С началом Великой Отечественной войны объем железнодорожных перевозок резко возрос: на фронт шли эшелоны с войсками и военными грузами, на восток – с эвакуированными предприятиями и населением. На сервисные локомотивные депо Свердловской области легла непростая задача по ремонту железнодорожной и путевой техники, воинским и эвакуационным перевозкам, доставке грузов для предприятий Урала и Сибири, а также выполнения заказов оборонной промышленности.
В декабре 1941 года в депо «Свердловск» завершили строительство нового цеха подъемочного ремонта паровозов, мастерских, душевых, гардеробных, котельной. Взамен ушедших на фронт рабочих пришли женщины и подростки – члены семей железнодорожников.
В 1943 году коллектив депо принял участие в создании и формировании Уральского добровольческого танкового корпуса. Из депо на фронт ушли 332 человека, 164 из них не вернулись, отдав свои жизни за Родину.
Работники сервисного локомотивного депо «Артемовский», созданного еще в 1915 году, в условиях военного времени совершали настоящие подвиги. В 1942 году коллектив промывочного цеха паровозного депо за одну смену отремонтировал два паровоза, а механический цех паровозного депо выполнил план на 270%.
В годы войны женщины работали наравне с мужчинами и даже больше. Так токарь паровозного депо Евдокия Лоушкина выполняла норму на 300%, а токарь Прасковья Ситникова за 11 месяцев войны выполнила 3 годовых нормы.
За 17 месяцев работы в военное время в депо «Артемовский» было отремонтировано свыше 300 тяжеловесных поездов, в которых дополнительно перевезли более 950 тысяч тонн груза. В декабре 1943 года коллективу паровозного депо Егоршино было вручено Красное Знамя 3-ей Гвардейской Волновахской Стрелковой дивизии и Красное Знамя Управления дороги.

История завода «Ремпутьмаш» (СПРМЗ, входит в Группу Синара) берет начало в 1934 году, когда небольшая путевая машинная станция пермской железной дороги была постепенно реорганизована в путевые ремонтные, а затем – в путевые дорожные мастерские. В самом начале завод специализировался на ремонте автомобилей и другой техники, связанной непосредственно с железной дорогой. Но с началом Великой Отечественной войны работа завода изменилась.
В октябре 1941 года на завод был эвакуирован Перовский вагоноремонтный завод. В годы войны Свердловский завод был переоборудован на выпуск мин, реактивных снарядов для «Катюш» и вагонов-бань.
В конце 1941-го – начале 1942 года был создал Уральский добровольческий танковый корпус. На личные деньги рабочих была куплена самоходная установка СУ-85 и передана бойцам корпуса. Несколько работников предприятия вступили в ряды корпуса.
Поскольку все мужчины ушли на фронт, работали в основном женщины и дети. Бригадирам было по 14 лет, рабочим – по 12. На их долю выпал непосильный труд. За одной сменой следовала другая: многие не уходили с завода и спали прямо рядом со станками.
Тринадцатилетняя Юля Бобылева вместе с мамой и двумя братьями была эвакуирована из Москвы на Урал. И так как в столице мама и старший брат работали на Перовском вагоноремонтном заводе то, прибыв в Екатеринбург, они были сразу направлены на Свердловский ПРМЗ. А Юля пришла работать на заводе приемщицей в цех №2 после окончания вечерней школы.
«Время было тяжелое – вспоминает Юлия Васильевна. – Работали по 12 часов ежедневно. Жили в вагончиках. Есть было нечего, собирали крапиву и лебеду. Оба моих брата работали на заводе токарями, а мама разнорабочей». С тех пор и до самой пенсии Юлия Васильевна проработала на Свердловском заводе.
Деятельность уральских железнодорожников в военные годы стала важной составляющей работы тыла. Несмотря на нехватку кадров и сложные условия, предприятия обеспечивали ремонт техники и бесперебойные перевозки, внеся существенный вклад в снабжение фронта и эвакуацию промышленности.
Полина Дикушина, ведущий специалист департамента по коммуникациям и связям с общественностью Группы Синара
Материал опубликован в рамках совместного информационного проекта «Урал — фронту. Свердловская область для Победы». Партнеры проекта: Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, Государственная корпорация «Ростех», Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России, Федерация профсоюзов Свердловской области, Движение Первых в Свердловской области, Управление архивами Свердловской области, Государственный архив Свердловской области, Свердловский областной краеведческий музей, Мультимедийный парк «Россия — моя история. Свердловская область».