Вячеслав Сурганов — геологоразведчик уральского парламентаризма

С почетным гражданином Свердловской области Вячеславом Сургановым, который в 1990-е принимал самое активное участие в создании и становлении законодательной власти в регионе, журналисты «Областной газеты» встретились за неделю до его дня рождения. Приехали, чтобы расспросить о работе в переломные для страны годы в Верховном совете РФСР, в Областной думе, в Совете Федерации, но Вячеслав Сергеевич начал разговор с геологии. Этой отрасли он отдал 34 года из девяти десятков прожитых лет, а политике – только десять. В соответствии с этим и расставлены им приоритеты.

«Геология привела в политику»

Вячеслав Сурганов называет себя геологом от рождения. И это не просто фраза. Профессию он выбрал по примеру отца, который всю жизнь проработал на разных должностях в геологоразведке.

«К отцу часто приходили коллеги, — вспоминает юбиляр, — они вели разговоры о горных породах, буровых установках, тех или иных рудных проявлениях. Я все это впитывал…»

Окончив в 1956 году Свердловский горный институт, Вячеслав Сергеевич стал работать старшим буровым мастером на Гумешевском медном руднике. Выбрал это место при распределении не случайно.

«Там мы жили с родителями после войны, дом стоял на берегу пруда, у нас была лодка, я рыбачил».

Идея вернуться в памятные с детства места оказалась счастливой. Там он встретил свою будущую жену Раису, с которой прожил долгие 66 лет. Карьера тоже складывалась успешно — начальник участка, главный инженер, в 30 лет — начальник Полевской геологоразведочной партии. Как отличного специалиста Вячеслава Сурганова направили за границу, он работал в Гане, Иране и Эфиопии, помогал развивать сырьевую базу в этих странах.

После возвращения на Родину в 1969 году его назначили начальником Уральской геологоразведочной партии, которая базировалась в Верхней Пышме, а затем — управляющим трестом «Уралцветметразведка». Под его руководством трест вышел в передовые, в 1988-1989 годах ежеквартально становился победителем во Всесоюзном соревновании. И в 1990 году ему предложили баллотироваться в народные депутаты РСФСР.

«Почему я дал согласие? Геология с середины 80-х переживала кризис, да и экономика в целом требовала реформ, и я был убежден, что на республиканском уровне смогу более успешно решать вопросы развития отрасли», — говорит Вячеслав Сурганов.

Одновременно с республиканскими проходили выборы в городской Совет народных депутатов Верхней Пышмы. Управляющий трестом «Уралцветмет­разведка» участвовал в тех и других — и в обоих выиграл. На первом съезде народных депутатов РСФСР Вячеслава Сурганова выбрали в Верховный Совет, а на первом заседании Совета народных депутатов Верхней Пышмы — председателем горсовета. Эта должность не предполагала совмещения, и ему пришлось оставить свой трест.

Реформа местного значения

Теперь его главным делом стала политика, и он занялся ею всерьез. Едва ли не первым в стране Вячеслав Сурганов произвел реорганизацию местной власти в Верхней Пышме. Он предложил упразднить исполком, передав его функции президиуму городского Совета. Депутаты реформу одобрили. Правда, раздавались голоса, что Сурганов «узурпировал власть». Но в ноябре 1991 года было принято решение создать администрации на всех уровнях власти. Депутаты Верхнепышминского горсовета единогласно рекомендовали на должность главы администрации города Вячеслава Сурганова, а глава администрации Свердловской области Эдуард Россель подписал документы о его назначении.

Периодически главе администрации Верхней Пышмы приходилось отрываться от местных дел, чтобы участвовать в работе Верховного совета РСФСР. Вячеслав Сурганов выбрал для себя Комитет по экологии и природопользованию, и принял самое активное участие в работе над проектом закона «О недрах», весьма важного для России, чья экономика на тот момент была преимущественно сырьевой.

«Совмещать депутатскую деятельность в Москве и работу в Верхней Пышме было сложно, и я вынужден был снять с себя полномочия члена Верховного совета РСФСР, — признается Вячеслав Сергеевич. — Но мандат депутата РСФСР сохранил — он давал дополнительные полномочия и статус, помогал приносить пользу городу, я мог встретиться и обсудить вопросы с любым министром, с председателем кабмина».

Однако ситуация, по его словам, после избрания Бориса Ельцина президентом Российской Федерации накалялась, в сентябре 1993 года он издал указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ и прекращении полномочий народных депутатов Российской Федерации. Советы народных депутатов на местах тоже упразднили. Вячеслав Сурганов смог полностью сосредоточиться на руководстве администрацией Верхней Пышмы.

Но в 1994 году ему предложили выдвинуть свою кандидатуру в депутаты Свердловской Областной думы. Он согласился и в апреле получил мандат.

«Собрание, предваряющее первое заседание думы, и само заседание поручили вести мне как самому старшему по возрасту — такова традиция, — вспоминает Вячеслав Сурганов. — Председателем Областной думы был избран Эдуард Россель, а я — заместителем. Через год, после избрания Эдуарда Эргартовича губернатором, председателем думы выбрали меня».

— Вячеслав Сергеевич, за тот период, когда вы занимали пост спикера Свердловской областной думы, а затем Областной думы Законодательного Собрания, было принято свыше 250 законов. Чем это было вызвано?

— Мы стояли у истоков регионального законодательства. ­До 90‑х областных законов вообще не было, нам пришлось начинать с нуля. Лично мне очень помог опыт работы в Верховном Совете РСФСР, в частности над законопроектом «О недрах». В законотворческой деятельности мы опережали другие субъекты Российской Федерации. Нашу деятельность коллеги признавали эталонной. Разве этим нельзя гордиться?

Принятие законов диктовалось самой жизнью, которая тогда не была легкой. Назову лишь несколько важных законов – «О ветеранах», «О защите прав ребенка», «Об образовании». В последнем, кстати, мы оставили обязанность школы заниматься не только обучением, но и воспитанием. Тем самым областной закон вступал в противоречие с федеральным, откуда воспитательную функцию школ убрали. Затем это несоответствие по предписанию прокуратуры депутаты вынуждены были устранить. А теперь обязанность образовательных учреждений заниматься воспитанием снова вернули в закон. Жизнь доказала, что правы были мы.

— У нашего региона первого в стране появился свой Устав.

— Над ним мы работали тщательно. Я прочитал семь редакций законопроекта, прежде чем он был утвержден. Мы думали, раз в новой Конституции за субъектами Федерации закреплено право законотворческой деятельности, то мы имеем право принять Устав, определяющий жизнь и деятельность региона. Но в Москве думали иначе и нам чинили немало препятствий. Но Устав был принят. Экспертами он был признан эталонным.

— Свердловская законодательная власть, безусловно, занимает достойное место в истории парламентаризма новой России. Можно ли говорить о том, что это связано с какими-то уникальными особенностями свердловской политики?

— Очень хорошо, что Россель поработал в Облдуме и на себе понял, что такое законодательная власть. Потом он всегда говорил, что главная власть — законодательная, перед ней нужно снимать шляпу. Если бы было по-другому, у нас бы не было такого Законодательного Собрания. И среди депутатов в большинстве были люди, которые хотели сделать свою работу хорошо. Поэтому наше Заксобрание было одним из самых эффективных, а наши законы — лучшими среди всех субъектов Федерации.

— Как строилось взаимодействие с политическими партиями, с исполнительной властью региона? С оппонентами внутри парламента?

— В то время царила разноголосица политических взглядов. И нужно было уметь договариваться, чтобы решить вопросы. Не все были готовы поступиться своими узкопартийными интересами ради общего дела. Тем не менее здравый смысл брал верх. Приведу в пример обсуждение вопроса о создании в думе партийных фракций. Я был против, считал, что это приведет к расколу. Представьте, семь партий на 28 депутатов! Как тут принимать решения? Я понимал, как это опасно, старался убедить в этом депутатов. В итоге за фракции проголосовало всего восемь человек.

Мешала работе борьба за власть между лидерами партий. Они нацеливали депутатов не на решение актуальных для региона вопросов, а на дестабилизацию работы, чтобы путем давления обеспечить приход к руководству думой «своих людей».
Взаимодействие с органами исполнительной власти во многом зависело от их руководителей. С Алексеем Петровичем Воробьевым и Эдуардом Эргартовичем Росселем работалось плодотворно, про других не скажу.

Депутатский корпус был очень пестрый. Случалось, спорили до хрипоты. Да и амбиций хватало. Если было необходимо, то я мог разговаривать жестко. Мог поставить на место, если человек свои или партийные интересы ставил выше общественных. Тогда я заработал первый инфаркт.

Но главное — дело двигалось вперед. Мы заложили основы, фундамент, создали работоспособный механизм законотворческой деятельности. Я считаю, в этом наша безусловная заслуга.

— Как спикер Облдумы вы были еще членом Совета Федерации — насколько эта работа была для вас интересной, или было полезнее работать, что называется, на земле, на региональном уровне?

— Дважды я там был. Первый раз в январе 1996 года меня делегировали. Через год еще раз там работал. Это было очень полезно для области, для страны. Регион представляли два высших должностных лица субъекта Федерации. Люди, которые были в курсе, что творится в области, и отстаивали в рамках своей компетенции интересы региона. Меня как человека, как деятеля эта работа обогащала.

— Что, на ваш взгляд, самое важное в работе регионального парламента?

— Понимать интересы народа и действовать в его интересах. Повторю, мы всегда принимали только те законы, которые были насущно необходимы на тот момент, могли улучшить положение людей, повлиять на экономику, социальную сферу…

— С кем-то из бывших коллег отношения поддерживаете?

— С Эдуардом Эргартовичем Росселем, Семеном Исаковичем Спектором, Анатолием Войцеховичем Гайдой.

— Какой совет вы можете дать нынешним и будущим депутатам?

— Решать все вопросы только в интересах региона и страны. Быть ответственными перед людьми, которые оказали вам доверие. Если что-то по­обещали, обязательно сделайте. Несмотря ни на какие трудности, потому что трудно всегда.
Моя политическая деятельность – от звонка до звонка – пришлась на период, который я называю «десятилетие излома». 10 апреля 1990 года я пришел в кабинет председателя горисполкома Верхней Пышмы, а 20 апреля 2000 года я ушел из кабинета председателя Областной думы. Но к тому времени наш регион уже находился на подъеме. В 1999 году Свердловская область одной из первых в стране рванула вперед по объему производства промышленной продукции. Как видите, кое‑что нам удалось сделать.

Досье «Областной газеты»

Вячеслав Сергеевич Сурганов

Родился 27 июля 1933 года в г. Бакал Саткинского района Челябинской области.

В 1956 году окончил Свердловский горный институт им. В.В. Вахрушева и с этого года трудился в сфере геологоразведки.

Начальник Уральской геологоразведочной экспедиции Управления геолого-маркшейдерских работ Минцветмета СССР (1969-1984).

Начальник Уральской геологоразведочной экспедиции, управляющий Уральским производственным геологоразведочным трестом Минцветмета СССР (1986-1990).

Председатель Верхнепышминского городского Совета народных депутатов (1990-1991).

Член Верховного Совета Российской Федерации (1990-1991).

Глава администрации города Верхняя Пышма Свердловской области (1991‑1994).

Заместитель председателя Свердловской Областной думы (1994-1995).

Председатель Свердловской Областной думы (1995-1996).

Председатель Областной думы Законодательного Собрания Свердловской области (1996-2000).

Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва, представитель Законодательного Собрания Свердловской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (1996-1997).

Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (1998-1999).

В 2000 году Вячеславу Сергеевичу Сурганову присвоено звание «Почетный гражданин Свердловской области».

Два свердловских города получат по 40 миллионов рублей на обустройство туристического центра

Среди муниципалитетов Свердловской области стартовал конкурс на получение субсидии на обустройство туристического центра города. На эти цели...

Когда можно применить положения закона о компенсации морального вреда? Юридическая консультация

Разъясняет главный специалист Владимир Долматов: Компенсация морального вреда — один из способов защиты гражданином его нарушенных прав...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также