Можно ли притвориться, что фантазии правдивы: новый «Мюнхгаузен» завершил сезон Екатеринбургского ТЮЗа

Спектакль о конфликте реальности и вымысла по пьесе Ирины Васьковской

Театральный сезон в Екатеринбургском ТЮЗе завершился премьерой спектакля «Мой Мюнхгаузен» режиссера Сергея Молочкова. Это переосмысление с детства знакомых историй в современных обстоятельствах. Несмотря на то, что в названии фигурирует имя самого правдивого барона, постановка совсем не об этом. Книга Рудольфа Эриха Распе служит скорее поводом для диалога, фоном для происходящих в семье событий и размышлениях о потере и новом начале. Жанр спектакля обозначен как театральное хулиганство, но сюжет заставит многих родителей задуматься о важности честных разговоров с детьми.

Спектакль начинается с переезда семьи в новую квартиру, где еще нет мебели, зато много свободного места и неразобранных коробок с вещами. Еще предстоит закончить ремонт и привыкнуть к жизни на новом месте. Пока родители заняты бытовыми проблемами и обустройством нового жилища, мальчик, которого сыграл Владислав Пивнев, скучает по старой школе и оставленных в другом городе друзьях и погружается в мир вымысла, играя со своей любимой собакой Мотей в исполнении народной артистки России Любови Ворожцовой.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Сам режиссер говорит, что такое начало было выбрано неслучайно:

«Переезд — это всегда пиковое обстоятельство. Точка нового начала жизни и всегда стресс. Родители не были заняты ребенком, а сын тем временем проводил все время в фантазиях с лучшим другом — собакой Мотей. И конечно, уходил в параллельный мир. Когда мы разговаривали о спектакле с Ириной Васьковской, я описал ей свою идею и попросил вписать истории Мюнхгаузена. Тем более, что раньше на сцене ТЮЗа они не ставились. И нужно помнить о том, что читать и фантазировать на самом-то деле полезно. И играть вот так, без гаджетов, тоже. Главное, уметь возвращаться в реальность», — делится Сергей Молочков.

Но как раз возвращаться в пустую квартиру к нервным родителям и незнакомым местам мальчик не хочет. Он перевоплощается в персонажа любимой книги — барона Мюнхгаузена и вместе с Мотей разыгрывает сцены охоты на куропаток. В поджарившихся птиц в этом случае превращается пара папиных кроссовок. К игре присоединяются родители, и вот уже папа (Ростислав Ганеев), и сам измученный этими бесконечными делами, изображает то грозного медведя, то крокодила, а мама в исполнении Василисы Борок, ненадолго оставляет список обязанностей всех членов семьи и превращается в оленя, у которого из головы выросло вишневое дерево. Эти семейные игры сближают мир фантазий ребенка и реальную жизнь, а семья, наконец, проводит время вместе. Родители и сами ведут себя как дети, наслаждаясь игрой. Видно, что смена привычной обстановки внесла хаос в жизнь семьи. Родители переживают за сына, но не могут подобрать нужных слов для разговора. В итоге им оказывается проще погрузиться с ним в фантазии, чем начать диалог.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Спектакль безусловно детский. Истории-выдумки показаны смешно и ярко, действия динамичные, на сцене все время происходит что-нибудь забавное. То папа слишком вживается в роль, то собачка катается на скейтборде, то мальчик лезет через зрительные места, имитируя полет на ядре. А потом так же спускается на сцену.

И в то же время в спектакле много серьезного. Зрителю очень тонко, через бытовые разговоры показывают, что нужно бережно относиться к детским фантазиям и все-таки позволять оставаться детьми. В пьесе Ирины Васьковской, по которой поставлен спектакль, прекрасно передана и растерянность родителей, и желание сбежать в воображаемый мир мальчика. Нужно отметить, как хорошо работает пространство на сцене и декорации художника-сценографа Ксении Тропиной. Окно становится то столом, то жилищем Мюнхгаузена, а то и вовсе луной в космосе, стоит набросить на него простыню и подсветить фонариком. Лыжи превращаются в оленьи копыта, а кухонная утварь — в рога. Та же коробка с вещами может стать кораблем, лыжная палка — мачтой, а дождевик — парусом. Очень правдоподобно показано, как обычно проходят детские игры — реквизитом для них становится все, что оказалось под рукой.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

«В жизни есть много тем, о которых нужно разговаривать. Почему-то родители думают, что дети ничего не понимают, но это не так. Должен быть диалог, честными и понятными словами. Как только мы перестаем друг с другом разговаривать — теряем нить общения. Пусть разговор иногда будет сложный, конфликтный, напряженный, но только через него можно донести свои мысли», — рассказывает Сергей Молочков.

Финал у «Моего Мюнхгаузена» трогательный и немного печальный. Но главное, что бы ни случалось — семья вместе.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге представили спектакль «Птицы белые» к 80‑летию Победы.

Свердловские предприятия планируют инвестировать в парк «Заречный» 255 млн рублей

Первые резиденты подписали соглашения с управляющей компанией нового индустриального парка «Заречный». Высокотехнологичные предприятия «УралАктив»...

25 и 27 июня в Свердловской области изменится расписание электричек

На севере Свердловской области 25 и 27 июня электрички будут ездить по другому расписанию. Это связано с проведением планового ремонта...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также