Они возвращали самолеты в строй

Уральский завод гражданской авиации в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны свердловские авиаремонтные мастерские ремонтно-технического управления «Аэрофлота», с 1943 года авиаремонтная база №404 ГВФ (с 1996 года — Уральский завод гражданской авиации) работали под лозунгом «Всё для фронта! Всё для победы!»

На предприятии ремонтировали самолеты У‑2, авиадвигатели, узлы двигателей и аэросани. Здесь также собирали бомбардировщики АНТ‑40 (СБ), истребители И‑15 и И‑16. Всего за 1941–1945 годы рабочие отремонтировали и вернули в строй 560 самолетов и 1,5 тыс. двигателей.

23 сентября 1941 года был издан специальный приказ. «В связи с особым заданием все цеха переводятся на десятичасовой рабочий день. Он устанавливается с 9 часов утра до 8 часов вечера», — говорилось в документе. После этого выполнение норм отдельных групп рабочих доходило до 500%, тогда как средняя выработка норм по цеху равнялась 214%. До войны на предприятии освоили ремонт учебных самолетов У‑2, а также двигателей М‑11 для этих самолетов. Это помогло в военные годы оперативно модернизировать У‑2 в легкий ночной бомбардировщик. Бомбовая нагрузка в них варьировалась от 100 до 350 килограммов. С моторами М‑11 было выпущено более 50 тыс. таких самолетов.

Завод в годы ВОВ. Фото из архива музея АО «УЗГА»

Свердловские авиаремонтные мастерские не только освоили ремонт самого востребованного в то время двигателя АШ‑62ИР, но и осуществляли замену моторов на самолетах ЛИ‑2. Эти пассажирские самолеты переделали под военные нужды и использовали для высадки десанта и снабжения партизанских отрядов. В военное время двигатель АШ‑62ИР по своим техническим характеристикам не уступал зарубежным аналогам.

В тяжелых условиях инженеры предприятия внедряли новые технологии. Например, технологию балансировки шатунно-кривошипного механизма и коленчатого вала двигателя М‑11 или технологию заливки втулок главного шатуна баббитом, для чего был изготовлен специальный станок для заливки с нагревательным устройством. Также на заводе внедрили технологию изготовления поршней двигателя М‑11 и восстановления цилиндров двигателя методом хромирования зеркала цилиндра.

Мочалов В.А. проводит одну из первых оперативок (1941 год). Фото из архива музея АО «УЗГА»

Введение этих технологий позволило рабочим и ИТР отремонтировать тысячи авиационных двигателей, самолетов, деталей к снарядам и обеспечить фронтовые подразделения необходимой техникой. В архивных материалах говорится: «…инженеры сутками не выходили из цехов, со стоянок самолетов — возвращали к жизни самолеты, моторы, аэросани, которые, казалось бы, невозможно было восстановить».

Слаженную работу авиаремонтного предприятия обеспечивали коллективы моторного, самолетного и механического цехов. Механический цех изготавливал детали реактивного снаряда «Катюша». За смену цех выпускал 135 деталей.

«Производственный план за апрель месяц 1944 года выполнен по товарной продукции на 110%, в том числе по самолетам — 120%, по моторам — 141,8%, по изготовлению боеприпасов — 120,7%», — следует из архивов предприятия.

В апреле 1945 года авиаремонтная база №404 в очередной раз сохранила переходящее Красное Знамя ГВФ и ЦК Союза авиаработников и звание «Лучшая авиаремонтная база ГВФ». Всего за годы войны коллектив завода победил в социалистическом соревновании ремонтных предприятий «Аэрофлота» шесть раз.

Воспоминания сотрудников завода

Валентин Чамовских, шлифовщик:

— В марте 1942 года я поступил учеником токаря в САРМ (Свердловские авиаремонтные мастерские. — прим. «ОГ»), в механический цех, затем стал токарем — делали детали для снарядов «Катюши». 9 мая утром пришел на работу, объявили нерабочий день — впервые за долгие четыре года войны! Всем было ясно — Победа!

Владимир Кривоногов, начальник отдела охраны труда и подготовки кадров:

— В годы войны завод насчитывал порядка 450–500 человек. Это был дружный и сплоченный коллектив. Работники завода работали умело и самоотверженно.

Ираида Сивакова, заместитель начальника отдела охраны труда и промышленной безопасности:

— Во время войны на нашем заводе работали детишки, потому что все отцы ушли на фронт. И 12–14‑летние ребята вставали за станки, подставляли ящики и работали. Работали наравне со взрослыми. И мы выстояли. Ветераны потом говорили: «Спасибо нашему заводу за то, что мы живы». Потому что эта пайка, которую получали рабочие в годы войны, помогла выжить.

Екатерина Воробьева, участница трудового фронта:

— Я поступила на работу в механический цех завода в марте 1944 года. Обучение заняло полтора часа, не больше. Мне доверили производить деталь №26 для снаряда к «Катюше». Я была очень юной, несовершеннолетней еще, но оказалась смышленой — быстро освоила все премудрости операции и стала работать сразу на двух станках. Вместе со мной мама отправила на завод и моего младшего брата. Нашей многодетный семье нужно было как-то выживать, а рабочим на свердловских оборонных заводах давали хороший паек — по 800 грамм хлеба.

Анатолий Жильцов, главный специалист по информационной политике и взаимодействию со СМИ отдела информационной политики АО «Уральский завод гражданской авиации»

Материал опубликован в рамках совместного информационного проекта «Урал — фронту. Свердловская область для Победы». Партнеры проекта: Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, Государственная корпорация «Ростех», Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России, Федерация профсоюзов Свердловской области, Движение Первых в Свердловской области, Управление архивами Свердловской области, Государственный архив Свердловской области, Свердловский областной краеведческий музей, Мультимедийный парк «Россия — моя история. Свердловская область».

Движение автотранспорта на реконструируемом участке ЕКАД направили по новым полосам

Дорожники 28 октября перезапустили автомобильное движение по новым полосам реконструируемого участка Екатеринбургской кольцевой автодороги...

Урал аграрных достижений: Свердловская область принимает крупнейшую отраслевую выставку

В Екатеринбурге 29 сентября начнет работу XIII Межрегиональная агропромышленная выставка УрФО и «Агропром Урал»...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также