

Не хватало оборудования, запчастей, квалифицированных кадров. Часто город не мог выделить строительству даже лошадей. Задерживалось рытье ям под опоры. Острая нехватка рабочих заставила городские власти принять жесткое решение: ямы под опоры должны выкопать жители тех домов, перед которыми намечалось установить столбы.
Стройка с немалыми трудностями была завершена в течение года. 17 октября 1943 года открывали троллейбусную линию эвакуированные из Москвы сначала в Куйбышев, а затем в Свердловск троллейбусы ЯТБ-4. Восстанавливали их женщины и дети.
Митинг по поводу официального ввода в эксплуатацию первой в городе троллейбусной линии от улицы Фрунзе до Нижнеисетска состоялся, как и положено, в торжественной обстановке, с разрезанием красной ленточки старта. Дорога в поселок Нижнеисетск была узкой, зимой из-за снега двум троллейбусам не разъехаться. Поэтому троллейбусы частенько заваливались в придорожную канаву. Шли в ход домкраты, доски. Бывшие водители делились воспоминаниями, как троллейбусы вытягивали танки с завода «Уралмаш», проходившие здесь обкатку.
Автобусы: работа на пределе
В период Великой отечественной войны автобусное движение в Свердловске оказалось практически свернутым. Многие единицы подвижного состава были переданы в армию.
Тем не менее, даже в этот тяжелейший период водители перевыполняли план и экономили горючее. Широко было развито стахановское движение.
Воспоминания ветерана предприятия Анастасии Титовны Филипповой: «Всех мужчин и все грузовики забрали на фронт, автобусы поставили на прикол. Бензиновых грузовиков осталось в гараже всего три. Потом у нас появились газогенераторные грузовики «трехтонки». А шоферов-то нет! Стали девушек набирать. Посылали их на курсы и сажали на эти «трехтонки». Потом появилась другая проблема: стали возить чурку с лесоучастка Сосновского рудника. Чурка была сырая, и девушкам-шоферам приходилось помучиться, прежде чем она «раскочегарится». Слез было немало…»
Трамвай Победы
Ранним утром 9 мая 1945 года на улицы города вышел Трамвай Победы, который сообщал свердловчанам, что война закончилась. Мастер Щекалев и вагоновожатый Бобошин, вывесив на трамвайном вагоне алое полотнище, выехали с ним в триумфальный пробег по городу. Так они не только возвестили о победе над врагом, но и засвидетельствовали достойный вклад свердловских транспортников в освобождении человечества от нацизма.
Ирина Косаченко, редактор газеты «Электропуть»
Источники: «История трамвая и троллейбуса», авторы-составители В.Ф. Башмачникова, Л.М. Сонин. Екатеринбург. ИПП «Уральский рабочий». 1999 г.;
«Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет», автор-составитель Д.Б. Панфилов, составитель В.С. Летягин. Екатеринбург. ИПП «Уральский рабочий». 2000 г.; газета «Электропуть».
Материал опубликован в рамках совместного информационного проекта «Урал — фронту. Свердловская область для Победы». Партнеры проекта: Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, Государственная корпорация «Ростех», Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России, Федерация профсоюзов Свердловской области, Движение Первых в Свердловской области, Управление архивами Свердловской области, Государственный архив Свердловской области, Свердловский областной краеведческий музей, Мультимедийный парк «Россия — моя история. Свердловская область».