Трест «Уралалюминстрой» — трудовой фронт Каменска-Уральского

Подвиг строителей в годы войны навсегда останется в истории города. В зимние морозы и осеннюю слякоть, под палящим летним солнцем они возводили цех за цехом, дом за домом, прокладывали асфальтированные дороги и тротуары

В 1939 году в Каменске появился трест «Уралалюминстрой» (УАС). В годы войны перед трестом были поставлены серьезные задачи: строительство Каменского магниевого завода (сейчас КУЗОЦМ), завода легких сплавов, ведение дальнейших строительно-монтажных работ на УАЗе и Красногорской ТЭЦ, сооружение жилья, учреждений быта и торговли, клубов, больниц, школ. Мирный созидательный труд уральских строителей, как и всего советского народа, прервала война.

В первый период Великой Отечественной войны все крупные строительные организации страны были переименованы в ОСМЧ (особая строительно-монтажная часть), на них возлагалось выполнение срочных заданий по строительству предприятий оборонного значения. В Каменск стали поступать эшелоны с оборудованием и людьми: в полном составе рабочих, ИТР и служащих эвакуировались Московская строительная организация «Дворец Советов», Всесоюзный монтажный трест «Строймонтаж». В том числе прибыли заводы, проектные организации и научно-исследовательские институты. Общее количество рабочих, оказавшихся в ОСМЧ УАС, включая членов семей, насчитывало свыше 50 тысяч.

Тресту УАС по решению ВКП(б) и Правительства СССР были переданы рабочие с целого ряда строек страны и свыше 30 строительных батальонов. Главным инженером строительства был назначен А. М. Кораблинов, парторгом ЦК ВКП(б) — М. С. Голинский.

Трест начал работать по режиму военного времени: продолжительность рабочего дня была установлена 11 часов, отменены выходные дни и отпуска. Всем работающим в тресте была выдана бронь Государственного комитета обороны. Строители не подлежали призыву в действующую армию.

В те дни территория УАЗа выглядела, словно огромное поле боя. Землеройной техники не хватало. Все автомашины работали на березовых чурках. Мерзлую землю долбили вручную. Жгли костры, использовали взрывчатку.

Первые очереди УАЗа и КТЭЦ строились более пяти лет, а вторые, намного превышающие первые по мощности, были готовы в два раза быстрее. Народный комиссар цветной металлургии П. Ф. Ломако предложил для форсирования строительства цехов завода № 515 (КУЗОЦМ) прикрепить самых сильных инженеров на каждый цех, назвав их начальниками участков. Коллектив был разбит по бригадам, в каждую бригаду был включен один квалифицированный рабочий, знающий монтажно-строительное дело.

На строительной площадке электролитейного цеха № 1 возводились эстакады для девяти индукционных печей «Аякс», подкрановые пути, монорельсы, кран-балки и монтировались четыре печи первой очереди.

В состав Каменской группы строек Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП) входили следующие строительные площадки: завод № 286 (Каменск-Уральский литейный завод), завод № 268 (Каменск-Уральский металлургический завод) и строительство районных подсобных предприятий — Силикатного комбината, Завода металлоконструкций, Деревообделочного комбината, карьеров песка и бутового камня. Для проектирования специальных отраслей были привлечены подрядные организации «Уралсибэлектромонтаж», «Электропечь» и «Теплоэлектропроект».

С начала III квартала 1942 года все стройплощадки треста полностью были охвачены соцсоревнованием по выполнению обязательств, принятых уральцами на имя тов. И. В. Сталина. Организованы гвардейские и стахановские вахты с количеством участников более 5 тысяч. К концу 1942 года строительно-монтажные работы по заводу № 268 были выполнены на 105%. По площадке завода № 286 план выполнен на 103%.

5 мая 1944 года была введена в эксплуатацию первая очередь Каменск-Уральского металлургического завода (КУМЗ) в составе литейного, кузнечного, прессового цехов, комплекса вспомогательных цехов и служб. Всего сдано 117 тыс. кв. метров промышленных площадей.

Завод, оснащенный современным уникальным оборудованием, за годы войны дал оборонной продукции на 172 млн рублей.

В период Великой Отечественной войны упорно работали рационализаторы и изобретатели треста «Уралалюминстрой». За эти годы было внесено более 1 080 рационализаторских предложений.

Наиболее усиленно шли работы над изготовлением заменителей дефицитных материалов.

На стройке не хватало стеновых материалов, и А. М. Кораблинов предложил делать из золы Красногорской теплоэлектроцентрали шлакоблоки. Была разработана технология изготовления шлакобетонных камней из золы и шлака, которые применялись в 1943 году на строительстве Уральского алюминиевого завода и Красногорской ТЭЦ. Было уложено 1,22 млн камней, экономия цемента составила более 3 млн тонн.

Помимо строительства заводов, со второй половины 1942 года вместо жилья временного типа начинает возводиться капитальное жилье с водопроводом и паровым отоплением. За годы войны в эксплуатацию было сдано более 100 тыс. кв. метров благоустроенной жилой площади. Общий объем жилого фонда в 1945 году превышал показатель 1941 года в два раза.

В 1944 году Указом Верховного Совета СССР за успешное выполнение правительственного задания по строительству Уральского алюминиевого завода и Красногорской ТЭЦ большая группа строителей и монтажников ОСМЧ УАС была удостоена орденов и медалей СССР.

Тресту «Уралалюминстрой» восемь раз вручалось переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов СССР за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании.

По решению партии и правительства в помощь тресту «Уралалюминстрой», возводившему вторую очередь Уральского алюминиевого завода, были направлены проектные организации, которые должны были работать в связке со строителями: разрабатывать рабочие чертежи на строящиеся здания и фундаменты под оборудование.

Все строительно-монтажные работы на УАЗе шли по комплексному часовому графику, составленному руководством «Уралалюминстроя» и заводом, утвержденному лично наркомом цветной металлургии СССР П. Ф. Ломако. В решающий момент нарком принял на себя командование самым ответственным участком трудового фронта с кратким названием — УАЗ.

В Каменске-Уральском в годы войны также оказались специалисты Всесоюзного алюминиево-магниевого института (ВАМИ), ленинградского института «Гипроалюминий», московского Главка наркомата цветной металлургии «Главалюминий» и других организаций. Юридически эти люди не были рабочими каменских заводов, но за свою работу в годы Великой Отечественной войны в Каменске были удостоены высоких наград, поэтому мы считаем, что будет правильно включить их в наши списки.

По материалам книги «Трудовой подвиг Каменска-Уральского», автор-составитель О. Рыбакова, издательство ООО «Дизайн вовремя», 2025 г.

Материал опубликован в рамках совместного информационного проекта «Урал — фронту. Свердловская область для Победы». Партнеры проекта: Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, Государственная корпорация «Ростех», Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России, Федерация профсоюзов Свердловской области, Движение Первых в Свердловской области, Управление архивами Свердловской области, Государственный архив Свердловской области, Свердловский областной краеведческий музей, Мультимедийный парк «Россия — моя история. Свердловская область».

Денис Паслер дополнительно выделил почти 180 млн рублей на замену лифтов в домах Свердловской области

Руководитель Свердловской области Денис Паслер на заседании регионального правительства принял решение о выделении дополнительно почти 180...

Свердловчанка Кристина Ильиных заняла шестое место на чемпионате мира по водным видам спорта в Сингапуре

В Сингапуре продолжается чемпионат мира по водным видам спорта. В борьбу за медали вступили прыгуны в воду, сборную России...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также